МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 декабря 2002 года N 18/8/1-43


Обзор организации воспитательной работы с переменным составом
в Самарском юридическом институте Минюста России и сотрудниками
ГУИН Минюста России по Самарской области



В связи со взятым курсом на приведение уголовно исполнительной системы в соответствие международным стандартам, гуманизацию исполнения наказаний перед руководителями, воспитательными, кадровыми аппаратами стоит задача подготовки и воспитания сотрудников новой формации, способных правильно воспринимать современные требования, поднять деятельность системы на новый, отвечающий мировым стандартам уровень.

Непременным условием достижения этой цели является коренное улучшение воспитательной работы с личным составом, создание эффективной системы психолого-педагогического воздействия, обеспечивающих развитие личности, формирование у сотрудников необходимых профессиональных и морально-волевых качеств.

Руководство и командно-преподавательский состав Самарского юридического института (начальник - А.В.Горожанин, заместитель - А.И.Леонов) стремятся готовить для УИС кадры, обладающие не только специальными знаниями, но и высокими духовными и волевыми качествами, видят свою задачу в превращении института в центр подготовки высокопрофессиональных специалистов, усвоивших лучшие традиции пенитенциарной системы России и русского офицерства, отличающихся блестящей репутацией среди практических работников.

Воспитательная работа с курсантами осуществляется руководством института, отделом по работе с личным составом (ОРЛС), начальниками факультетов и отделов, педагогическим и командным составом, общественными формированиями, привлекаемыми специалистами на основе апробированных учебных программ и методических разработок в течение специально отведенных учебных часов, а также в свободное от учебы время.

После зачисления абитуриентов в списки образовательного учреждения ОРЛС совместно с начальниками курсов, командирами взводов, преподавателями-кураторами формируют учебные группы и отделения. Подбирают заместителей командиров взводов и командиров отделений из числа курсантов. При этом учитываются рекомендации психолога по вопросам оптимального комплектования учебных групп и назначения командиров. Организуется проведение собраний курсантов учебных групп и курсов по выборам актива общественных формирований.

В воспитательном процессе важное место отведено соблюдению уставных требований, которые закаляют волю, формируют чувство долга и ответственности перед коллективом. Строгая определенность взаимоотношений курсантов, торжественные воинские ритуалы и воинский порядок воспитывают у них необходимые нравственные привычки, обеспечивают положительное отношение к учебе. Курсантов СЮИ Минюста России отличают опрятность и подтянутость.

В учебном заведении созданы общественные формирования - советы курсов, суд чести, родительские комитеты курсов. Советы курсов являются органами самоуправления курсантов института, свою деятельность они осуществляют на основании Положения о совете курса СЮИ Минюста России.

Родительские комитеты избираются на каждом курсе, принимают активное участие в решении вопросов бытоустройства в подразделениях, оказывают помощь руководству курсов в работе по поддержанию твердого уставного порядка и служебной дисциплины. Родительские собрания проводятся на каждом курсе не реже одного раза в семестр, на них обсуждаются вопросы повышения успеваемости, служебной дисциплины, уточняются требования к курсантам со стороны руководства учебного заведения.

Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) с переменным составом планируется и осуществляется в учебно-строевых подразделениях руководством курсов, результаты заносятся в дневники ИВР, имеющиеся на весь переменный состав. Дневник ИВР заводится с момента зачисления абитуриента в списки учебного заведения и ведется до выпуска с накоплением в нем всей необходимой информации об обучаемом.

В расположении учебно-строевых подразделений (курсов) созданы комнаты воспитательной работы, в курсантских общежитиях, классах учебных групп оборудованы стенды наглядной агитации по соблюдению требований Устава, Присяги. Во взводах регулярно ведутся экраны успеваемости, организован выпуск "Молний", другой наглядной агитации, отражающей жизнь учебно-строевых подразделений. На курсах постоянно выпускаются стенгазеты. В институте оформлена Доска почета учебного заведения, Доска отличников учебы, стенд-экспозиция спортивных достижений.

ОРЛС совместно с курсовыми командирами ежемесячно, а также по окончании очередного семестра и учебного года подводит итоги по результатам учебы, службы, дисциплины и физической подготовки, на звание "Лучший курс", "Лучший взвод", "Лучшее отделение". Проводятся конкурсы на лучшее содержание учебных и жилых помещений, соревнования по рукопашному бою, стрельбе из пистолета "Макарова", дзюдо, самбо, волейболу, лыжам, гиревому спорту, мини-футболу и другим видам спорта.

Лучшие подразделения награждаются переходящими вымпелами, лучшие курсанты и командиры подразделений поощряются правами начальника института. В индивидуальном порядке курсанты поощряются за высокие личные показатели в учебе, службе, спорте, активное участие в общественной жизни правами начальника института и другими должностными лицами. Проводятся чествования отличников учебы.

Государственно-правовое ориентирование курсантов, формирование нравственно ценностных качеств осуществляется в ходе учебного процесса и в свободное от учебы время силами кафедр истории государства и права, государственно-правовых, общественных, гуманитарных дисциплин, а также привлекаемых для этих целей представителей местных органов представительной и исполнительной власти, общественности, правоохранительных органов, образовательных учреждений, специалистов.

