МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 18 июля 2003 года N БГ-6-12/797@


О результатах комплексной проверки работы Управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам по осуществлению налогового администрирования



Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев материалы комплексной проверки организации работы Управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (далее - Управление) по осуществлению налогового администрирования за 2000-2002 годы и I квартал 2003 года, отмечает, что налоговыми органами края и автономных округов проводилась определенная работа по контролю за соблюдением  законодательства о налогах и сборах, что позволило обеспечить поступление налоговых и неналоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в следующих объемах.

В 2000 году задание по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет, контролируемых МНС России, выполнено налоговыми органами на 117,8%, в 2001 году на 98,5%, в 2002 году на 101,4%.

За 2000 год недоимка перед консолидированным бюджетом снизилась на 739,1 млн.руб., или 9% (в среднем по России увеличение составило 6,4%), в 2001 году недоимка уменьшилась на 4261,2 млн.руб., или 57,8% (в среднем по России уменьшение составило 33,7%), в 2002 году недоимка уменьшилась на 1833,7 млн.руб., или на 35,2% (в среднем по России недоимка уменьшилась на 11,6 процента).

Однако, несмотря на выполнение бюджетных назначений по поступлению налогов и сборов в федеральный бюджет, проверкой установлены многочисленные нарушения налогового законодательства, допущенные налоговыми органами.

Управлением осуществлялся недостаточный контроль за организацией работы по учету налогоплательщиков, государственной регистрации юридических и физических лиц и применением санкций за нарушения законодательства о государственной регистрации.

Так, при осуществлении процедуры государственной регистрации Инспекциями МНС России по Октябрьскому и Свердловскому районам г.Красноярска в 2000-2002 годах и 1 кв. 2003 года нарушались положения постановлений Правительства Российской Федерации  от 19.06.2002 N 438 и  от 19.07.2002 N 440* в части внесения в ЕГРЮЛ неполных и недостоверных сведений о юридических лицах, ведения с нарушением установленного Порядка учета государственной регистрации, нарушался 5-дневный срок государственной регистрации юридических лиц и направления сведений о государственной регистрации юридических лиц в государственные органы.

______________

* Вероятно ошибка оригинала. Дату принятия постановления  Правительства Российской Федерации следует читать: "19.06.2002". - Примечание "КОДЕКС".     

 

За предоставление недостоверных сведений, нарушение сроков процедур, связанных с регистрацией юридических лиц, 60 должностных лиц не были привлечены налоговыми органами края к ответственности в соответствии с  п.3 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на сумму до 100 тыс.рублей.

Кроме того, в проверяемом периоде названными инспекциями в 395 случаях не применены налоговые санкции на общую сумму 0,4 млн.руб. к налогоплательщикам за нарушение сроков представления сообщений о ликвидации организаций, уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы, об открытии (закрытии) банковских счетов, заявления постановки на учет организаций по месту нахождения, месту нахождения обособленных подразделений, имущества (транспортных средств).

Управлением недостаточно контролировалась деятельность нижестоящих налоговых органов в части проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

До начисления платежей по результатам налоговых проверок (без учета сумм пеней по лицевым счетам) составили в 2000 году - 3272 млн.руб., в 2001 году - 5345 млн.руб., в 2002 году в 1,8 раза меньше или 2979 млн.рублей.

Удельный вес доначисленных в 2002 году выездными проверками платежей к общей сумме доначисленных платежей уменьшился с 39,2% до 24,8% при росте среднероссийского показателя с 24,5% до 31%. Эффективность выездных налоговых проверок в 2002 году (суммы дополнительно начисленных и взысканных платежей на 1 выездную проверку налогоплательщика) по сравнению с 2001 года снизилась в 2,2 раза и составила 131,5 тыс.руб. при среднероссийском показателе 143,4 тыс.руб., взыскания - в 2,2 раза и составила 49,3 тыс.рублей.

Управлением не выполнен п.п.2.2 решения Коллегии МНС России от 10.12.2002 (протокол N 16-3) и не организовано проведение в месячный срок анализа результативности работы сотрудников налоговых органов.

В Инспекциях МНС России по г.Дивногорску и по Октябрьскому району г.Красноярска в 2002 году в 14% проверенных карточках лицевых счетов налогоплательщиков установлено несвоевременное проведение начислений (уменьшений) по налоговым декларациям, результатам налоговых проверок и решениям судов на сроки до 33 дней. При этом ИМНС России по Октябрьскому району по налоговой декларации "Красноярский РТПЦ" за декабрь 1998 года по сроку 25.01.99 НДС в сумме 1,1 млн.руб. проведен в КЛС лишь 28.01.2000, т.е. спустя более года после установленного срока уплаты.

