Недействующий

     

Проект N 359994-3

Внесен депутатами
 Государственной Думы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство о торгово-промышленных палатах

1. Законодательство о торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

2. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, создаваемых в форме торгово-промышленных палат, формирования и использования их имущества, права и обязанности членов торгово-промышленных палат, основы управления торгово-промышленными палатами, формы их взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

3. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению к торгово-промышленным палатам, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, за исключением палат, образуемых с участием иностранных организаций и (или) предпринимателей (смешанных торгово-промышленных палат).

4. Законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях применяется к торгово-промышленным палатам в случаях, когда соответствующие правоотношения не урегулированы настоящим Федеральным законом.


Статья 2. Понятие торгово-промышленной палаты

1. Торгово-промышленной палатой является основанная на членстве негосударственная некоммерческая организация, созданная для объединения субъектов предпринимательской деятельности, развития предпринимательства, координации деятельности своих членов, представления и защиты их общих интересов, реализации целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иных общественно полезных целей.

2. Торгово-промышленная палата является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.

Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею организаций, так же как и эти организации не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Словосочетание "торгово-промышленная палата" может быть использовано только в наименованиях организаций, созданных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Торгово-промышленная палата может разрешить использование словосочетаний, образованных на основе словосочетания "торгово-промышленная палата", в наименованиях организаций, учредителем или участником которых является данная торгово-промышленная палата, а также принять решение о прекращении использования этих словосочетаний в наименованиях указанных организаций.

Другие организации не вправе использовать в своих наименованиях словосочетания "торгово-промышленная палата", "торговая палата", "промышленная палата" и образованные на их основе словосочетания.

     

     

Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат

1. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, интегрированию российской экономики в мировую хозяйственную систему, формированию cовременной промышленной, финансовой, торговой и информационной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательства, осуществлению саморегулирования предпринимательской деятельности, урегулированию отношений организаций и индивидуальных предпринимателей с их социальными партнерами, развитию торгово-экономических и научно-технических связей субъектов предпринимательской деятельности Российской Федерации с субъектами предпринимательства иностранных государств.

2. Торгово-промышленные палаты выполняют следующие основные задачи:

содействуют развитию социальной рыночной экономики в Российской Федерации и привлечению в нее инвестиций;

оказывают помощь организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью, представляют и защищают их интересы, в том числе за рубежом;

содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также отраслей экономики и организаций;

организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности;

обеспечивают взаимодействие субъектов предпринимательской деятельности с государственными, муниципальными и иными органами, а также с социальными партнерами;

содействуют созданию и развитию в Российской Федерации саморегулируемых организаций;

содействуют формированию правил и стандартов предпринимательской деятельности, норм и правил деловой этики, обеспечивают их выполнение;

содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

содействуют созданию, правовой охране и использованию прав интеллектуальной собственности;

содействуют развитию экспорта произведенных в Российской Федерации товаров и услуг, оказывают помощь организациям и индивидуальным предпринимателям в проведении операций на внешнем и внутреннем рынках и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и недобросовестного партнерства;

содействуют урегулированию экономических споров, возникающих между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, развитию международных коммерческих арбитражей, третейского разбирательства, согласительных процедур и других негосударственных форм рассмотрения споров;

оказывают услуги российским и иностранным организациям и индивидуальным предпринимателям;

содействуют созданию и развитию инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности;

выполняют другие задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и положениями международных договоров Российской Федерации.

     

     

Статья 4. Государство, местное самоуправление
и торгово-промышленные палаты

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие в осуществлении целей и задач торгово-промышленных палат, способствуют обеспечению их помещениями, средствами связи и другим необходимым имуществом.

Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать торгово-промышленным палатам экономическую поддержку в формах предоставления государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование, полного или частичного освобождения от платы за пользование государственным или муниципальным имуществом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления привлекают торгово-промышленные палаты к участию в разработке и реализации государственных и муниципальных программ, к подготовке законодательных и иных правовых актов, к организации и проведению конкурсов на размещение заказов для государственных или муниципальных нужд, а также к выполнению других функций в сфере разработки и реализации социально-экономической политики.