Наряду с прослушиванием циклов лекций, в том числе таких, как "Требования Минюста России к подготовке молодых специалистов", "Дружба и товарищество - основные традиции УИС", "О долге, чести и достоинстве сотрудников уголовно-исполнительной системы", курсанты готовят рефераты, научные доклады и сообщения на семинарских занятиях, читательских конференциях по нравственно-эстетической, патриотической тематике. Проводятся конкурсы среди слушателей на лучший реферат (например: "Моя профессия - моя гордость").

В неучебное время проводятся тематические вечера, беседы на темы: "На службе всегда есть место подвигу", "Чистые руки", "Профессиональная этика сотрудника УИС", вечера памяти сотрудников, погибших при выполнении служебного долга, круглые столы, диспуты "Что значит быть патриотом своей Родины?" и другие, вечера вопросов и ответов (о прохождении службы и другие), работают кружки по учебным дисциплинам вышеуказанных кафедр. Организуются встречи с практическими работниками подразделений ГУИН Минюста России по Самарской области (в том числе с выпускниками СЮИ) на тему: "Свято умножай и береги традиции УИС и своего учебного заведения". С ветеранами проводятся вечера-встречи поколений "Никто не забыт, ничто не забыто". Созданы экспозиции, посвященные героизму и мужеству сотрудников УИС.

Тематические вечера и беседы проводятся, как правило, с приглашением деятелей культуры и искусства. Организованы посещения музеев, культурных центров, выставок, театров и концертов, мест боевой славы с возложением цветов и венков к обелискам, памятникам, братским могилам, экскурсии по историческим местам города и области.

Согласно плану работы учебного заведения проводится общественно-государственное информирование курсантов об актуальных проблемах, тенденциях развития общественно-политической, культурной жизни, экономической обстановке в стране, регионе, очередных задачах, стоящих перед уголовно-исполнительной системой и учебным заведением. Докладчики по учебным группам назначаются из числа офицеров курса, а также наиболее подготовленных курсантов. Контроль качества общественно-политической информации осуществляется ОРЛС, кураторами учебных групп из числа преподавателей кафедр.

Институт взаимодействует с местным Епархиальным управлением Русской Православной Церкви. Священнослужители привлекаются к участию в праздничных мероприятиях, посвященных принятию Присяги курсантами, Дню знаний, Дню учебного заведения, торжественному выпуску молодых офицеров. Кроме того, с переменным составом учебного заведения организованы факультативные занятия по истории религии, которые проводят учащиеся старших курсов Самарской духовной семинарии.

Организовано взаимодействие со средствами массовой информации города и области, с редакциями газет "Право", "Солдат Отечества", "Самарский вестник", а также с телекомпаниями ГТРК "Самара", "Орион", которые освещают общественно значимые стороны деятельности учебного заведения.

В институте создан музей истории учебного заведения, фонды которого используются в проведении воспитательной работы с курсантами. Созданы коллективы художественной самодеятельности, регулярно проводятся конкурсы и концерты. Активно используются возможности духового оркестра института.

Психологическая служба в институте ориентирована на оказание социально-психологической помощи курсантам с первого дня обучения в период адаптации к новым условиям, а также психологическое сопровождение курсантов на весь период учебы. Психологи определяют уровень мотивации к обучению, исследуют уровень сформированности профессионально значимых качеств курсантов в процессе обучения. По результатам исследований разрабатываются рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Проводятся тренинговые занятия, направленные на самопознание личности, раскрытие и развитие потенциальных возможностей. Занятия способствуют повышению психологической устойчивости курсантов, сплочению учебных групп, повышению уверенности в своих силах. С курсантами, проявляющими сниженную мотивацию на продолжение обучения, а также с лицами, имеющими дисциплинарные взыскания, проводятся психокоррекционные мероприятия, беседы и консультации. Психологическая служба ведет учет лиц, требующих постоянного контроля, а также проведенной с ними работы и результатов воздействия на них.

ГУИН Минюста России по Самарской области (начальник - В.С.Яковлев, заместитель - А.М.Зимин) в течение ряда лет добивается высоких результатов в служебной деятельности. По итогам работы в 2000-2001 годах ГУИН занимает первые места в рейтинге по УИС России. При организации служебной деятельности руководство ГУИН большое внимание уделяет сплочению коллектива на выполнение служебных задач; созданию творческой атмосферы, формированию положительного эмоционального настроя в работе, развитию профессионально значимых традиций.

Вопросы состояния воспитательной работы с личным составом рассматриваются на заседании коллегии, на совещаниях при начальнике ГУИН. Начальники служб каждый четверг выезжают в одно из подразделений для оказания помощи, проведения бесед с сотрудниками. С руководителями учреждений ежеквартально проводятся двухдневные учебно-методические сборы, в планах которых предусмотрены вопросы совершенствования воспитательной и социально-правовой работы с персоналом.