Инспекцией МНС России по Кировскому району в 9% случаев не заполнялись графы деклараций, которые должны заполняться налоговыми органами ("Сибкрасполимер", ООО "Лал" и др.), в 5% случаев от налогоплательщиков не требовалось заполнение обязательных реквизитов деклараций (ООО "ПКФ Трейдинг" и др.), декларации принимались с исправлениями, не оговоренными подписью налогоплательщика (ООО "Сибкрасполимер"); в 7% случаев в декларациях отсутствуют отметки о проведении камеральной проверки (ООО "Сафит", ООО "Правобережное" и др.); с нарушением 3 месячного срока проведена камеральная проверка декларации по НДС за 3 кв. 2002 года ООО "Виток".

Инспекцией МНС России по г.Дивногорску не в полной мере использовались права, предоставленные ст.ст.87, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в части истребования у ОАО "ДЗНВА" дополнительных сведений, подтверждающих обоснованность применяемых льгот по НДС на сумму 0,9 млн.рублей.

Управлением не осуществлялся контроль за соблюдением подчиненными налоговыми органами порядка планирования выездных налоговых проверок.

Так, ИМНС России по г.Дивногорску, Октябрьскому и Кировскому районам г.Красноярска корректировки планов выездных налоговых проверок в течение проверенного периода осуществлялись без решения руководителя и без докладных записок соответствующих отделов, руководителями не принимались решения по фактам невыполнения планов, не соблюдалась периодичность проведения выездных проверок, нарушался 3-годичный охват деятельности налогоплательщиков проверками.

Принцип комплексности при планировании и проведении выездных налоговых проверок налоговыми органами края не соблюдался, из общего количества выездных налоговых проверок комплексные проверки составили 36%, что ниже среднероссийского показателя на 13 процентов.

В нарушение  ст.89 Налогового кодекса не проводились выездные налоговые проверки при ликвидации и реорганизации организаций, в ИМНС России по Октябрьскому району из 617 реорганизованных и ликвидированных предприятий за период с 01.01.2000 по 01.04.2003 не проверено 20% организаций, в ИМНС России по г.Дивногорску 32%.

Управлением в 2000-2001 годах не осуществлялся контроль за начислением инспекциями пеней по актам выездных налоговых проверок, в трех вышеназванных инспекциях, а также в ИМНС России по г.Железногорску установлено неначисление пеней на общую сумму 0,3 млн.рублей.

Управлением не обеспечено выполнение п.5 решения Коллегии МНС России от 06.12.2000 (протокол 16-3) в части проведения в срок до 01.01.2002 выездных налоговых проверок предприятий, представляющих "нулевую" отчетность. Так, в 2001 году процент охвата выездными налоговыми проверками данной категории налогоплательщиков составил 18,9%, в 2002 году - 20,3%.

Инспекциями МНС России по Октябрьскому району и г.Дивногорску материалы о нарушениях  законодательства о налогах и сборах в крупных и особо крупных размерах в органы ФСНП России передавались с нарушением срока до 4 месяцев или не направлялись вовсе (МП "ПЖРЭТ -1", ООО "Лесохимэкспорт").

Управлением не на должном уровне осуществлялся контроль за применением подчиненными налоговыми органами штрафных санкций.

В Инспекциях МНС России по Центральному, Октябрьскому и Свердловскому районам проверкой установлено неприменение налоговых санкций на общую сумму 0,5 млн.рублей.

Управлением осуществляется недостаточный контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов по контролю за применением налогоплательщиками контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением.

В нарушение  ст.ст.6 и 7 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" и ст.2.1 КоАП РФ, ИМНС России по Октябрьскому району г.Красноярска во 2 полугодии 2002 года в 4 случаях не предъявлено штрафов на общую сумму 120,0 тыс.руб. к лицам, осуществлявшим продажу товаров без применения ККМ, а Межрайонной ИМНС России N 11 в 1 полугодии 2002 года в 3 случаях занижены штрафы в общей сумме 2,6 тыс.рублей.

В ходе комплексной проверки 8 хозяйствующих субъектов проверено на предмет применения ККМ, нарушения законодательства установлены во всех случаях, в т.ч. в 7 случаях продажа товаров без применения ККМ.

За допущенные нарушения виновные лица привлечены к ответственности в виде штрафов на общую сумму 62,0 тыс.рублей.

Управлением ослаблен контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов по вопросам соблюдения законодательства по налогу на прибыль и правомерности использования налогоплательщиками льгот.

Территориальными налоговыми органами не обеспечен контроль за правомерным применением льгот по налогу на прибыль: необоснованно предоставлены льготы по налогу на прибыль 7 организациям на общую сумму 31,9 млн.руб., сумма заниженного налога на прибыль составила 11,3 млн.рублей.

