Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 декабря 2003 года N 583-р


[Об утверждении Организационно-методических указания
МПР России по подготовке органов управления, сил гражданской
обороны и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 2004 год
и Плана основных мероприятий
МПР России в области гражданской обороны и предупреждения
чрезвычайных ситуаций на 2004 год
]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________



Утвердить прилагаемые Организационно-методические указания МПР России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004 год и План основных мероприятий МПР России в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций на 2004 год.

Министр
В.Г.Артюхов

     

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением МПР России
от 25 декабря 2003 года N 583-р

     
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МПР России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны
и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 2004 год



В целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МПР России:

1. Главными задачами на 2004 год считать:


в области гражданской обороны - обеспечение повседневной готовности системы гражданской обороны МПР России к переводу на режим военного времени и выполнению возложенных задач при угрозе и возникновении войн и локальных вооруженных конфликтов;

в области защиты от чрезвычайных ситуаций - повышение уровня подготовки и слаженности в работе органов управления и сил государственных служб МПР России в целях своевременного и эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности МПР России, снижения размеров ущерба и потерь, в том числе от чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами.

2. Приоритетными направлениями решения главных задач определить:

2.1. В системе гражданской обороны:

повышение уровня подготовки руководящего состава, органов управления и нештатных гражданских организаций (далее именуется - формирования) гражданской обороны во всех звеньях системы гражданской обороны МПР России;

развитие системы оповещения гражданской обороны на основе совершенствования службы оперативных дежурных МПР России и внедрения технических средств оповещения, а также поддержания готовности к работе узлов связи запасных пунктов управления;

повышение готовности эвакуационных органов к выполнению эвакуационных мероприятий в установленные планами сроки, в том числе к экстренной эвакуации сотрудников в рабочее время;

совершенствование способов эвакуации работников МПР России и членов их семей, а также вывоза служебной документации и материальных ценностей;

регулярное изучение загородных зон, в том числе состояния жилищного фонда, предназначенного для проживания эвакуируемых сотрудников и членов их семей в военное время;

подготовку органов управления и сил гражданской обороны к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий возможных террористических актов;

поддержание в исправном состоянии фонда убежищ и противорадиационных укрытий;

наращивание в интересах гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских и иных средств;

развитие учебно-материальной базы, кабинетов и уголков гражданской обороны.

2.2. В функциональных подсистемах РСЧС МПР России (далее именуется - ФП РСЧС МПР России):

повышение личной ответственности руководителей всех уровней за организацию прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также за организацию планирования действий органов управления и сил объектовых подсистем и звеньев ФП РСЧС МПР России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности МПР России;

совершенствование комплексной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, включая ведомственную систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и предупреждения вредных воздействий на природную среду, в целях принятия адекватных и своевременных мер;

поиск и реализацию эффективных форм и методов защиты от опасностей, возникающих в чрезвычайных ситуациях, на основе научно-методических основ управления природными и техногенными рисками и современных методов прогнозирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами;

участие в реализации федеральных целевых программ "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098, и "Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года N 149;

совершенствование системы страховой защиты объектов МПР России от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обучение работников МПР России основам защиты в чрезвычайных ситуациях, в том числе мерам пожарной безопасности;

совершенствование работы со средствами массовой информации и общественностью в целях оперативного и достоверного информирования граждан о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности МПР России, мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых и возникших авариях и катастрофах, стихийных бедствиях и пожарах, а также способах защиты от них;

обеспечение мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности на потенциально опасных объектах, подведомственных МПР России.

3. Оперативная подготовка органов управления, сил гражданской обороны и функциональных подсистем РСЧС МПР России

3.1. Основные усилия в оперативной подготовке сосредоточить на подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональных подсистем к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время.

3.2. Основными мероприятиями оперативной подготовки в 2004 году считать:

Штабную тренировку с комиссией по чрезвычайным ситуациям (далее именуется - КЧС) МПР России по теме: "Обеспечение безаварийного пропуска паводковых вод на реках Российской Федерации и предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами в лесном фонде страны";

штабную тренировку со штабом гражданской обороны МПР России по теме: "Действия руководящего состава и штаба гражданской обороны МПР России, служб и гражданских организаций гражданской обороны центрального аппарата МПР России при введении высших степеней готовности гражданской обороны";

показное комплексное командно-штабное учение по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с элементами практических действий аварийно-спасательных формирований и формирований гражданской обороны (на базе Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Марий Эл) для руководящего состава территориальных органов МПР России Приволжского федерального округа по теме: "Выполнение мероприятий по приведению гражданской обороны в высшие степени готовности. Ведение гражданской обороны. Работа территориального органа МПР России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами" (г.Йошкар-Ола).

3.3. Главными целями проводимых мероприятий оперативной подготовки определить:

а) проверку (уточнение) основных показателей действующих планов и оценку состояния привлекаемых сил и средств;

б) выработку умения руководящего состава принимать целесообразные решения в условиях ограниченного времени;

в) совершенствование практических навыков оперативного состава органов управления в организации и обеспечении устойчивого управления подчиненными силами в сложной обстановке;

г) достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней и ведомственной принадлежности при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности МПР России в мирное время и обеспечении устойчивости функционирования в военное время.

3.4. Периодичность и продолжительность основных мероприятий оперативной подготовки по гражданской обороне планировать исходя из следующих рекомендаций:

командно-штабные учения или командно-штабные (штабные) тренировки - продолжительностью до одних суток, ежегодно в территориальных органах МПР России и организациях, находящихся в ведении МПР России;

тактико-специальные учения с аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями, а также со службами и формированиями гражданской обороны продолжительностью до восьми часов - один раз в три года, а с участием формирований повышенной готовности - один раз в год;

комплексные учения - продолжительностью до 2 суток, один раз в три года с организациями, имеющие потенциально опасные производственные объекты, с другими организациями - тренировки продолжительностью до 8 часов, один раз в три года.

учебно-методический сбор с руководителями учебных групп по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций - продолжительностью до двух суток, ежегодно.

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Спланировать перед началом пожароопасного сезона в лесном фонде и весеннего паводка проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в территориальные подсистемы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, реагированию на возможные чрезвычайные ситуации.

3.5. При планировании учений и тренировок предусмотреть обязательную отработку следующих вопросов:

приведение органов управления в различные степени готовности и режимы функционирования;

перевод гражданской обороны на условия военного времени;

защиту работников МПР России и членов их семей от чрезвычайных ситуаций в мирное время и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

предупреждение и ликвидацию последствий возможных террористических актов во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Темы учений и тренировок определять исходя из производственно-функциональных особенностей, вида и масштабов прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Предусматривать комплексные темы учений с детальной отработкой на первом этапе - вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а на последующих этапах - вопросов перевода гражданской обороны с мирного на военное положение и ведения гражданской обороны.

Командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки проводить, как правило, под руководством старших начальников.

При планировании командно-штабных учений обязательно практиковать постановку исследовательских целей.

При подготовке и проведении учений (тренировок) принимать меры по сохранению в тайне от обучаемых замысла учений, соблюдению бдительности и режима секретности.

3.6. Лица, привлекаемые на учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном риске при их проведении. До начала учений (тренировок) в обязательном порядке проводить занятия по соблюдению мер безопасности с участниками этих мероприятий.

4. Подготовка гражданских организаций гражданской обороны гражданской обороны и штатных аварийно-спасательных формирований

4.1. Основной задачей на 2004 год по подготовке гражданских организаций (далее - формирований) гражданской обороны определить приобретение их командирами (начальниками) и личным составом твердых знаний и практических навыков по проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны, аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В 2004 году продолжить работу по созданию, укомплектованию и оснащению служб и формирований гражданской обороны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 620 "О гражданских организациях гражданской обороны" и от 18 ноября 1999 года N 1266 "О федеральных службах гражданской обороны", а также Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенными в действие директивой МЧС России от 03.04.2000 N 33-860-14.

Основными формами подготовки указанной категории должностных лиц считать проведение тактико-специальных, комплексных учений, тренировок с отработкой практических вопросов по тематике гражданской обороны в соответствии с утвержденными примерными программами обучения.

Подготовку служб гражданской обороны, формирований гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований проводить в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 2 ноября 2000 года N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", а также Организационными указаниями МЧС России по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы и утвержденными примерными программами обучения.

Подготовку начальников служб и командиров (начальников) формирований гражданской обороны осуществлять в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

4.2. Подготовку аварийно-спасательных формирований проводить в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и утвержденными примерными программами обучения.

Основой подготовки аварийно-спасательных формирований считать практические занятия. Особое внимание обратить на приобретение и совершенствование навыков в действиях по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, соблюдение мер безопасности и умение оказывать само- и взаимопомощь. Смотр их готовности к выполнению возложенных задач проводить в ходе учений, тренировок и всех видов соревнований, в том числе в ходе проведения дня гражданской обороны и Дня спасателя.

При подготовке аварийно-спасательных формирований и профессиональных спасателей руководствоваться программами подготовки, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, уделив особое внимание специальной и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в чрезвычайной ситуации.

Аттестационным комиссиям при первичной и периодической аттестации повысить требования к проверке знаний работниками органов управления аварийно-спасательных формирований и спасателями правил, норм и инструкций по ведению аварийно-спасательных работ, их практическим навыкам, физическим и морально-волевым качествам по соответствующей квалификации, на основе единых подходов к порядку их подготовки.

Особое внимание обращать на соответствие технической оснащенности аварийно-спасательных формирований, уровня подготовленности и наличия соответствующих специальностей у спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, к которым они допускаются.

5. Подготовка работников МПР России, территориальных органов МПР России и организаций, находящихся в ведении МПР России, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

5.1. Обучение работников организовать и проводить по следующим группам:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»