О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации
Аварийность на автомобильном транспорте - одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. Каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) более 10 миллионов человек в мире погибают и получают ранения. ДТП наносят обществу большой социально-экономический ущерб, глобальные экономические потери составляют, по информации Всемирного банка, около 500 миллиардов долларов в год.
В развитых странах уровень дорожно-транспортного травматизма ниже, чем в России, однако и там его снижение по-прежнему рассматривается как серьезная проблема. В материалах Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца отмечается, что постоянно обостряющаяся проблема дорожно-транспортного травматизма, связанная с гибелью и ухудшением условий жизни людей, сдерживающая развитие стран и приводящая к большой уязвимости миллионов людей, требует активных действий.
В новых условиях задача обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, непосредственно связанная с результатами социально-экономических преобразований, построением правового демократического государства, развитием гражданского общества, не может быть решена без совместных усилий государства и общества, без общественной поддержки и участия широких слоев населения в реализации государственных программ и проектов.
В 2002 году в России был отмечен самый большой за последние 10 лет рост количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей. Всего за этот период численность погибших составила 315,1 тыс. человек, что эквивалентно населению среднего областного центра. Сегодня проблема дорожно-транспортного травматизма в России без преувеличения представляет угрозу безопасности граждан и государства.
Анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту. Изменения аварийности за период 1993-2002 годов можно разделить на два этапа, на первом из которых (1993-1997 годы) происходило последовательное снижение всех основных показателей аварийности. На втором этапе, начиная с 1998 года, почти ежегодно регистрировалось их увеличение. Незначительное снижение (в 1999 и 2000 годах) количества ДТП и числа пострадавших в них практически не повлияло на изменение сложившейся общей негативной тенденции, о чем свидетельствует увеличивающийся рост всех основных показателей аварийности в последние два года (табл.1.1). Так, прирост количества ДТП, числа погибших и раненых в 2002 году превысил аналогичные показатели предшествующего года в 1,7-3,2 раза. При этом абсолютные значения количества происшествий и числа раненых в них людей имеют максимальные значения за последние 10 лет.
Основные показатели аварийности* (1997-2002 годы)
________________
* Здесь и далее приводятся сведения по Российской Федерации, если это не оговаривается отдельно.
Годы | ДТП | Погибло | Ранено | |||
кол-во | ±% к АППГ* | чел. | ±% к АППГ | чел. | ±% к АППГ | |
1997 | 156515 | -2,5 | 27665 | -6,1 | 177924 | -0,3 |
1998 | 160300 | +2,4 | 29021 | +4,9 | 183846 | +3,3 |
1999 | 159823 | -0,3 | 29718 | +2,4 | 182123 | -0,9 |
2000 | 157596 | -1,4 | 29594 | -0,4 | 179401 | -1,5 |
2001 | 164403 | +4,3 | 30916 | +4,5 | 187790 | +4,7 |
2002 | 184365 | +12,1 | 33243 | +7,5 | 215678 | +14,9 |
________________
* Здесь и далее АППГ - аналогичный период предшествующего года.
Об ухудшении обстановки свидетельствует также негативная тенденция изменения относительных показателей аварийности. Второй год подряд наблюдается рост количества ДТП в расчете на 10 тыс. единиц транспортных средств. Максимальное значение данного показателя (66) отмечено в 1993 году, минимальное (50) - в 2000 году. В минувшем году произошло его увеличение. Последние два года отмечается также рост числа пострадавших в расчете на 100 тыс. жителей (табл.1.2).
Относительные показатели аварийности (1997-2002 годы)
Год | Тяжесть последствий ДТП | Число пострадавших на 100 тыс. населения | Кол-во ДТП на 10 тыс. транспорта |
1997 | 13,5 | 138,9 | 52,3 |
1998 | 13,6 | 143,9 | 51,7 |
1999 | 14,0 | 144,8 | 50,8 |
2000 | 14,2 | 142,8 | 50,0 |
2001 | 14,1 | 150,6 | 52,0 |
2002 | 13,4 | 171,5 | 54,4 |
Ежегодно максимальное количество ДТП регистрируется с июля по октябрь. В 2002 году в этот период произошло около половины (43,3% или 79685 ДТП) всех происшествий. Пик аварийности был зарегистрирован в августе (21033 ДТП). В два раза реже совершались ДТП в январе-марте. Наиболее тяжкими последствиями (15 погибших из каждых 100 пострадавших) характеризовались происшествия в октябре. Высокий уровень данного показателя (14) был также в феврале, сентябре и ноябре. Минимальное его значение (12) - в июне и мае.
В городах и населенных пунктах ежегодно совершается почти три четверти от всех происшествий в стране. В 2002 году здесь зарегистрировано 131653 (+11,3%) ДТП, что составило 71,4% от всех происшествий. В них погибли 16344 (+5,4%) и ранены 147084 (+13,6%) человека. Тяжесть последствий этих ДТП составила 10 погибших в расчете на 100 пострадавших (табл.1.3).