Так, Инспекцией МНС России по Свердловскому району в ходе камеральной проверки неправомерно подтверждена льгота по налогу на прибыль за 2000 год ОАО "Химико-металлургический завод" в сумме 10,1 млн.руб. на покрытие убытков прошлых лет и расходов по содержанию непроизводственной сферы при наличии источника финансирования в сумме 0,3 млн. рублей. Сумма заниженного налога на прибыль составила 3,5 млн.рублей.

Налоговыми органами в отдельных случаях не запрашивались документы, обосновывающие правомерность использования организациями льгот по налогу на прибыль.

Инспекцией МНС России по Свердловскому району для подтверждения использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и направленной в 2000-2001 годах на финансирование капитальных вложений в сумме 136,6 млн.руб. и на содержание объектов непроизводственной сферы в сумме 87,6 млн.руб., не запрашивались у ФГУП ПО "Электрохимический завод" и ОАО "Волна" документы, подтверждающие направление прибыли на указанные цели.

Кроме того, в результате неправомерного завышения 6 организациями себестоимости продукции (работ, услуг), а также внереализационных расходов на общую сумму 24,9 млн.руб. недоначислено налога на прибыль в сумме 8,2 млн.рублей (Инспекции МНС России по Свердловскому и Железнодорожному районам).

Инспекцией МНС России по Центральному району не начислены авансовые платежи по налогу на прибыль за I кв. 2002 года по ОАО "В-Сибпромтранс" в сумме 5,4 млн.рублей.

Инспекциями МНС России по Центральному, Свердловскому районам, по г.Зеленогорску не уделялось должного внимания проверке правильности расчетов налоговой базы переходного периода, в результате чего в проверенных делах 13 налогоплательщиков установлены отклонения в крупных размерах, всего на сумму 1580,4 млн.руб.: не выяснено расхождение между показателями дебиторской задолженности по бухгалтерскому балансу и доходами переходного периода: не проанализирована дебиторская задолженность по прочим дебиторам, дебиторская задолженность, числящаяся за балансом.

Управлением недостаточно обеспечен контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость, правомерностью применения освобождения от налогообложения операций, подлежащих налогообложению.

Инспекцией МНС России по Ленинскому району необоснованно подтверждено освобождение операций, подлежащих налогообложению, в общем размере 1,8 млн.рублей. Так, необоснованно подтверждено освобождение от налогообложения ОАО "Сивинит" услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях за 2000-2001 годы в общем размере 0,5 млн.руб. и недоначислен в бюджет НДС в сумме 0,1 млн.рублей.

В нарушение п.6 ст.149 Налогового кодекса ИМНС России по Свердловскому району г.Красноярска при отсутствии лицензии подтверждено освобождение от налогообложения операций по реализации услуг в сфере образования филиалу Российского государственного гуманитарного университета за апрель, май 2002 года в сумме 1,3 млн.рублей.

Инспекциями МНС России по Советскому, Ленинскому и Свердловскому районам г.Красноярска при подтверждении правомерности использования освобождения от налогообложения, правильности применения налоговых вычетов по НДС в отдельных случаях не запрашивались подтверждающие документы и пояснения, своевременно не проводились дополнительные контрольные мероприятия.

Так, ИМНС России по Свердловскому району своевременно не истребованы документы, подтверждающие правильность применения освобождения от налогообложения операций по реализации ценных бумаг в сумме 17,3 млн.руб. ОАО "Волна" за 2002 год, исключенного 30.01.2003 из государственного реестра налогоплательщиков, а также не истребованы документы, подтверждающие освобождение от налогообложения стоимости реализации ритуальных услуг, оказанных в 2002 году ОАО "Разнобыт", на сумму 3,3 млн.руб., которые представлены только в 2003 году.

Инспекцией МНС России по Советскому району при отсутствии документов, подтверждающих правильность применения освобождения от налогообложения операций по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства в соответствии с п.п.6 п.3 ст.149 Налогового кодекса, предоставлено освобождение от налогообложения ООО "Кан" за 2002 год в размере 0,1 млн.рублей.

При систематическом представлении ИЧП Колосовым О.Н. по итогам налогового периода (март-сентябрь 2002 года) сумм налоговых вычетов в размере 1,7 млн.руб., превышающих сумму, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, ИМНС России по Свердловскому району не проводились контрольные мероприятия в отношении данного налогоплательщика.

Инспекцией МНС России по Ленинскому району при отсутствии подтверждающих документов приняты налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 Налогового кодекса. ООО ТТЦ "Слава" за 1 кв. 2000 года по НДС, уплаченному на таможне при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в сумме 5,3 млн.рублей.

Инспекциями МНС России по Советскому, Свердловскому и Ленинскому районам не направлялись соответствующие запросы в таможенные органы при предъявлении к налоговому вычету НДС при таможенном оформлении импортируемых товаров ОАО "Красноярский алюминиевый завод" в 2001-2002 годах в общей сумме 8,9 млн.руб., ОАО "ПИКРА" за 2002 год - 61,9 млн.руб., ООО ТТЦ "Слава" за 1 кв. 2000 года - 5,3 млн.рублей.

