Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июня 2003 года N 274-О

     
Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности абзаца второго пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и жалобы администрации муниципального образования "Смольнинское" на нарушение той же нормой конституционных прав и свобод



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С.Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Санкт-Петербургского городского суда и жалобы администрации муниципального образования "Смольнинское",

установил:

1. В производстве Санкт-Петербургского городского суда находится дело по заявлению администрации муниципального образования "Смольнинское" о признании противоречащими Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а потому недействующими и не подлежащими применению подпункта 6 пункта 2 и пункта 3 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" в части, касающейся полномочия Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации регулировать своими законами некоторые вопросы, относящиеся к предметам ведения муниципальных образований, находящихся на его территории. Ответчики по делу - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Губернатор Санкт-Петербурга возражали против удовлетворения требований администрации муниципального образования "Смольнинское", ссылаясь на абзац второй пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"редакции от 17 марта 1997 года), согласно которому в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами этих субъектов Российской Федерации.

Придя к выводу, что подлежащая применению в данном деле норма абзаца второго пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не соответствует Конституции Российской Федерации, Санкт-Петербургский городской суд обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке ее конституционности. В запросе утверждается, что названная норма, устанавливая - в исключение из общих принципов организации местного самоуправления, вытекающих из Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - дополнительное право органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга определять предметы ведения расположенных на их территориях муниципальных образований, а также объекты муниципальной собственности и источники доходов муниципальных образований, позволяет тем самым исключать законом субъекта Российской Федерации из предметов ведения органов местного самоуправления некоторые вопросы местного значения с передачей их органам государственной власти. Такую же позицию занимает администрация муниципального образования "Смольнинское", направившая в Конституционный Суд Российской Федерации аналогичную жалобу.

По мнению заявителей, абзац второй пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нарушает конституционные требования самостоятельности местного самоуправления, равной защиты всех форм собственности, равенства прав и свобод граждан независимо от места жительства, что противоречит статьям 8 (часть 2), 12, 19 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации закрепляет основополагающие, обязательные для всех субъектов Российской Федерации принципы местного самоуправления, которые реализуются в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними законах субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1; статья 76, часть 2). Согласно статье 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Население городского, сельского поселения - независимо от численности - не может быть лишено права на местное самоуправление, что, однако, не исключает возможности создания муниципальных образований как на основе самостоятельных поселений или их объединений, так и на основе отдельных территориальных частей поселений, в частности внутригородских муниципальных образований.

Одновременно Конституция Российской Федерации закрепляет территориальные основы осуществления государственной власти - в соответствии с принципом федерализма (статья 5, часть 1) и субъектным составом Российской Федерации (статья 65, часть 1). При этом особенности статуса городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - территории которых как субъектов Российской Федерации, где в соответствии с прямым указанием Конституции Российской Федерации осуществляется государственная власть (статья 11, часть 2; статья 77, часть 1), совпадают с их территориями как городских поселений, где обязательным является осуществление местного самоуправления, - предопределяют необходимость принятия мер, в том числе законодательных, для разграничения государственной власти и местного самоуправления, с тем чтобы обеспечить баланс интересов города федерального значения как субъекта Российской Федерации и находящихся на его территории муниципальных образований, не допустить произвольное ограничение права населения на осуществление местного самоуправления.

Исходя из этого, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования по предметам ведения, установленным в статьях 71 (пункты "а", "б", "в") и 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации, предусмотрел в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможность учета особенностей местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге (абзац второй пункта 3 статьи 6, а также пункт 18 статьи 4, абзац четвертый пункта 1 и абзац второй пункта 3 статьи 12, пункт 2 статьи 14).

3. Особенности местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, обусловленные их статусными характеристиками, установленными Конституцией Российской Федерации, уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно правовой позиции, на которой основан ряд его решений (в том числе официально опубликованные определения от 10 ноября 2002 года о прекращении производства по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 6 Устава города Москвы, от 6 февраля 2003 года по жалобе гражданина И.А.Карпова на нарушение его конституционных прав положениями статьи 69 Устава города Москвы, статьи 5 Закона города Москвы "О районной Управе в городе Москве" и части 6 статьи 2 Закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Устав города Москвы"), недопустимо лишение населения данных городских поселений права на местное самоуправление и установление Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства.

Что касается соответствующих положений федерального законодательства, предполагающих возможность учета особенностей местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге (абзац второй пункта 3 статьи 6, абзац четвертый пункта 1 и абзац второй пункта 3 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, они носят бланкетный характер, отсылают к федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации и не допускают самостоятельного установления Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами Российской Федерации ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства. При этом - с учетом содержащихся в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" общих запретов подчиненности одного муниципального образования другому (абзац третий пункта 3 статьи 6) и лишения права на осуществление местного самоуправления населения городского, сельского поселения независимо от его численности (абзац третий пункта 1 статьи 12) - предполагается, что соответствующие положения законов и других нормативно-правовых актов Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации не должны приобретать неконституционный смысл, расходящийся с требованиями данного Федерального закона. Если же возникает вопрос, нарушаются ли принятыми на их основе нормами, определяющими конкретные особенности осуществления местного самоуправления на внутригородских территориях Москвы и Санкт-Петербурга, конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления, отвечают ли они критериям формы, цели и меры ограничения прав и свобод человека и гражданина, установленным статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, то эти нормы могут быть проверены Конституционным Судом Российской Федерации на соответствие Конституции Российской Федерации в порядке, закрепленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Таким образом, в вопросе о конституционности абзаца второго пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" какая-либо неопределенность отсутствует, и в этой части содержащаяся в нем норма не может рассматриваться как непосредственно затрагивающая права граждан на осуществление местного самоуправления.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Санкт-Петербургского городского суда и жалобы администрации муниципального образования "Смольнинское", поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным обращениям окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации
Ю.М.Данилов


Текст документа сверен по:

"Вестник Конституционного Суда

Российской Федерации",

N 6, 2003 год