• Текст документа
  • Статус
Действующий

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПРИКАЗ

от 11 июля 2003 года N 239-к


О мерах по реализации Рекомендаций Третьего Всероссийского совещания по охране труда



Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 июня 2003 года N ГК-П12-6522 и письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.05.2003 N 986-Пр "Об итогах III Всероссийского совещания по охране труда"

приказываю:

1. Руководителям управлений (отделов) центрального аппарата и территориальных органов Госгортехнадзора России с целью повышения уровня работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний:

1.1. Принять к сведению Рекомендации, одобренные Третьим Всероссийским совещанием по охране труда (прилагаются).

1.2. Оказывать достаточное внимание проведению профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

1.3. Принять меры по повышению производственной дисциплины.

2. Принять меры по повышению эффективного взаимодействия с Минтрудом России в части контроля по соблюдению требований охраны труда на каждом рабочем месте.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник
Госгортехнадзора России
В.М.Кульечев

Приложение. Рекомендации Третьего Всероссийского совещания по охране труда

Приложение
к приказу Госгортехнадзора России
от 11 июля 2003 года N 239-к



Участники Третьего Всероссийского совещания по охране труда, проведенного Минтрудом России с участием представителей федеральных органов законодательной и исполнительной власти, государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений профсоюзов, объединений работодателей, научных организаций, учебных заведений, специалистов по охране труда организаций, обсудив проблемы охраны труда на современном этапе развития трудовых отношений, отмечают следующее.

За истекшее после Второго Всероссийского совещания по охране труда (7-9 июля 1999 года) время сформирована и получила дальнейшее развитие система правового регулирования охраны труда, как института трудового права, основу которой составляет Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ряд постановлений Правительства Российской Федерации, Минтруда России и других федеральных органов исполнительной власти, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Направление дальнейшего развития и укрепления законодательства по охране труда во многом определено Государственной Думой, которой организованы и проведены парламентские слушания на тему "Проблемы совершенствования законодательства о страховании профессиональных рисков и практики его применения" (8 октября 2002 года) и "Проблемы совершенствования законодательства об охране труда и практики его применения" (10 декабря 2002 года).

В рамках двустороннего сотрудничества Российской Федерации и Международной организации труда проводится работа по гармонизации российских стандартов и требований по безопасности и гигиене труда с международными и европейскими стандартами, что должно положительно отразиться на решении вопроса о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Ратифицирован ряд основополагающих конвенций Международной организации труда в области охраны труда.

Приняты меры по совершенствованию технической нормативной базы по вопросам охраны труда, разработке высокоэффективных средств коллективной и индивидуальной защиты, созданию системы непрерывного образования в области охраны труда, разработке и внедрению автоматизированной информационной системы по охране труда в целом по Российской Федерации.

За последние 4 года разработано и утверждено свыше 50 межотраслевых правил по охране труда, около 20 учебных пособий и программ для учащихся и студентов образовательных учреждений среднего, среднего профессионального и высшего образования, издано 5 учебников. Проведено обучение по охране труда более 1 млн. руководителей и специалистов организаций. В рамках организации обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных обучено около 840 тысяч специалистов по охране труда, уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда и членов совместных комитетов (комиссий) по охране труда, на эти цели выделено из бюджета Фонда социального страхования 710 млн.рублей.

В результате проведенной работы за последние четыре года зафиксировано устойчивое снижение количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Вместе с тем, состояние условий труда во многих отраслях, субъектах Российской Федерации и организациях продолжает оставаться неудовлетворительным, вследствие чего сохраняется высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Как свидетельствуют данные Госкомстата России, 21,3% работников промышленности, 11,2% - транспорта, 9,9% - занятых в строительстве трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

По-прежнему, наибольшая доля работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, зарегистрирована в организациях угольной промышленности. В организациях газовой и целлюлозно-бумажной промышленности почти каждый третий работник трудится в неблагоприятных условиях. В 2002 году отмечается рост производственного травматизма со смертельным исходом в 36 субъектах Российской Федерации, в том числе в республиках Алтай и Хакасия, Калининградской, Курской и Ярославской областях, Агинском, Бурятском Эвенкийском округах и ряде других регионов России.

Основными причинами весьма высоких показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются: недостаточное внимание к проведению профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний со стороны работодателей, слабая экономическая заинтересованность в обеспечении безопасных условий труда и снижении производственных рисков; старение основных производственных фондов, недостаточный ведомственный контроль за соблюдением требований по охране и безопасности труда; сокращение численности работников по охране труда, как в органах управления, так и в организациях, снижение производственной дисциплины, недостатки в обучении работающих по охране труда.