Основные показатели аварийности в населенных пунктах (2002 год)
ДТП | Погибло | Ранено | Тяжесть | ||||
Места совершения ДТП | кол-во | % от общего кол-ва ДТП в городах и н.п. | чел. | % от общего числа погиб- | чел. | % от общего числа ране- | последс- |
В городах и населенных пунктах (всего), | 131653 | 100,0 | 16344 | 100,0 | 147084 | 100,0 | 10,0 |
в том числе: | |||||||
в столицах республик, краевых, областных центрах | 64271 | 48,8 | 6639 | 40,6 | 71204 | 48,4 | 8,8 |
в городах республиканского, краевого, областного подчинения | 27742 | 21,1 | 3091 | 18,9 | 31291 | 21,3 | 8,9 |
в городах районного подчинения | 16872 | 12,8 | 2338 | 14,3 | 18829 | 12,8 | 11,1 |
в иных нас. пунктах | 22768 | 17,3 | 4276 | 26,2 | 25760 | 17,5 | 14,2 |
Около половины (48,8%) всех происшествий, имевших место в городах и населенных пунктах, происходит на улично-дорожной сети столиц республик, краевых и областных центров Российской Федерации. Остается сложной обстановка с аварийностью в городах с населением более миллиона человек. Рост количества ДТП произошел практически во всех мегаполисах, из них наиболее существенный - в гг.Казань, Москва, Н.Новгород и С.-Петербург (табл.1.4).
Основные показатели аварийности в крупных городах (2002 год)
Города | ДТП | Среднее число | Тяжесть | |
кол-во | ±% к АППГ | погибших на 100 тыс. жителей | последствий ДТП | |
Москва | 9284 | +10,3 | 15,2 | 11,3 |
С.-Петербург | 6886 | +19,9 | 14,7 | 8,3 |
Екатеринбург | 2283 | +5,4 | 18,6 | 8,6 |
Омск | 2037 | +2,8 | 12,4 | 5,8 |
Челябинск | 1697 | +2,0 | 11,2 | 5,9 |
Казань | 1683 | +11,5 | 12,9 | 7,1 |
Новосибирск | 1618 | +0,4 | 11,4 | 8,3 |
Н.Новгород | 1442 | +25,6 | 11,1 | 8,4 |
Пермь | 1300 | -5,3 | 12,0 | 7,6 |
Самара | 1231 | -1,2 | 14,6 | 11,7 |
Уфа | 1061 | -9,8 | 9,7 | 8,3 |
Ростов-на-Дону | 631 | -6,8 | 11,1 | 15,2 |
На автомобильных дорогах ежегодно регистрируется свыше четверти всех ДТП. В минувшем году здесь произошло 52123 (+14,1%) ДТП, в которых погибли 16732 (+9,6%) и получили ранения 68002 (+17,6%) человека. Удельный вес таких происшествий составил 28,3% от общего количества по стране. Характерной особенностью ДТП на автомобильных дорогах является высокая тяжесть последствий (табл.1.5).
Основные показатели аварийности вне населенных пунктов (2002 год)
ДТП | Погибло | Ранено | Тяжесть | ||||
Места совершения ДТП | кол-во | % от общего кол-ва ДТП на автодо- | чел. | % от общего числа погиб- | чел. | % от общего числа ране- | послед- |
На автодорогах всего, | 52123 | 100,0 | 16732 | 100,0 | 68002 | 100,0 | 19,8 |
в том числе на: | |||||||
федеральных | 16888 | 32,4 | 6278 | 37,5 | 22224 | 32,7 | 22,0 |
территориальных | 26139 | 50,1 | 7983 | 47,7 | 34146 | 50,2 | 18,9 |
ведомственных | 2536 | 4,9 | 684 | 4,1 | 3238 | 4,8 | 17,4 |
частных | 76 | 0,2 | 21 | 0,1 | 106 | 0,2 | 16,5 |
иных | 6484 | 12,4 | 1766 | 10,6 | 8288 | 12,2 | 17,6 |
В других местах | 589 | 167 | 592 | 22,0 |
На участках автодорог, проходящих через города и населенные пункты, произошло 16645 (-4,8%) ДТП, что составляет почти четверть (24,2%) от общего количества происшествий на автодорогах, 12,6% от общего количества ДТП в городах и населенных пунктах или 9,0% всех ДТП, зарегистрированных на территории России. Число погибших и раненых составило соответственно 3260 (-4,1%) и 19154 (-1,2%) человека. Остается значительной тяжесть последствий таких ДТП (15), она в полтора раза выше, чем в черте городов и населенных пунктов.
Средняя тяжесть последствий ДТП на федеральных дорогах вне городов и населенных пунктов в 2002 году составила 22 погибших на 100 пострадавших (табл.1.6).