Не вступил в силу

     

     

КОНСУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
между Республикой Коста-Рика и Союзом
Советских Социалистических Республик
(Сан-Хосе, 24 октября 1985 года)



Республика Коста-Рика и Союз Советских Социалистических Республик, в интересах дальнейшего развития дружественных отношений и сотрудничества между обоими государствами, стремясь содействовать защите их интересов и интересов своих граждан, руководимые желанием урегулировать консульские отношения между обоими государствами, решили заключить настоящую Консульскую конвенцию и с этой целью согласились о нижеследующем:

Раздел I. Определения

Статья 1


В настоящей Конвенции:

1) "консульское учреждение" означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство;

2) "консульский округ" означает территорию государства пребывания, отведенную консульскому учреждению для выполнения консульских функций;

3) "глава консульского учреждения" означает лицо, которому представляемое государство поручило действовать в этом качестве;

4) "консульское должностное лицо" означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено выполнение консульских функций;

5) "сотрудник консульского учреждения" означает любое лицо, выполняющее в консульском учреждении постоянные административные или технические функции;

6) "работник консульского учреждения" означает консульские должностные лица и сотрудники;

7) "работник обслуживающего персонала" означает любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения;

8) "консульские помещения" означает здания или части зданий и прилегающие к ним земельные участки, которые используются исключительно для целей консульского учреждения, кому бы ни принадлежало право собственности на них;

9) "консульские архивы" означает всю официальную переписку, корреспонденцию, документы, книги, фильмы, ленты звукозаписи, реестры консульского учреждения, коды, шифры, картотеки и любые предметы обстановки, предназначенные для обеспечения их сохранности или хранения;

10) "судно представляемого государства" означает любое судно, имеющее право плавать под флагом этого государства;

11) "воздушное судно представляемого государства" означает любой летательный аппарат с опознавательными знаками представляемого государства.

Раздел II. Открытие консульских учреждений.
Назначение консульских должностных лиц и
сотрудников консульских учреждений

     
Статья 2

1. Консульские учреждения могут быть открыты на территории государства пребывания с согласия этого государства.

2. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются в каждом конкретном случае по соглашению между представляемым государством и государством пребывания.

3. Любые изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться только с согласия государства пребывания.

Статья 3

1. Государство пребывания признает главой консульского учреждения лицо, назначенное представляемым государством и принятое в этом качестве государством пребывания после соответствующего уведомления по дипломатическим каналам.

2. Представляемое государство обеспечивает главу консульского учреждения документом, аккредитующим его в этом качестве и имеющим форму патента или подобного ему документа или уведомления, который выдается при назначении и удостоверяет полное имя и фамилию главы консульского учреждения, его ранг и должность, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

3. Глава консульского учреждения не может приступить к исполнению своих обязанностей до получения экзекватуры. Он может соответственно начать выполнение своих консульских функций только после получения такого разрешения со стороны государства пребывания. Тем не менее, глава консульского учреждения может быть временно допущен государством пребывания к выполнению консульских функций до выдачи экзекватуры или соответствующего разрешения.

4. Государство - участник настоящей Конвенции, которое отказывает в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать другой стороне мотивы этого решения.

5. Как только глава консульского учреждения будет допущен, даже временно, к выполнению своих функций, власти государства пребывания принимают все меры, необходимые для того, чтобы он мог исполнять свои обязанности.

6. Численность консульских должностных лиц устанавливается по договоренности между сторонами в соответствии с их потребностями.

Статья 4


Представляемое государство заранее сообщает государству пребывания полные имена и фамилии, ранги и должности каждого консульского должностного лица, которое не является главой консульского учреждения, чтобы государство пребывания могло, если сочтет это целесообразным, объявить указанное лицо неприемлемым до прибытия на его территорию или до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении, если оно уже находится в государстве пребывания. В любом из этих случаев представляемое государство должно аннулировать назначение.

Статья 5


Консульским должностным лицом может быть только гражданин представляемого государства.

Статья 6

1. Если глава консульского учреждения по какой-либо причине не может выполнять свои функции или если должность главы консульского учреждения временно вакантна, представляемое государство может уполномочить должностное лицо указанного консульского учреждения или одного из сотрудников своего дипломатического представительства в государстве пребывания временно выполнять функции главы консульского учреждения. Полное имя и фамилия этого лица заранее сообщаются министерству иностранных дел государства пребывания.

2. Лицо, уполномоченное временно выполнять функции главы консульского  учреждения, должно исполнять обязанности главы консульского учреждения, которого оно замещает и пользуется теми же правами, привилегиями и иммунитетами, как если бы оно было назначено в соответствии со статьей 3 настоящей Конвенции, при условии согласия государства пребывания с этим изменением.

Статья 7


Государство пребывания может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить представляемое государство о том, что глава консульского учреждения или иное консульское должностное лицо или сотрудник консульского учреждения является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно отозвать указанное консульское должностное лицо или сотрудника. Если представляемое государство не выполнит в течение разумного срока этого обязательства, то государство пребывания может отказаться признавать такое лицо консульским должностным лицом или сотрудником консульского учреждения.

Статья 8

1. Государство пребывания в случае необходимости и в соответствии со своими законами и регламентами оказывает содействие в приобретении представляемым государством на территории государства пребывания необходимых помещений для консульского учреждения.

