Принят
постановлением
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников
Содружества Независимых Государств
Санкт-Петербург
(постановление
от 23 мая 1993 года)
Настоящий рекомендательный законодательный акт используется для развития национальных законодательств государств - участников Межпарламентской Ассамблеи в области информационной деятельности и обмена информацией.
Действие настоящего акта не распространяется на отношения, регулируемые законодательством о средствах массовой информации.
Целью законодательного акта является создание единых правовых условий для:
реализации прав граждан, организаций на информацию;
использования современных информационных технологий;
осуществления предпринимательской деятельности в этой сфере;
информационного обмена внутри государств и между государствами - участниками Межпарламентской Ассамблеи;
обеспечения защиты и конфиденциальности информации.
В настоящем акте термины и определения применяются в следующих значениях:
информация - сведения о фактах, событиях, явлениях и процессах (независимо от формы их представления);
информация с ограниченным доступом - информация, для которой установлен специальный режим хранения и использования;
документ - зафиксированная на материальном носителе информация с указанием источника ее происхождения и других реквизитов в соответствии с установленными стандартами;
информационная технология - организованная совокупность процессов, элементов, устройств или методов, используемых для обработки информации;
правовой режим информации - нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирования, доступа, хранения, распространения и защиты информации, а также исключительные права на информацию;
информационные отношения - отношения по поводу сбора, накопления, хранения и использования информации.
Основными принципами правового регулирования информационных отношений являются:
законодательное закрепление прав граждан, организаций, государства на свободный поиск, получение, использование и распространение информации и гарантий реализации этого права, за исключением случаев, установленных национальным законодательством;
установление правового режима информации;
обеспечение доступности информации, не отнесенной в установленном законом порядке к информации с ограниченным доступом;
установление правовых форм защиты информации и гарантий информационной безопасности, а также защиты авторских и иных прав в области информационных отношений.
Государство создает условия, обеспечивающие:
установление и соблюдение правового режима информации всех видов;
финансовую поддержку в создании и распространении информации в социально значимых областях;
проведение фундаментальных исследований по созданию перспективных информационных технологий;
технологическую, программную, правовую и организационную совместимость сетей связи и информационных систем;
обмен информацией между регионами, а также между государствами - участниками Межпарламентской Ассамблеи;
работу в международных сетях связи и информационных системах.
Юридические и физические лица имеют право требовать и получать от соответствующих государственных органов предоставления информации по вопросам, затрагивающим жизненно важные общественные интересы (о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологическую и иную определенную национальным законодательством информацию).
Национальным законодательством устанавливается ответственность должностных лиц, нарушающих данное право.
Информация может иметь режим открытого либо ограниченного доступа.
Не подлежит ограничению доступ к следующим видам информации:
о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, стихийных бедствиях, катастрофах и их последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и обеспечения правопорядка;
о законодательных актах;
о фактах нарушения законности государственными органами и их должностными лицами;
о привилегиях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
об имевших место политических преследованиях и репрессиях.
Степень открытости, порядок доступа, хранения и распространения информации (правовой режим) устанавливается ее законным владельцем в соответствии с национальным законодательством.
Информация может распространяться в качестве товара за исключением случаев, когда действующим национальным законодательством предусмотрен иной порядок ее предоставления. Режим использования информации, созданной за счет бюджетных ассигнований, устанавливается государством.
Защита информации осуществляется в целях:
предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения, подделки, несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию, блокированию информации и других форм незаконного вмешательства в информационные системы;
обеспечения конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональной информации, накапливаемой в информационных системах;
обеспечения прав субъектов информационных отношений;
сохранения секретности (конфиденциальности) информации.
Если государство не имеет национального законодательства по защите информации или оно не соответствует международным стандартам, другие государства могут наложить ограничения на передачу информации в это государство.
В целях защиты интересов потребителей, повышения качества информации, информационных систем, технологий и их элементов в соответствии с законодательством создается государственная система лицензирования деятельности организаций, выполняющих работы в этой области, и государственная система сертификации информационных систем, технологий и их элементов.
Объекты и виды информационной деятельности, подлежащие обязательному лицензированию и сертификации, определяются национальным законодательством.
Сертификация информационных систем и технологий, если иное не предусмотрено национальным законодательством, осуществляется на добровольной основе.
Основаниями ответственности в области информационных отношений являются:
нарушение права на информацию;
нарушение прав граждан на тайну персональной информации;
нарушение договорных обязательств;
предоставление потребителю информации ненадлежащего качества;
нарушение правового режима информации;
нарушение установленных правил создания, сбора, хранения и распространения (представления) информации;
нарушение функционирования сетей связи и информационных систем.
Нормы об ответственности устанавливаются национальным законодательством, межгосударственными соглашениями и договорами.
Сотрудничество может осуществляться в следующих направлениях:
создание единого информационного пространства государств - частников Межпарламентской Ассамблеи;
обеспечение взаимного доступа к информационным ресурсам каждой из сторон на согласованных условиях;
финансирование совместных программ;
введение систем стандартов и правил обработки и хранения информации с учетом международных стандартов и правил;
построение и обеспечение функционирования совместных сетей связи и информационных систем на базе стандартов, рекомендованных Международным союзом электросвязи, Международной электротехнической комиссией и Международной организацией по стандартизации;
использование общих принципов, методов и норм защиты информации, сетей связи и информационных систем;
создание координационных рабочих органов на постоянной или временной основе.
В целях создания единого информационного пространства, условий для взаимного информационного обмена, разработки и использования перспективных информационных технологий государства - участники Межпарламентской Ассамблеи заключают двусторонние и многосторонние соглашения.
Для организации, эксплуатации и использования специальных сетей, систем и служб телекоммуникации, обеспечивающих информационный обмен между государствами - участниками Межпарламентской Ассамблеи, заключаются специальные соглашения. Эти соглашения должны предусматривать гарантии от причинения ущерба, в том числе при эксплуатации средств телекоммуникации третьих стран.
Обмен официальными изданиями и документами между органами законодательной и исполнительной власти государств - участников Межпарламентской Ассамблеи осуществляется в порядке, установленном соглашениями.
Язык межгосударственных информационных обменов определяется соглашениями сторон.
Нормы настоящего рекомендательного законодательного акта могут включаться в существующее национальное законодательство (полностью или частично) или служить основой для разработки такого законодательства в государствах - участниках Межпарламентской Ассамблеи.
Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ",
N 3, 1993 год