МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 5 сентября 2003 года N ВГ-6-02/945


Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением
главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации



Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации направляет для использования в работе Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.Гусев

СОГЛАСОВАНО
Статс-секретарь -
Первый заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.Шаталов

Учитываются ли для целей налогообложения прибыли расходы на оплату учебных отпусков работникам, обучающимся в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального образования, а также расходы по оплате проезда к месту проведения учебного отпуска и обратно?

Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и(или) коллективными договорами.

К указанным расходам согласно пункту 13 статьи 255 Налогового кодекса в том числе относятся расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предусмотрены главой 26 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 177 Трудового кодекса предусмотрено, что гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

Статьей 17 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" установлено, что лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для:

сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно - по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно - по пятьдесят календарных дней;

подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - четыре месяца;

сдачи государственных экзаменов - один месяц.

Таким образом, расходы на оплату труда, сохраняемую на время учебных отпусков в рамках предоставления гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом, включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Для целей налогообложения прибыли также учитываются расходы по оплате работодателем работнику проезда к месту обучения и обратно в порядке и по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством Российской Федерации (статья 173 Трудового кодекса).


Включаются ли в сумму создаваемого резерва по сомнительным долгам суммы налога на добавленную стоимость в целях налогообложения прибыли?

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Следовательно, при создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе и с учетом налога на добавленную стоимость.


Учитываются ли в составе покупной стоимости товаров таможенные пошлины?

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса определено, что при реализации покупных товаров в состав расходов включается стоимость приобретения данных товаров.

При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 Налогового кодекса.

Согласно статье 320 Налогового кодекса суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров, относятся к прямым расходам.

Все остальные расходы, включая транспортные расходы, не связанные с доставкой покупных товаров до склада налогоплательщика, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Таким образом, под стоимостью приобретения товаров следует понимать контрактную (договорную) цену приобретения, а уплаченные ввозные таможенные пошлины учитываются в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса.


В составе расходов какого периода учитывать сумму налога на пользователей автомобильных дорог, начисляемую в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ в связи с отменой этого налога, от сумм дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженных (поставленных, выполненных, оказанных), но не оплаченных по состоянию на 1 января 2003 года?

Периодом признания расхода в виде налогов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует считать период, за который представляются расчеты (декларации).

Поскольку сумма налога на пользователей автомобильных дорог, исчисленная исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, подлежит отражению в составе показателей Декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 года, то она должна быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за 2002 год.


Учитываются ли в составе прямых расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде страховых взносов, исчисляемых в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ)?

Пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса определен перечень расходов на производство и реализацию, относящихся к прямым и косвенным расходам.

Приведенный в указанном пункте перечень прямых расходов является исчерпывающим.

Так, к прямым расходам относятся, в частности, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда.

Несмотря на то что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса, назначение единого социального налога и страховых взносов различно.

Статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ определено, что данный Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Так, сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд (Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования).

При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации исходя из установленных тарифов страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.

Сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса.

При этом следует учесть, что согласно пункту 16 статьи 255 Налогового кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суммы исчисленных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховых взносов не включаются в расходы налогоплательщика ни на оплату труда, ни в составе расходов на уплату единого социального налога, но при этом они подлежат отражению в составе прочих расходов и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов.

Организация создана после 1 июля 2001 года, вправе ли она признать в целях налогообложения прибыли и перенести на будущее убыток, числящийся по состоянию на 31 декабря 2001 года?

Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с учетом изменений и дополнений) (далее - Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ) убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по налогообложению прибыли по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышающей сумму убытка, числящегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном статьей 283 Налогового кодекса.

В частности, согласно пункту 1 статьи 283 главы 25 Налогового кодекса, определяющей порядок переноса убытков на будущее, налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей, статьей 275.1, статьями 280 и 304 Налогового кодекса.

Учитывая изложенное, а также то, что по состоянию на 1 июля 2001 года организация не имела результатов деятельности (дата ее государственной регистрации - после 1 июля 2001 года), она не вправе признать в целях налогообложения и перенести на будущее убыток, числящийся по состоянию на 31 декабря 2001 года.


Должна ли учитываться в составе расходов переходного периода сумма налога на пользователей автомобильных дорог, исчисленная исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2002 года, налогоплательщиками, определяющими выручку от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в 2001 году по методу "по оплате"?

Порядок исчисления налоговой базы переходного периода по налогу на прибыль налогоплательщиками, переходящими с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по методу начисления, производится согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ.

Согласно указанной статье при исчислении налоговой базы переходного периода учитываются доходы и расходы ранее начисленные, но не учтенные для целей налогообложения.

Учитывая, что налог на пользователей автомобильных дорог не начислялся на неоплаченную в 2001 году выручку от реализации продукции (работ, услуг), то подобная сумма не должна учитываться в составе расходов при исчислении налоговой базы переходного периода.


Производится ли уточнение суммы налога на прибыль с налоговой базы переходного периода в связи с изменением в 2003 году налоговой ставки для зачисления сумм налога в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации? Как производится распределение суммы налога с налоговой базы переходного периода по организациям, имеющим в своем составе обособленные подразделения, для уплаты их по месту нахождения этих обособленных подразделений?

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ к определенной в соответствии с данной статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 Налогового кодекса. Исчисленная сумма налога (отраженная в Листах 12 или 13 Декларации по налогу на прибыль организаций за I полугодие 2002 года) подлежит уплате в бюджет в порядке, установленном пунктами 8 и 10 статьи 10 указанного выше Федерального закона.

Таким образом, в 2003 году и в последующие годы налог на прибыль должен уплачиваться в размерах, исчисленных исходя из ставок, действовавших на 1 января 2002 года - дату, на которую производился расчет суммы налога с налоговой базы переходного периода, независимо от дальнейшего изменения ставок налога на прибыль, в том числе и их соотношения между бюджетами различных уровней.

В Листах 12 или 13 Декларации по налогу на прибыль организаций за I полугодие 2002 года указана сумма налога на прибыль с налоговой базы переходного периода в целом по юридическому лицу. Распределение налога для его уплаты по месту нахождения обособленных подразделений организации производится в приложениях N 5 и 5а к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций.

Каждый отчетный период организация должна распределять сумму причитающегося к уплате по отчетному сроку платежа по имеющимся у нее на этот период обособленным подразделениям исходя из доли этих подразделений, определенной по правилам статьи 288 Налогового кодекса на конец отчетного периода.


Может ли налогоплательщик уплатить страховой организации по договорам страхования страховые взносы в виде выполненных работ, предоставленных услуг?

Согласно пункту 6 статьи 272 Налогового кодекса расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

Учитывая изложенное, страховые взносы должны уплачиваться только денежными средствами.


Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль средства, полученные медицинскими учреждениями на основе договоров со страховыми медицинскими организациями?

В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 29.05.2002) медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Учитывая изложенное, средства территориальных фондов медицинского страхования, полученные медицинскими учреждениями на основании договора, заключенного между страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование, и аккредитованными медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования, не подпадают под нормы статьи 251 Налогового кодекса с учетом внесенных Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" изменений и дополнений включаются в доход от реализации медицинских учреждений любых организационно-правовых форм собственности согласно статье 249 Налогового кодекса.

Должна ли учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций стоимость материальных ценностей, приобретенных территориальными фондами за счет финансовых средств обязательного медицинского страхования в централизованном порядке и переданных безвозмездно государственным медицинским учреждениям, участвующим в выполнении программы обязательного медицинского страхования, на осуществление их уставной деятельности?

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»