2. Государство пребывания в случае необходимости оказывает консульскому учреждению содействие в обеспечении его сотрудников соответствующими жилыми помещениями.

Раздел III. Привилегии и иммунитеты

Статья 9

1. Государство пребывания обеспечивает консульскому учреждению всяческое содействие в осуществлении им своих функций и принимает все необходимые меры для того, чтобы консульские должностные лица могли пользоваться правами, привилегиями и иммунитетами, предусмотренными настоящей Конвенцией и законодательством государства пребывания, при условии взаимности со стороны представляемого государства.

2. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все необходимые меры для защиты помещений консульского учреждения и консульских должностных лиц от любых видов агрессивных действий или нанесения ущерба.

Статья 10

1. На здании консульского учреждения могут быть укреплены государственный герб представляемого государства и дощечка с наименованием указанного консульского учреждения на языках представляемого государства и государства пребывания.

2. В консульском учреждении, а также в резиденции главы консульского учреждения может подниматься флаг представляемого государства.

3. Государственный флаг представляемого государства может также устанавливаться на транспортных средствах главы консульского учреждения при исполнении им своих официальных функций.

Статья 11

1. Консульские помещения неприкосновенны.

Власти государства пребывания не могут вступать в консульские помещения без предварительного согласия на это главы консульского учреждения, главы дипломатического представительства представляемого государства или лица, назначенного одним из них. При этом во всех случаях соблюдается принцип неприкосновенности консульских архивов.

В случае возникновения пожара или иного бедствия, требующего немедленного принятия мер защиты, такое согласие дается в кратчайший возможный срок.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются также к жилым помещениям консульских должностных лиц и сотрудников консульского учреждения.

Статья 12


Консульские архивы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Статья 13

1. Консульское учреждение имеет право сноситься с правительством представляемого государства, а также с дипломатическим представительством и другими консульскими учреждениями представляемого государства, где бы они ни находились.

2. При осуществлении указанных сношений консульское учреждение может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров, дипломатические вализы и закодированные или зашифрованные депеши. Консульское учреждение может устанавливать и эксплуатировать радиопередатчик лишь с согласия государства пребывания.

3. Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна.

Статья 14

1. Глава консульского учреждения пользуется личной неприкосновенностью и иммунитетом от юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

a) гражданских исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени представляемого государства для целей консульского учреждения;

b) исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени представляемого государства;

c) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой в государстве пребывания за пределами его официальных функций.

Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении главы консульского учреждения за исключением случаев, предусмотренных в подпунктах "а", "b" и "с" настоящего пункта, и не иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности и его резиденции.

2. Консульские должностные лица, не являющиеся главой консульства, сотрудники консульского учреждения и работники обслуживающего персонала консульского учреждения не подлежат юрисдикции государства пребывания в том, что касается их служебной деятельности. Это положение не освобождает от обязанности возмещения ущерба, причиненного в результате дорожных происшествий.

3. Консульские должностные лица, не являющиеся главой консульского учреждения, сотрудники консульского учреждения и работники обслуживающего персонала консульского учреждения не подлежат ни аресту, ни лишению свободы, иначе как по решению соответствующих судебных властей, принятому в связи с совершением тяжкого преступления или на основании вступившего в законную силу приговора суда. В настоящей Конвенции под тяжким преступлением понимается умышленное преступление, за которое законодательство государства пребывания предусматривает тюремное заключение на срок не менее 5 лет или более серьезное наказание.

4. В случае, если консульское должностное лицо или сотрудник консульского учреждения, находясь не при исполнении своих служебных функций, совершит на территории государства пребывания действие, наказуемое по закону этого государства, представляемое государство незамедлительно уведомляется об этом дипломатическим путем. Об этом информируется таким же образом глава консульства.

5. Представляемое государство может отказаться, в отношении работника консульского учреждения, от любых привилегий и иммунитетов, которыми он пользуется. Отказ от иммунитета в отношении юрисдикции в случаях гражданских или административных исков не означает, в принципе, отказа от иммунитета в том, что касается выполнения принятого по иску решения, в отношении которого требуется специальный отказ.

Статья 15

1. Работники консульского учреждения могут быть вызваны в качестве свидетелей по уголовным или административным делам, если речь не идет о консульской деятельности. Однако во всех случаях недопустимо принятие каких-либо санкций или других принудительных мер.

2. Власти, требующие свидетельских показаний, не должны создавать трудности в выполнении консульским должностным лицом консульских функций.

3. Должностные лица консульского учреждения не обязаны давать свидетельские показания об обстоятельствах, связанных с выполнением ими своих функций, а также предъявлять относящиеся к этим функциям официальные документы и переписку. Они могут также отказаться выступать в качестве экспертов в отношении законов представляемого государства.

Статья 16

1. Государство пребывания освобождает работников консульского учреждения от всех видов личных повинностей, государственной службы, повинностей военного характера, таких как реквизиция, налоги и постой.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи распространяются также на сотрудников консульского учреждения и членов семей консульских должностных лиц и сотрудников консульского учреждения, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания.

Статья 17

1. Консульские должностные лица и сотрудники консульского учреждения, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от выполнения всех требований, предусмотренных законами и правилами государства пребывания, относительно регистрации, получения разрешения на жительство и иных подобных требований, предъявляемых к иностранцам.

2. Приведенное выше положение не распространяется на консульских сотрудников, занимающихся в государстве пребывания частной деятельностью коммерческого характера.

Статья 18

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»