Совещание одобряет, в основном, разработанные Минтрудом России:

- предложения по внесению изменений и дополнений в статьи Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы охраны труда;

- базовый проект примерных учебных плана и программы обучения по охране труда.

Совещание считает необходимым сосредоточить усилия всех органов управления, надзора и контроля, общественных объединений, ученых и специалистов по охране труда на следующих основных направлениях совершенствования государственного управления охраной труда, нормативной правовой базы, надзора и контроля в области охраны труда, жизни и здоровья работающих:

- выработке механизма реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе приведении нормативных правовых актов по охране труда федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с Кодексом;

- приведении системы нормативного регулирования охраны труда в соответствие с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

- дальнейшем совершенствовании механизма реализации Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- организации поэтапного введения сертификации работ по охране труда на территории Российской Федерации;

- совершенствовании системы компенсаций за неблагоприятные условия труда на основе единого подхода к оценке условий труда по результатам аттестации рабочих мест;

- создании во всех субъектах Российской Федерации единой сети региональных центров охраны труда, обеспечивающих оказание помощи организациям в проведении работ по охране труда на договорной основе;

- улучшении обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, изыскании дополнительных возможностей для финансирования разработок новых эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты с учетом отраслевых и территориальных особенностей;

- государственной поддержке организаций, изготавливающих средства защиты работающих, предоставлении им бюджетных ссуд на льготных условиях для сезонной закупки сырья и материалов;

- повышение эффективности работы государственных надзорных органов по безопасности и охране труда, совершенствованию практики взаимодействия органов надзора и контроля, правовой и технической инспекций труда профсоюзов.

Совещание также считает необходимым:

- разработать предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обязательного социального страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с отменой ОКОНХ и введением ОКВЭД;

- усовершенствовать Руководство Р 2.2. 755-99 "Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" с учетом изменений нормативной и методической базы и на этой основе внести изменения и дополнения в Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- разработать методические материалы по проведению сертификации работ по охране труда, используемые при сертификации работ по охране труда в организации и аттестации рабочих мест по условиям труда;

- разработать перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, в зависимости от объекта экспертизы;

- ввести обязательную сертификацию тканей и других материалов, применяемых для изготовления специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работающих;

- внести в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования специальности "Управление охраной труда";

- принять меры к расширению сети образовательных учреждений, ведущих профессиональную подготовку специалистов в области охраны труда;

- разработать требования к обучающим организациям по осуществлению ими обучения по охране труда по соответствующим программам; рассмотреть возможность создания системы аккредитации обучающих организаций при Минтруде России;

- разработать примерные учебные планы и программы и программы обучения по охране труда в соответствии с утвержденным Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охране труда работников организаций, создать при Всероссийском центре охраны труда Учебно-методический совет для рекомендации издания учебных пособий и книг по охране труда;

- установить порядок лицензирования медицинских комиссий для проведения обязательных осмотров работников в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

- включить в экономический эксперимент по отработке механизма пополнения оборотных средств за счет освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на указанные цели, организации, изготавливающие средства защиты работающих.

Совещание считает необходимым рекомендовать объединениям работодателей, профессиональных союзов, работодателям и представительным органам работников в организациях:

- принять меры по выполнению требований охраны труда на каждом рабочем месте, надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременного и качественного инструктажа по охране труда работников и проверку знаний ими требований по охране труда, применения средств коллективной и индивидуальной защиты, созданию и укреплению служб и совместных комитетов (комиссий) по охране труда;

- активно использовать систему обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, как эффективную меру профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- рассмотреть возможность внедрения опыта Центра медицины труда ВАЗа, как новую форму охраны здоровья, профилактики заболеваемости и травматизма, реабилитации работников в условиях совершенствования социального страхования от профессиональных рисков.

Участники Совещания выражают твердую уверенность в том, что скоординированные на основе государственной системы управления охраной труда в Российской Федерации совместные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов по труду субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений профсоюзов, объединений предпринимателей, научных организаций, специалистов по охране труда позволят повысить уровень работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.


Текст документа сверен по:
рассылка
     

О мерах по реализации Рекомендаций Третьего Всероссийского совещания по охране труда

Название документа: О мерах по реализации Рекомендаций Третьего Всероссийского совещания по охране труда

Номер документа: 239-к

Вид документа: Приказ Госгортехнадзора России

Принявший орган: Госгортехнадзор России

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 11 июля 2003

Дата начала действия: 11 июля 2003
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах