• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 1 сентября 2003 года N 05-1-11/330-АД689


О налогообложении единым социальным налогом иностранных граждан



Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело запрос ОАО "Специализированная инжиниринговая компания "Севзапмонтажавтоматика" ("СПИК СЗМА") и сообщает следующее.

Согласно статье 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма пункта 2 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой освобождались от уплаты налога налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

Таким образом, с 1 января 2003 года норм, определяющих особенности налогообложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится, то есть налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке.

Как установлено статьей 235 Кодекса плательщиками единого социального налога признаются, среди прочих, организации, производящие выплаты физическим лицам.

Согласно статье 11 Кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Пунктом 3 статьи 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы российских организаций не являются юридическими лицами.

Объектом налогообложения для организаций (российских и иностранных) в соответствии со статьей 236 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства) по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Таким образом, учитывая положения Кодекса, если российская организация осуществляет деятельность за пределами Российской Федерации через филиал или представительство, она (самостоятельно, но не филиал или представительство) является плательщиком единого социального налога по всему объему выплат, осуществляемых физическим лицам (российским и иностранным гражданам), исполняющим свои трудовые обязанности в соответствии с заключенными трудовыми договорами либо получающими иные вознаграждения.

Пенсионный фонд Российской Федерации письмом от 04.08.2003 N СД-09-19/8255 в адрес МНС России разъяснил порядок распространения обязательного пенсионного страхования на иностранных граждан.

Так в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации" выделяются две формы проживания иностранцев на территории Российской Федерации: временное и постоянное.

Таким образом обязательное пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они проживают на территории России и при этом осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации. В таком случае организации-страхователи должны уплачивать страховые взносы за иностранцев и лиц без гражданства, постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации на общих основаниях.

При этом на выплаты, производимые "Специализированной инжиниринговой компанией "Севзапмонтажавтоматика" в пользу иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность и постоянно проживающих на территории иностранного государства, взносы на обязательное пенсионное страхование не исчисляются и, следовательно, у компании отсутствует право на применение в соответствии со статьей 243 Кодекса налогового вычета и она является плательщиком единого социального налога в размере 28 процентов в части федерального бюджета Российской Федерации.

Считаем необходимым отметить, что с выплат как в пользу граждан России, так и иностранных граждан, могут взиматься социальные взносы в соответствии с законодательством страны пребывания. Вопрос об избежании двойного налогообложения и снижении налоговой нагрузки на организации, имеющие подразделения за рубежом, может быть решен путем заключения межправительственных соглашений об избежании двойного взимания социальных налогов и взносов.

Обращаем внимание, что Соглашение от 21 апреля 1995 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество не распространяется на единый социальный налог, так как данный налог не поименован в перечне налогов, указанных в пункте 2 данного Соглашения.

Ссылка компании на то, что единый социальный налог идентичен налогам, на которые распространяется данное Соглашение необоснованна, так как порядок исчисления и уплаты единого социального налога, определения налогооблагаемой базы, установленный главой 24 Кодекса, отличен от порядка исчисления и определения налогооблагаемой базы по налогам, перечисленным в Соглашении.

К тому же "Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан" вступивший в силу 22 июля 1999 года, не касается вопросов избежания двойного налогообложения между двумя государствами и, следовательно, не может применяться в сфере налогообложения.

Относительно налогообложения доходов сотрудников ОАО "Специализированная инжиниринговая компания "Севзапмонтажавтоматика", МНС России сообщает следующее.

Как следует из запроса, ОАО "Специализированная инжиниринговая компания "Севзапмонтажавтоматика" (далее - СПИК СЗМА) оказывает инжиниринговые услуги ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод". По договору найма для производства работ в г.Мозырь (Республика Беларусь) приняты в качестве штатных сотрудников СПИК СЗМА жители данного города, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

Режим налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации зависит не от их гражданства, а от того является физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации или не является таковым.

Согласно статьям 207 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по всем доходам, полученным ими в отчетном налоговом периоде, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам от источников в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Кодекса физические лица являются налоговыми резидентами Российской Федерации, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.

Исходя из того, что сотрудники СПИК СЗМА постоянно проживают, а также выполняют свои трудовые обязанности на территории Республики Беларусь, то эти лица не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Поскольку сотрудники СПИК СЗМА получают вознаграждение за выполнение ими своих трудовых обязанностей на территории Республики Беларусь, то на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, вознаграждение, получаемое сотрудниками СПИК СЗМА, в связи с выполнением своих трудовых обязанностей на территории Республики Беларусь, не подлежит налогообложению в Российской Федерации, так как эти лица не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, а также не имеют доходов от источников в Российской Федерации. Налогообложение доходов, полученных указанными лицами за выполнение трудовых обязанностей на территории Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с законодательством страны пребывания.


Действительный государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
С.X.Аминев



Текст документа сверен по:
рассылка

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

О налогообложении единым социальным налогом иностранных граждан

Название документа: О налогообложении единым социальным налогом иностранных граждан

Номер документа: 05-1-11/330-АД689

Вид документа: Письмо МНС России

Принявший орган: МНС России

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 01 сентября 2003

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах