Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 июня 2003 года N 5-Г03-40


Обязательное медицинское страхование обеспечивает
всем гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи
(Извлечение)



В пп.6.2 и 6.3 Правил обязательного медицинского страхования населения города Москвы (утвержденных постановлением правительства Москвы от 26 февраля 2002 года N 141-ПП) установлено, что полисы обязательного медицинского страхования (ОМС) выдаются в г.Москве страховыми медицинскими организациями:

гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства при предъявлении паспорта с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в г.Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства в соответствии со сроком проживания. Детям в возрасте до 14 лет полисы ОМС выдаются при предъявлении свидетельства о рождении и паспорта с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в г.Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства одного из родителей, усыновителей или опекунов;

беженцам и вынужденным переселенцам при предъявлении свидетельства, выданного комитетом по делам миграции правительства Москвы, на срок действия свидетельства;

не имеющим в г.Москве места жительства гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим на московских предприятиях на основании соответствующих договоров.

Страховая медицинская организация не имеет права отказать в выдаче полиса ОМС категориям граждан, указанным в п.6.2 Правил. В случае невозможности получения полиса ОМС гражданином лично полис ОМС может быть получен другим лицом при предъявлении им своего паспорта, личного заявления, паспорта и, в случае отсутствия в паспорте отметки органов регистрационного учета, свидетельства о регистрации по месту жительства гражданина, на имя которого выдается полис ОМС (п.6.3).

К. и другие обратились в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп.6.2 и 6.3 в частях, предусматривающих обязательность наличия у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания в качестве необходимого условия для получения полиса обязательного медицинского страхования; возможность выдачи гражданам полисов временного действия; обязанность беженцев и вынужденных переселенцев для получения полиса обязательного медицинского страхования представлять свидетельства, выдаваемые комитетом по делам миграции правительства Москвы.

Решением Московского городского суда от 14 октября 2002 года признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу первое предложение абз.1 п.6.2 названных Правил в части слов "с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в городе Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства в соответствии со сроком проживания"; второе предложение абз.1 того же пункта в части слов "с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в городе Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства"; абз.2 п.6.2; абз.2 п.6.3 в части слов "в случае отсутствия в паспорте отметки органов регистрационного учета, свидетельства о регистрации по месту жительства".

В кассационной жалобе Московский городской фонд обязательного медицинского страхования просил отменить решение суда, считая его неправильным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 июня 2003 года оставила кассационную жалобу без удовлетворения, указав следующее.

В силу ч.4 ст.1 и ст.5 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.

Согласно пп.2 и 7 Инструкции по ведению страхового медицинского полиса (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 года N 41, в редакции от 11 октября 1993 года) страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией. При изменении постоянного места жительства неработающие граждане, в отношении которых заключен договор обязательного медицинского страхования, возвращают полученный полис с последующим получением другого полиса по новому месту жительства.

Названные выше Закон и Инструкция не предусматривают регистрацию граждан по месту жительства или по месту пребывания в качестве условия для их обязательного медицинского страхования и выдачи им страхового полиса. Нет в федеральных нормативных актах и положений о выдаче гражданам полисов временного действия в связи с отсутствием у них регистрации.

По смыслу Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой, сами по себе, не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" в ст.7 и от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в ст.5 указано, что решение о признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом. Лицу, признанному беженцем, федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом миграционной службы. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются Правительством Российской Федерации.

Комитет по делам миграции правительства Москвы является структурным подразделением правительства Москвы, к федеральным органам власти не относится и не вправе выдавать удостоверения беженцам и вынужденным переселенцам.

Поэтому суд правильно сделал вывод о незаконности пп.6.2 и 6.3 Правил обязательного медицинского страхования населения города Москвы в частях, предусматривающих обязательность наличия у гражданина регистрации по месту жительства в г.Москве в качестве необходимого условия для получения им полиса обязательного медицинского страхования (абз.1 п.6.2, абз.2 п.6.3), а также в части, предусматривающей возможность выдачи беженцам и вынужденным переселенцам полисов обязательного медицинского страхования временного действия при представлении свидетельства, выдаваемого комитетом по делам миграции правительства г.Москвы (абз.2 п.6.2).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила решение Московского городского суда без изменения, кассационную жалобу Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.


Текст документа сверен по:

"Бюллетень Верховного Суда

Российской Федерации",

N 3, март 2004 года