УТВЕРЖДЕНЫ
Минздравмедпромом РФ,
Государственным комитетом
санитарно-эпидемиологического надзора РФ
от 22 февраля 1996 года N 95/42

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
 Организация дифференцированного флюорографического обследования
населения с целью выявления заболеваний
органов грудной полости



Методические указания разработали сотрудники Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии МЗМП РФ: д-р мед.наук, проф. Васильев А.В., д-р мед.наук Криштафович А.А., д-р мед.наук Гришко А.Н., канд.мед.наук Колешко Л.Е. и специалисты Городского противотуберкулезного диспансера Санкт-Петербурга Нейштадт А.С., канд.мед.наук Штейнцайг А.И. при участии: главных специалистов Комитета Госсанэпиднадзора России Котовой Е.А., Михайловой Л.Г.; д-ра мед.наук, проф. Приймака А.А., д-ра мед.наук Аксеновой В.А., д-ра мед.наук, проф. Шиловой М.В., канд.мед.наук Дукарского Б.Г., канд.мед.наук Кучеренко И.В. (Российский НИИ фтизиопульмонологии), д-ра мед.наук Юкелиса Л.И. (Центральный НИИ туберкулеза, РАМН), д-ра мед.наук Ловягина Е.В. (Центральный научно-исследовательский рентгено-радиологический институт), д-ра мед.наук, проф. Барчука А.С., д-ра мед.наук Комякова И.П. (НИИ онкологии им.проф. Н.Н.Петрова), д-ра мед.наук Картавовой В.А. (Государственный научный центр пульмонологии), д-ра биол. наук Никитина В.В. (Институт радиационной гигиены), канд.мед.наук Виховского С.П. (Городской центр лучевой диагностики и лучевой терапии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга), канд.мед.наук Карпова А.В. (специализированное медицинское объединение "Фтизиатрия" Новгородской области); канд.мед.наук Зайцева В,Н. (Городской противотуберкулезный диспансер Санкт-Петербурга); Гвоздовской Л.И. (Республиканский противотуберкулезный диспансер, Карелия).

Организация профилактических флюорографических обследований


Правовые основы для проведения флюорографических обследований населения. В административных территориях Российской Федерации (республиках, автономных областях, автономных округах, краях, областях, городах), где показатель заболеваемости превышает 30 случаев на 100 тыс. населения, целесообразно принять закон (или иной правовой акт) о мерах по защите населения от туберкулезной инфекции и ограничению ее распространения на основании "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (статьи 6, 7, 17). Подготовить и утвердить межведомственную программу по борьбе с туберкулезом. Мировой опыт свидетельствует о том, что борьба с туберкулезом должна быть организована по принципу "горизонтальной" программы, т.е. противотуберкулезные мероприятия наиболее эффективны, если они осуществляются на первичном уровне системы здравоохранения.

Закон (или правовой акт) должен гарантировать право каждого гражданина на снижение риска заражения туберкулезом и определить обязанности граждан, органов управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальных и частных систем здравоохранения по обеспечению мер, препятствующих распространению туберкулеза. Обязательным пунктом правового акта по профилактике туберкулеза должно стать проведение дифференцированных флюорографических обследований населения, так как этот метод активного выявления ранних форм туберкулеза легких и других заболеваний органов грудной полости пока не имеет альтернативы.

Периодичность флюорографического обследования и группы населения, подлежащие особому вниманию (за исключением профессий, для выполнения которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии со ст.21 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"), определяются местными органами здравоохранения на основании анализа заболеваемости населения и путей выявления туберкулеза легких в конкретных условиях территорий. Ориентировочный перечень групп населения и периодичность обследований приведены в документе.

В целях усиления контроля за эффективностью флюорографических обследований целесообразно создание при Комитете по здравоохранению территорий (республиканских, краевых, областных, городских) методического координационного совета по флюорографии, возглавляемого заместителем руководителя Комитета по здравоохранению (приложение N 2). В состав совета следует ввести главных специалистов по рентгенологии, фтизиатрии, пульмонологии, онкологии, санитарно-эпидемиологическому надзору. Для оперативной работы в районах рационально создание районных советов по флюорографии (приложение N 3).

Ответственность за организацию привлечения населения к флюорографическим обследованиям возлагается на главных врачей поликлиник, заведующих амбулаториями и здравпунктами; в сельской местности - на главных врачей центральных районных и участковых больниц, фельдшеров ФАПов.

Методическое руководство и контроль за работой флюорографических кабинетов осуществляют:

- по разделам качества рентгенодиагностики, ведения документации и преемственности в обследовании больных между лечебно-профилактическими учреждениями - отделения лучевой диагностики и интраскопии рентгеновской службы;

- по разделу своевременного выявления легочных заболеваний - городские и районные флюоросоветы.

Качество проводимых флюорографических обследований обеспечивают заведующие отделениями лучевой диагностики, рентгеновскими отделениями (кабинетами), которые участвуют в их планировании, организуют дообследования, работают с врачами лечебно-профилактических и противотуберкулезных учреждений. Планирование, учет, отчетность рентгенофлюорографических обследований проводятся по данным индивидуального картотечного учета населения.

Учетно-отчетная документация флюорографического кабинета

1. Журнал ежедневного учета обследуемых ("Журнал потока").

2. Карта профилактических флюорографических обследований (ф.N 052/y).

3. Картотека лиц, подлежащих контрольному дообследованию ("КП" - контроль патологии и "ТК" - технический контроль).

4. Картотека лиц, направленных в противотуберкулезные, онкологические и др. учреждения.

5. Картотека лиц:

- с любыми изменениями органов грудной полости и грудной клетки;

- после проведения "КП" и "ТК";

- с подтвержденными диагнозами после направления их в профильные учреждения.

6. Журнал направленных в лечебно-профилактические учреждения (с регистрацией подтверждения диагноза туберкулез, рак).

7. Контрольно-технический журнал флюорографического аппарата.

8. Санитарный паспорт кабинета.

9. Технический паспорт аппарата.

10. Протоколы дозиметрии, заземления, вентиляции.

11. Журнал по технике безопасности.

12. Приказы о допуске работающих с источниками ионизирующего излучения.

Перед проведением профилактических рентгенофлюорографических осмотров руководителю предприятия, учреждения, учебного заведения направляют информационное письмо, в котором сообщаются сроки проведения проверочных флюорографических осмотров, часы работы персонала, кабинета или флюорографической установки. Предлагается провести подготовительную работу, в том числе издать приказ по предприятию, назначить ответственного за проведение осмотров. Целесообразно прочитать или провести беседы о необходимости пройти осмотр и т.д.

Регистрация выявленных при флюорографии изменений, а также другие характеристики, отмеченные в документах (например, принадлежность к группам повышенного риска), могут осуществляться цветной маркировкой. Рентгеноположительиые группы выделяют красным флажком, а лиц с сахарным диабетом - синим, и т.д.

При анализе деятельности флюорографического кабинета (установки) отражают все контингенты, указанные в карте профилактических флюорографических обследований (ф. N 052/у), и дают их характеристику (число лиц данного контингента, число подлежащих обследованию в отчетном году, число обследованных, возрастной состав). Указывают также число лиц, вызванных на дообследование, процент явившихся и число лиц с впервые установленным диагнозом заболевания (только при профилактических обследованиях).

Заведующий отделением лучевой диагностики составляет ежеквартально отчет по профилактическим обследованиям органов грудной полости и представляет его руководителю ЛПУ по принадлежности. Ежегодный отчет по флюорокабинету (приложение N 4) заведующий отделением представляет руководителю ЛПУ и главному рентгенологу республики (края, области, города) до 1 февраля.

Регистрация и учет флюорографических обследований


Контроль за охватом населения флюорографическими обследованиями и активное привлечение населения к осмотрам на туберкулез осуществляют с помощью учетной формы 131/у-86 (карта диспансеризации), в которую медрегистратор или рентгенолаборант проставляют дату прохождения флюорографии.

Для регистрации результатов расшифровки флюорографической пленки и дообследования, динамического наблюдения за лицами с повышенным риском заболевания органов грудной полости, облегчения работы с флюорографическим архивом используют карту профилактических флюорографических обследований (учетная форма N 052/у), которая хранится во флюорографическом кабинете. Перед новым обследованием медрегистратором (или рентгенолаборантом) в карту вносят паспортные данные, сведения о принадлежности обследуемого к группам риска, в последующем - даты обследований и номера флюорограмм. Результаты обследования, рентгенологического и клинического дообследования, заключительный диагноз проставляются в картах врачами-рентгенологами.

В случае выявления при флюорографии патологии органов грудной полости или подозрения на нее заполняется дубликат карты, который служит врачу-рентгенологу для контроля за дообследованием.

В процессе динамического наблюдения за лицами, имеющими изменения органов грудной полости, для удобства хранения серий флюорограмм к обратной стороне карты наклеивают конверт.

Расшифрованная пленка, из которой вырезаны флюорограммы нуждающихся в контрольном дообследовании или динамическом наблюдении, хранится в архиве в рулонах с четкой маркировкой места проведения обследования, даты и номера флюорограмм. Длительность хранения пленки 5 лет.

Планирование обследований


В городах с численностью населения 100 тыс. и выше человек планирование массовых осмотров проводится главными врачами амбулаторно-поликлинических учреждений районов, заведующими рентгеновскими отделениями этих учреждений, главными врачами противотуберкулезных диспансеров и центров санэпиднадзора. В городах с численностью населения менее 100 тыс.человек планирование осуществляется в масштабах города с участием аналогичных служб.

Планы утверждаются руководителем Комитета по здравоохранению и главами соответствующих территориальных образований.

В сельской местности планирование массовых проверочных флюорографических осмотров осуществляют на базе ЦРБ заместитель главного врача совместно с заведующим рентгеновским отделением, главным врачом противотуберкулезного диспансера (врачом-фтизиатром ЦРБ), главным врачом Центра санэпиднадзора. При планировании обследований населения округов Крайнего Севера следует учитывать пути миграции и сезонность продвижения кочующего населения.