Инспекцией МНС России по Ленинскому району без проведения дополнительных контрольных мероприятий при отсутствии ответов на запросы в 2002 году возмещен НДС ООО "Енисей-экспорт-сервис" и ООО "Сайтэкс" при наличии признаков "схемы", направленной на необоснованное возмещение НДС, на общую сумму 0,2 млн.рублей.

Инспекциями МНС России по Советскому и Ленинскому районам не обеспечена достоверность данных отчета  формы N-5НБН за 2002 год. Так, стоимость операций, не подлежащих налогообложению, занижена в результате искажения отчетных данных по ОАО "Красноярский алюминиевый завод" на общую сумму 5302,9 млн.руб., АИКБ "Енисейский объединенный банк" - на 69,4 млн.рублей.

Управлением ослаблен контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Управлением в 2002 году не выполнено задание по мобилизации акцизов на спирт этиловый, алкогольную и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет. Доведенное МНС России задание в сумме 615,4 млн.рублей выполнено на 73,7% (в среднем по России 106,6 процента). Поступление акцизов в федеральный бюджет в 2002 году составило 453,5 млн.рублей.

Межрайонной ИМНС России N 8 искажались отчетные данные по начислению сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В отчетах по  форме 1-НМ за 2000-2001 годы по строке "лицензионный сбор за право производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" в графе "начислено по расчетам" стоят нулевые показатели, тогда как следовало указать начисление данного сбора в целом за 2000 год в сумме 459,2 тыс.руб., за 2001 год - в сумме 691,7 тыс.руб. (всего 1,1 млн.рублей).

Управлением не контролировалось использование этилового спирта из пищевого сырья на цели, не связанные с производством алкогольной продукции, и не проводилась работа по привлечению организаций-нарушителей к административной ответственности, что привело к потерям бюджета от 240,0 до 800,0 тыс.рублей.

Так, в 2001 году ЗАО "КБЗ" и его филиалами осуществлены поставки спирта этилового технического денатурированного (гидролизного) ОАО "Роспроммедикс", ЗАО "Компания КСТ" и ООО "Сток", не имевшим лицензий и квот на закупку этилового спирта. При этом Управлением не обеспечено своевременное рассмотрение дела по указанному административному правонарушению, что привело к невзысканию штрафных санкций на сумму от 180,0 до 600,0 тыс.руб. с конфискацией этилового спирта.

В ходе анализа деклараций и актов проверок ЗАО "Партнер" установлено, что в 2002 году организацией получено на производство спиртосодержащей непищевой продукции 264 тыс. дал спирта этилового пищевого денатурированного от ОАО "Пензаспиртпром" и ОАО "Спиртовый комбинат" (г.Мариинск) при отсутствии квоты закупки этилового спирта. При этом ЗАО "Партнер" не привлечено Управлением к административной ответственности на сумму от 60,0 до 200,0 тыс.рублей с конфискацией этилового спирта.

Управлением не на должном уровне осуществлялся контроль за работой нижестоящих налоговых органов по налоговому администрированию ресурсных платежей.

Управлением не обеспечено выполнение задания по мобилизации в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году: выполнение составило 67,5%, при задании 1073,1 млн.руб., поступило 724,7 млн.рублей.

Межрайонными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам и Межрайонной инспекцией МНС России N 2 в ходе проведения камеральных проверок налоговых деклараций за 2002 год ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" и ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" не установлено неправомерное применение налоговой ставки 0 процентов и необоснованное указание количества добытого полезного ископаемого, что привело к недоначислению НДПИ в сумме 1,7 млн.рублей.

В ИМНС России по Ленинскому району в 2002 году недоначислен земельный налог ОАО "Красноярский целлюлозно-бумажный комбинат" за земельный участок, используемый не по целевому назначению, в сумме 22,4 тыс.рублей.

Налоговыми органами допускались нарушения порядка взыскания задолженности, а Управлением в недостаточной мере осуществлялся контроль за последовательностью и полнотой мер принудительного взыскания задолженности.

Инспекциями МНС России по Центральному, Свердловскому и Ленинскому районам в течение всего проверенного периода налогоплательщикам направлялись требования без указания в графе "установленный срок уплаты" даты платежа либо с указанием даты, не соответствующей срокам, установленным  законодательством о налогах и сборах (более 90 случаев).

Межрайонной ИМНС России N 10 в нарушение ст.70 Налогового кодекса не направлялись требования об уплате налогов и сборов ГУП ДРСУ-1 при наличии задолженности на протяжении 2000-2001 годов по пеням в сумме 0,4 млн.рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»