МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 октября 2003 года N 26/4100-6


О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами
условий обучения и пребывания детей в образовательных
учреждениях


В настоящее время в России как на государственном уровне, так и в обществе в целом происходит качественный сдвиг в осознании ценности жизни и здоровья каждого ребенка.

Развитие образования в обществе - важнейший элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этом плане на образование, как целостную государственную структуру, обеспечивающую социализацию личности, ложится помимо прочих задача сохранения психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные тенденции - увеличение распространенности факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, рост заболеваемости и инвалидности. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года демонстрируют снижение доли здоровых детей (с 45,5% до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.

Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей и подростков активизировала деятельность министерства, региональных и муниципальных органов управления образованием, направленную на поиск новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Сегодня мы пропагандируем школу, которая будет содействовать здоровью, вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанный на научно обоснованном оздоровительно-образовательном процессе с учетом психофизиологических, типологических, половых, возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится образовательное учреждение.

Вопросы оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся, обеспечения в образовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению их здоровья, нашли отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальной доктрине образования, Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, Концепции структуры и содержания общего образования, Концепции профильного обучения в старших классах. В настоящее время доработан проект ведомственной программы "Здоровье и образование".

Созданы условия для развития сети "школ здоровья". В организационно-структурном оформлении этого направления деятельности значительную роль, по отзывам из регионов, сыграло Примерное положение о центрах содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения, утвержденное приказом Минобразования России в мае 2000 года.

Формирующаяся сеть центров содействия укреплению здоровья представлена их различными моделями, в т.ч. "Школа здоровья" (поддерживается фондом "Школа здоровья" в рамках федеральной целевой программы "Дети Чернобыля"); "Школа укрепления здоровья" (развивается в рамках международного проекта "TACIS" по модели Европейской сети школ укрепления здоровья); региональные проекты (Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская области, Республика Татарстан, г.Москва и др.).

Минобразование России за счет средств подпрограммы "Здоровый ребенок" федеральной целевой программы "Дети России" начало с 2003 года обеспечение медицинских кабинетов школ, входящих в Ассоциацию школ, содействующих здоровью, комплектами оздоровительного оборудования.

В течение ряда лет в общеобразовательные учреждения внедряются профилактические образовательные программы для детей и подростков:

- федеральная межведомственная программа "Здоровье" для учащихся с 1-го по 11-й классы. Программа предполагает помимо обеспечения обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранение и укрепление здоровья, создание методологических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школьной жизни с пользой для здоровья всех участников образовательного процесса. Разработано учебно-методическое сопровождение программы - комплект пособий для учителей, ведущих уроки по программе "Здоровье", руководителей школ по организации здоровьеразвивающей образовательной среды. В этом году тиражи программы и методического комплекта к ней направлены в институты повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования;

- образовательная профилактическая программа "Полезные привычки" (1-4 кл.), "Полезные навыки" (5-9 кл.), "Полезный выбор" (10-11 кл.) работает на федеральном уровне 5 лет. По этой программе разработаны и изданы общим тиражом 630 тыс.экз. рабочие тетради для учеников, их родителей, учителей; обучено около 600 преподавателей, психологов из 63 субъектов РФ; органам управления образованием субъектов РФ предоставлены типографские диски для тиражирования продукции;

- образовательная профилактическая программа для обучающихся начальных классов "Все цвета, кроме черного";

- образовательная программа "Разговор о правильном питании" для начальных классов разработана Институтом возрастной физиологии РАО с целью формирования у детей основ культуры питания. Программа работает 6 лет в общеобразовательных учреждениях различного типа в 26 субъектах РФ. Регионы, принимающие участие в ее реализации, обеспечиваются учебно-методическими комплектами (рабочая тетрадь для ребенка, методическое пособие для педагога, брошюра для родителей, плакаты).

Значительное место в системе мер по охране здоровья детей и молодежи занимает работа по профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами.

Приоритетной задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни. Такая работа предполагает комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. Решение многих задач по профилактике находится в сфере компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны.

Плодотворные отношения сложились у Минобразования России с Министерством здравоохранения Российской Федерации на всех уровнях межведомственных контактов по целому блоку проблем, касающихся оздоровительных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Совместно реализуются федеральные целевые программы "Здоровый ребенок", "Анти-ВИЧ/СПИД"; взят курс на раннее выявление отклонений в здоровье и развитии, а значит - на раннюю помощь, лечение, коррекцию; проводилась Всероссийская диспансеризация детей 2002 года, реализуется утвержденный совместным приказом План неотложных мер по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации на 2002-2003 годы.

В сентябре 2003 года проведено заседание коллегии Минобразования России с участием Минздрава России по вопросу "О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях", на котором было отмечено, что первые шаги, предпринятые в направлении решения проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся, еще не дали серьезных результатов в фактическом улучшении здоровья детей, существует много проблем, которые должны решаться совместно с субъектами РФ.

Так, по данным Минздрава России, только в половине общеобразовательных учреждений материально-техническая база соответствует по всем параметрам санитарно-гигиеническим требованиям.

Актуальной остается проблема переуплотненности школ. В Калининградской области во вторую и третью смены занимается почти 31 тыс.учащихся, что составляет 26% от их общего числа; в Курской области во вторую смену занимается 16% учащихся. В ряде районов Республики Мордовия большинство школ проводят занятия в 2 смены, при этом для перевода обучающихся на односменные занятия только в г.Саранске необходимо построить 15 школ.

Неблагополучной остается и ситуация с оснащением школ ученической мебелью. Например, в республиках Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской Республике, Еврейской автономной области 80% ученической мебели не соответствует гигиеническим требованиям. Критическая ситуация сложилась в Камчатской области - новая мебель не поступала в общеобразовательные учреждения этого региона последние 10-15 лет. В образовательных учреждениях Ставропольского края свыше 40% ученической мебели не соответствует росто-возрастным особенностям детей.

Наибольшее число учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по параметрам микроклимата, было отмечено в Сахалинской области (62%), Республике Саха (Якутия) (45%), Ханты-Мансийском автономном округе (43%), Приморском крае (42%), Ивановской области (40%), Республике Бурятия (39%). В этих регионах число таких неблагополучных учреждений превышает общероссийские показатели в 2 и более раза.

В 40% учреждений, расположенных в районах с суровыми климатическими условиями, отсутствует центральное отопление (Читинская область и Таймырский автономный округ). В Усть-Ордынском Бурятском автономном округе нет центрального отопления в 66% учреждений, что является наихудшим показателем по Российской Федерации.

Перебои в энергоснабжении в ряде субъектов РФ (Приморский край, Камчатская область) и недостаточное обеспечение общеобразовательных учреждений осветительными приборами приводят к низкому уровню освещенности рабочих мест обучающихся.

Нельзя считать удовлетворительными и имеющиеся в ряде школ условия для занятий физической культурой. Например, в Калининградской области 30% сельских школ не имеют спортивных залов, поэтому для занятий физкультурой используются плохо приспособленные помещения.

Несмотря на активно проводящуюся работу, имеются серьезные трудности в организации школьного питания. Кардинальные изменения в системе общественного питания в сочетании с прогрессивным ростом цен на продукты привели к сокращению числа школьников, получающих в школе горячее питание, в особенности старших классов (их число не превышает 10-20%).

По данным пилотажных исследований, лишь 23% учащихся получают горячую пищу 2-3 раза в день. Число детей, пользующихся школьными столовыми, сократилось примерно на 30%.

Происходит замена горячего питания буфетной продукцией.

В целом питание школьников характеризуется не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами, дефицит которых отражается на росте и развитии детей. Степень дефицита витаминов часто достигает 80% от возрастных норм.

Снижение числа обучающихся, получающих горячее питание, отмечено в Ивановской и Калининградской областях, в Ульяновской области имела место замена горячего питания буфетной продукцией, которую получают 35% обучающихся. Рациональное горячее школьное питание отсутствует в Брянской области.

Невыполнение норм питания по калорийности и полноте вложения продуктов было выявлено в 32-40% исследований в Мурманской области, Коми-Пермяцком и Чукотском автономных округах, Хабаровском крае и ряде других регионов.

По данным центров госсанэпиднадзора, охват детей горячим питанием увеличился в 2001/2002 учебном году лишь в Приморском крае, Новосибирской, Тюменской, Курской, Рязанской, Ульяновской областях и Чувашской Республике. В этой связи следует высоко оценить инициативу ряда регионов (Татарстан, Башкортостан и др.), где обеспечивается 100% горячее питание всех школьников, включая старшеклассников.

Следует отметить, что большинство из обозначенных проблем, а именно: улучшение материально-технической базы общеобразовательных учреждений, ремонт зданий, организация горячего питания, оздоровление обучающихся требуют решения на уровне учредителя. Для их решения с учетом природно-климатических условий региона, социально-экономических условий жизни семей необходима помощь региональных органов исполнительной власти.

В целях улучшения работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима Минобразование России

рекомендует:

1. Проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора планы мероприятий, направленные на соблюдение в них требований санитарных правил и норм.

2. Предусмотреть разработку и реализацию региональных программ развития образования, направленных на реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем и оборудованием для проведения оздоровительной работы.

3. Предусматривать обеспечение в первоочередном порядке образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинским оборудованием и лекарственными препаратами.

4. Провести выборочный анализ обеспеченности общеобразовательных учреждений медицинским оборудованием, медперсоналом и разработать систему мер по его улучшению.

5. Разработать на основе анализа питания детей в образовательных учреждениях комплекс мер по его улучшению, в том числе в части, касающейся обеспечения образовательных учреждений йодированной солью и пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами.

6. Изыскать финансовые возможности для включения в штаты образовательных учреждений должностей специалистов, которые могли бы обеспечивать целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников. Ввести в образовательных учреждениях практику обязательного закрепления за конкретными работниками функций координаторов оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками.

7. Обеспечить создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников средствами физической культуры.

8. Продолжить внедрение в образовательный процесс специализированных учебных программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое просвещение, правовое просвещение, повышение общей культуры субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогических работников), обучение детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формирование у них здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни.

9. Предусматривать при проведении аттестации образовательных учреждений показатели состояния работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и правонарушений среди обучающихся, воспитанников.

Заместитель министра
Е.Е.Чепурных



Текст документа сверен по:

"Официальные документы

в образовании",

N 34, декабрь, 2003 год



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»