МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
 СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О правовом обеспечении формирования общего
образовательного пространства Содружества
Независимых Государств



Обсудив задачи правового обеспечения формирования общего образовательного пространства СНГ, формы участия Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, органов Содружества, государственных органов управления образованием в выполнении Межгосударственной программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ,

считая развитие образования на государственных языках и языках народов, проживающих на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, важнейшим условием их культурного взаимодействия и сотрудничества,

принимая во внимание значительную работу по реформированию национальных образовательных систем и созданию законодательной базы, регулирующей сферу образования,

сознавая необходимость поддержки и развития интеграционных образовательных процессов путем создания механизма реализации сотрудничества государств-участников в области образования,

отмечая необходимость координации действий в интересах дальнейшего развития национальных систем образования и их вхождения в мировой образовательный процесс,

Межпарламентская Ассамблея СНГ постановляет:

1. Принять к сведению информацию о ходе разработки модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ.

Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию завершить разработку проекта модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ в 2003 году и продолжить практику взаимодействия с Конференцией министров образования государств - участников СНГ в вопросах создания нормативно-правовой базы, регулирующей интеграционные процессы в сфере образования.

2. Принять Рекомендации по внесению в национальные законы "Об образовании" изменений и дополнений в связи с дистанционными образовательными технологиями (приложение 1).

3. Принять модельный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" (приложение 2*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание "КОДЕКС".

4. Принять модельный закон "Об образовании взрослых" в новой редакции (приложение 3*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание "КОДЕКС".

5. Принять модельный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (приложение 4*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание "КОДЕКС".

6. Направить указанные модельные законодательные акты в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи и рекомендовать их для использования в национальных законодательствах .

7. Парламентам государств - участников МПА СНГ:

- продолжить работу по формированию организационно-правового механизма межпарламентского сотрудничества в сфере образования;

- придать статус приоритетных проектам законов в области образования, разрабатываемых на основе модельных законодательных актов, принятых Межпарламентской Ассамблеей СНГ.

8. Обратиться к правительствам государств - участников Содружества с просьбой:

- обеспечить своевременное и согласованное по срокам проведение внутригосударственных процедур, направленных на выполнение международных соглашений государств - участников СНГ в сфере образования;

- обеспечить реализацию международных соглашений в области образования, принятых в рамках Содружества, путем их имплементации в национальных законах и подзаконных нормативных актах.

9. Просить Конференцию министров образования государств - участников СНГ и Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества оказать содействие в:

- координации действий министерств образования при разработке актов национального законодательства в сфере образования на основе модельных законов, принятых Межпарламентской Ассамблеей СНГ, и их согласованному внесению в парламенты в соответствии с конституционной практикой государств - участников Содружества;

- принятии мер для включения положений основополагающих международно-правовых актов, регулирующих сферу образования, в национальное законодательство;

- участии государственных органов управления образованием в разработке и экспертизе проекта модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ, проектов модельных законов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи Содружества;

- проведении сравнительно-правового анализа национального законодательства в сфере образования с целью выработки конкретных рекомендаций, направленных на сближение и гармонизацию образовательного права стран Содружества.

10. Предложить Секретариату Совета МПА СНГ совместно с Советом по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ обеспечить в соответствии с положениями Соглашения об обмене информацией в сфере образования государств - участников СНГ регулярное предоставление информации о планах законопроектных работ парламентов в сфере образования, а также национальных законодательных актах на стадии их проектной подготовки.

Председатель
 Совета Ассамблеи
 С.М.Миронов

     

Санкт-Петербург,
7 декабря 2002 года
N 20-5

     

     

Приложение 1

     
ПРИНЯТЫ
на двадцатом пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников
СНГ (постановление N 20-5
от 7 декабря 2002 года)

     

РЕКОМЕНДАЦИИ
по внесению в национальные законы "Об образовании"
 изменений и дополнений в связи с дистанционными
образовательными технологиями



1. При определении понятий, используемых в законах, учитывать, что "под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника".

2. При регламентации форм получения образования учитывать следующее.

2.1. "По профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, могут быть введены ограничения на их освоение посредством дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном правительством".

2.2. Дополнить следующим имущественным правом: "сообщать произведение для всеобщего сведения таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять доступ к произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору (право на сообщение для всеобщего сведения в интерактивном режиме)".

3. При регламентации общих требований к организации образовательного процесса исходить из следующего.

3.1. "Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Образовательное учреждение может использовать дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы частично или в полном объеме (за исключением некоторых занятий) в порядке, установленном центральным органом управления образованием".

3.2. "Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также архивное хранение данных об этих результатах в бумажном и (или) электронном виде в порядке, установленном центральным органом управления образованием".

4. Положения о порядке создания и регламентации образовательных учреждений и их филиалов дополнить следующим.

4.1. "Готовность образовательного учреждения реализовать образовательные программы в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий, а также непосредственно осуществлять учебный процесс и все виды аттестации обучающихся в своих филиалах устанавливается по его заявлению на основании заключения экспертной комиссии при выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности. Особенности предмета и содержания экспертизы образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме, устанавливаются центральным органом управления образованием, если иное не установлено законом.

При экспертизе филиалов образовательного учреждения, использующего дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ в полном объеме, при условии осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах, учитывается обеспеченность педагогическими работниками данного образовательного учреждения".

4.2. "На филиалы образовательного учреждения, использующего дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ в полном объеме, при условии осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах распространяются аттестация и государственная аккредитация данного образовательного учреждения по соответствующим образовательным программам. При очередной аттестации указанного образовательного учреждения учитывается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников, обучающихся в филиалах этого образовательного учреждения, требованиям государственных образовательных стандартов".

5. Положения о финансировании образовательного учреждения дополнить следующим.

5.1. "Использование образовательными учреждениями при реализации образовательных программ различных методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, не влечет за собой увеличение нормативов их финансирования".

5.2. "Обучающиеся в образовательном учреждении, использующем дистанционные образовательные технологии для реализации образовательной программы в полном объеме, а также в филиалах указанного образовательного учреждения, при условии осуществления им учебного процесса (за исключением отдельных занятий) и всех видов аттестации обучающихся в этих филиалах обладают всеми правами и обязанностями обучающихся по соответствующей форме получения образования, а при окончании образовательного учреждения - правом на получение документов об образовании данного образовательного учреждения".

Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ",
N 30, часть 1, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»