Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за второе полугодие 2003 года - I квартал 2004 года

В целях применения подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ:

Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно статье 149 Кодекса и операций, не признаваемых объектом  налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Согласно статье 39 Кодекса, в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Статьей 38 Кодекса установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Порядок образования и деятельности третейских судов регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон).

В соответствии со статьей 3 Закона постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, регулируется статьей 16 Закона.

Согласно указанной статье Закона, расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, возмещаются сторонами, то есть разрешение спора в третейском суде производится на возмездной основе.

Сумма расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, распределение указанных расходов между сторонами на основании пункта 2 статьи 33 Закона указывается в резолютивной части решения третейского суда.

В связи с изложенным денежные средства, полученные юридическим лицом, при котором в установленном порядке действует третейский суд, за разрешение споров в третейском суде, возникающих между сторонами третейского разбирательства, являются выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе.

На основании вышеизложенного, указанные средства учитываются при определении налоговой базы и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона если правилами постоянно действующего третейского суда не определено, что стороны несут расходы, указанные в пункте 1 статьи 15 Закона, то такие расходы включаются в состав расходов постоянно действующего третейского суда (третейский сбор).

Положением о третейских сборах и расходах в Третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, утвержденным приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 25.12.92 N 138, определено, что Третейский суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации по каждому принятому к рассмотрению делу взимает третейский сбор, суммы которого идут на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда (гонорары третейским судьям, вознаграждение юридических и технических сотрудников).

В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в т.ч. лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" установлено, что государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" государственная пошлина относится к федеральным налогам, доходы от поступления которой зачисляются в бюджетную систему Российской Федерации.

Суммы третейского сбора, взимаемые Третейским судом, идут на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда.

Постоянно действующие третейские суды на основании статьи 3 Закона не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Следовательно, третейский сбор не подпадает под действие освобождения от налогообложения, установленного подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

В связи с изложенным суммы указанного сбора также включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и подлежат налогообложению на общих основаниях (письмо МНС России от 21.07.2003 N 03-1-09/2237/16).