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут по согласованию с торгово-промышленными палатами возлагать на них либо передавать им определенные функции, связанные с развитием или регулированием предпринимательской деятельности. Наделение торгово-промышленных палат указанными функциями осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми в пределах своей компетенции соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в области экономики, внешних экономических связей, налогообложения, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, направляются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствующие торгово-промышленные палаты для проведения независимых экспертиз и подготовки заключений.

Торгово-промышленные палаты в месячный срок с даты получения проектов нормативных правовых актов, указанных в настоящем пункте, направляют в соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления заключения по результатам проводимых ими экспертиз.

Указанные проекты нормативных правовых актов вносятся на их рассмотрение вместе с заключением торгово-промышленной палаты. Непредставление торгово-промышленной палатой заключения в установленный срок не является препятствием для внесения проектов нормативных правовых актов на их рассмотрение.

5. Вмешательство государственных или муниципальных органов и их должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность государственных или муниципальных органов и их должностных лиц, не допускается.

Статья 5. Торгово-промышленные палаты, саморегулируемые организации и иные некоммерческие организации субъектов предпринимательской деятельности

1. Саморегулируемые организации, ассоциации (союзы) и иные некоммерческие организации субъектов предпринимательской деятельности, а также их объединения могут быть членами торгово-промышленных палат. Торгово-промышленные палаты представляют и защищают интересы указанных организаций и их объединений в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

2. Торгово-промышленная палата Российской Федерации организует взаимодействие между саморегулируемыми организациями, некоммерческими организациями субъектов предпринимательской деятельности, торгово-промышленными палатами, а также осуществляет общую координацию их деятельности.

     

     

Глава II. Образование торгово-промышленных палат
и прекращение их деятельности

     

Статья 6. Система торгово-промышленных палат

1. Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации образуют единую систему, которая включает:

Торгово-промышленную палату Российской Федерации;

территориальные торгово-промышленные палаты, образованные на территории субъектов Российской Федерации;

местные торгово-промышленные палаты, образованные на территории одного или нескольких муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

2. Принципы взаимоотношений в системе торгово-промышленных палат устанавливаются органами управления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в пределах своей компетенции, определяемой Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.


Статья 7. Порядок образования торгово-промышленных палат

1. Торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее чем 30 учредителей на основе принципа добровольного объединения. Учредителями торгово-промышленной палаты могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

2. Учредители торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются органы управления и контрольные органы торгово-промышленной палаты.

Учредители торгово-промышленной палаты с момента ее государственной регистрации становятся членами торгово-промышленной палаты, приобретают права и выполняют обязанности, предусмотренные уставом.

3. Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации создаются по территориальному принципу и действуют в пределах территорий, на которых они образованы.

На территории субъекта Российской Федерации, равно как и на территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации, может быть образована только одна торгово-промышленная палата соответствующего уровня. При этом на территории города, состоящего из нескольких муниципальных образований, может образовываться только одна торгово-промышленная палата.

 

Статья 8. Членство в торгово-промышленных палатах

1. Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские организации и индивидуальные предприниматели, в том числе юридические лица, объединяющие организации и (или) индивидуальных предпринимателей.

Члены торгово-промышленной палаты имеют равные права и обязанности.

2. Местные торгово-промышленные палаты становятся членами территориальных торгово-промышленных палат в порядке и на условиях, определяемых Уставом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Торгово-промышленные палаты, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, с момента их государственной регистрации становятся членами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Статья 9. Устав торгово-промышленной палаты

1. Устав торгово-промышленной палаты должен предусматривать:

1) наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности торгово-промышленной палаты;

2) наименование территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приема в члены торгово-промышленной палаты и прекращения членства в ней;

4) права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;

5) порядок формирования, структура и компетенция органов управления и контрольных органов торгово-промышленной палаты, сроки полномочий указанных органов и порядок принятия ими решений;

6) источники формирования имущества торгово-промышленной палаты;

7) порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;

8) порядок реорганизации и ликвидации торгово-промышленной палаты;

9) порядок использования имущества в случае ликвидации торгово-промышленной палаты;

10) сведения о филиалах и представительствах торгово-промышленной палаты.

2. В уставах торгово-промышленных палат могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленных палат.

3. Уставы торгово-промышленных палат не должны противоречить Уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»