Календарный план флюорографического обследования разрабатывают с учетом численности населения по контингентам, количества флюорографической аппаратуры, норм нагрузки, местных условий (расстояние, состояние дорог), периодичности обследования и максимального использования флюорографической аппаратуры.

Кроме календарного плана рентгенолог составляет месячный план и график осмотров на каждую флюорографическую установку (кабинет). При этом учитывают численность подлежащего осмотру населения, время, необходимое для перевозки аппаратуры, монтаж и демонтаж (для подвижных рентгенофлюорографических установок - ПРФУ), профилактический ремонт, техническое состояние аппаратуры и транспорта.

Количество лиц, прошедших обследование, учитывают по картотеке. В городах контингенты населения, подлежащие флюорографическому обследованию, распределяют по территориально-производственному принципу.

1. "Обязательные контингенты" - работники учреждений и предприятий, определенные совместным приказом Минздравмедпрома России и Госсанэпиднадзора России, для работы на которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии со статьей 21 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Обследуют эти контингенты в поликлиниках, медсанчастях, противотуберкулезных диспансерах или непосредственно на производстве. Точный численный состав этих групп населения сообщают центры санэпиднадзора.

2. "Организованное население" - этим термином условно обозначают работников производств, учреждений, учащихся средних и высших учебных заведений и др., для обследования которых используют передвижные флюорографические установки (в ряде случаев обследование производят на стационарных флюорографах). Точное число работающих сотрудников и учащихся представляет администрация учреждений (завода, фабрики, школы, вуза и т.д.).

3. "Работники мелких предприятий" - этим термином условно обозначают работников учреждений, производств, которые не имеют своих медсанчастей и здравпунктов. Эти контингенты обследуют в близлежащих поликлиниках или противотуберкулезных диспансерах. Число учреждений и работающих в них сотрудников уточняется медицинской участковой сетью в отделах администрации районов.

4. "Неорганизованное население" - к данному контингенту относят неработающих (в том числе пенсионеров), инвалидов, беженцев, переселенцев, БОМЖей и др. Этот контингент в городе обследуют в поликлиниках по месту жительства (временного проживания). Их численность сообщается участковыми медицинскими сестрами на основании данных отделов социального обеспечения, отделов управления внутренних дел, подворных обходов и др. Для переселенцев и лиц БОМЖ составляется отдельная картотека.

"Неорганизованное население" сельской местности обследуют в ЦРБ или (при отсутствии в районе флюорографического кабинета) передвижными флюорографическими установками противотуберкулезного диспансера или больницы.

     

Периодичность флюорографических обследований и группы населения,
подлежащие осмотрам


Вне зависимости от плановых профилактических обследований различных групп населения внеочередному флюорообследованию подлежат:

1. Все лица в возрасте 40 лет и старше, обратившиеся в лечебно-профилактические учреждения с жалобами на заболевания органов грудной полости, не позднее 3 дней со дня обращения.

2. Лица, допущенные в детские больницы по уходу за детьми, если давность предыдущего обследования более года.

3. Приезжающие из других территорий при поступлении на учебу или работу при давности предыдущего обследования более одного года.

4. Работники предприятий, учреждений при выявлении заболевших туберкулезом легких в них.

5. Работники противотуберкулезных учреждений, родильных домов (отделений), отделений для недоношенных - часто болеющие острыми респираторными заболеваниями.

6. Лица из окружения беременной женщины и новорожденного.

Периодичность

Контингенты обследуемых

Один раз в год

1 . Работники учреждений, предприятий, профессий, для которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии со ст.21 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

2. Лица, проживающие в общежитиях.

3 . Учащиеся средних и высших учебных заведений.

4. Лица, имеющие остаточные изменения в легких и плевре любой этиологии.

5 . Освобожденные из МТУ в течение 3 лет после освобождения (как контактные) и лица БОМЖ.

6. Все лица старше 40 лет (с позиции повышенного риска заболевания раком легкого).

7 . Больные сахарным диабетом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, с оперированным желудком, психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, пылевыми заболеваниями легких, длительно лечившиеся кортикостероидными препаратами.

Один раз в 2 года

1. Лица от 15 до 40 лет, не входящие в группы повышенного риска, в территориях с заболеваемостью населения туберкулезом более 30 случаев на 100 тыс. населения.

Один раз в 3 года

1. Лица с 15 до 40 лет, не входящие в группы повышенного риска и не относящиеся к обязательным контингентам, в территориях с заболеваемостью населения туберкулезом менее
30 случаев на 100 тыс. населения.

     

Обследование городского населения

1. Организация обследования на промышленных предприятиях, в вузах, техникумах и школах.

Обследования проводят в сроки согласно плану-графику. План-график осмотров должен быть оформлен приказом по предприятию и доведен до сведения всего коллектива. В приказе по учреждению указывают конкретные сроки проведения обследования по цехам и отделам, а также ответственных за обеспечение максимального охвата сотрудников. Учет обследуемых ведется по картотеке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»