В целях объективной оценки сотрудников, повышения их ответственности за результаты своей деятельности в каждой службе разработаны критерии оценок, по которым ежемесячно подводятся итоги. Отделом по работе с личным составом совместно с психологической службой систематически анализируется морально-психологический климат в подразделениях, службах. Результаты доводятся до сведения начальников учреждений и руководства ГУИН, обсуждаются при очередных выездах и заслушивании отчетов руководителей.

Ежегодно на службу принимаются до 500 молодых сотрудников и специалистов. Решению проблем их профессионального становления, адаптации и закрепления в ГУИН способствует своевременное закрепление наставников, проведение семинаров, совещаний, круглых столов. Каждый год проводятся встречи начальника ГУИН с молодыми сотрудниками, на которые приглашаются также члены семей молодых сотрудников, ветераны УИС, организуется концерт силами культурного центра ГУИН.

На торжественные мероприятия, посвященные принятию Присяги, а также на занятия по служебной подготовке приглашаются ветераны для передачи знаний и опыта. Героико-патриотическому воспитанию молодежи способствует деятельность музея УИС области, который в текущем году переведен в новое помещение. Обновлены и дополнены его материалы и экспонаты. Музеи открыты в каждом подразделении, а в службах главка оборудованы уголки истории.

В ГУИН изготовлен по новейшим требованиям дизайна стенд "Лучшие по профессии", на который занесены фотографии 28 сотрудников, Доска почета ГУИН, на которую занесены фотографии 58 сотрудников подразделений и ГУИН. Сотрудникам, представленным для занесения на Доску почета, вручается денежное вознаграждение в размере должностного оклада.

Отличительной от многих других территориальных органов, хорошо зарекомендовавшей себя, эффективной формой работы с персоналом в ГУИН Минюста России по Самарской области стала организация фестивалей сотрудников и членов их семей. Начало проведению фестивалей было положено в 70-х годах, в которых первое время принимали участие до 50 человек из 4-5 учреждений.

С тех пор фестивальное движение стало любимой и бережно передаваемой традицией сотрудников УИС Самарской области, и в настоящее время в них участвуют уже до 500 человек. Эти фестивали сплачивают коллектив ГУИН, улучшают в нем морально-психологическую атмосферу, развивают культурно-массовую работу, повышают физическую культуру сотрудников.

В программы фестивалей многие годы включались спортивные мероприятия по волейболу, бегу, настольному теннису, плаванию, перетягиванию каната, а также краеведческие викторины, конкурсы - на лучшее оформление домиков и палаток, лучшую эмблему и форму участников, художественной самодеятельности, праздники "Нептуна", игра "Что? Где? Когда?", большие дискотеки. На первых фестивалях участники проживали в палатках, питьевую воду доставляли в бидонах, пищу готовили на дровяных плитах, на кухне устанавливалось поочередное дежурство, что прибавляло романтики и поднимало настроение молодежи.

С 2000 года местом проведения стали базы отдыха ГУИН "Раздолье" и "Электрон", что создало новую атмосферу праздника, внесло разнообразие в программу. Впервые в фестивале принимают участие команды из УИС Ульяновской, Саратовской, Волгоградской областей, Чувашской Республики.

Сегодня участниками фестиваля являются коллективы 15 исправительных колоний ГУИН, 3 следственных изоляторов, учебного центра, собственного хозяйства ГУП "Бородинское", управления по конвоированию, аппарата ГУИН, Самарского юридического института (постоянный состав), а также сборные команды Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области, Регистрационной палаты, ГУВД, соседних территориальных органов УИС.

В составе команды 10 человек (руководитель команды, трое мужчин до 30 лет, трое мужчин старше 30 лет, 3 женщины). В программе трехдневного фестиваля: легкая атлетика, перетягивание каната, волейбол, военизированная эстафета, викторина, конкурсы карнавальных костюмов, самодеятельного художественного творчества, патриотической авторской песни и поэзии, на лучшую форму команды, стенгазет (домашнее задание), силачей. Победители в каждом виде соревнований награждаются грамотами, ценными подарками и специальными призами спонсоров фестиваля.

Финансирование осуществляют ГУИН Минюста России по Самарской области совместно с Департаментом по делам молодежи на основании утверждаемой ежегодно сметы расходов. Обеспечивают расходы по оплате питания участников фестиваля на базах отдыха командирующие подразделения. В проведении фестивалей уже несколько лет оказывают помощь спонсоры, что позволяет проводить их на достаточно высоком уровне.

Позитивную роль в создании стабильных служебных коллективов учреждений области играют и другие подходы в организации работы с молодыми сотрудниками. Второй год подряд на базе отдыха ГУИН "Раздолье" среди подразделений области проводится конкурс клуба веселых и находчивых "КВН-2002". Восемь лучших команд из двадцати подразделений УИС области прошли во второй тур соревнования, в финал вышли 3 команды - УК, СИЗО-2, ИК-10. Финальный тур состоялся с приглашением представителей всех подразделений области.

Отделом по работе с личным составом ГУИН решен вопрос с администрациями театров Самарской области о выделении пригласительных билетов сотрудникам и членам их семей на посещение представлений и спектаклей в Самарский академический театр драмы, театр оперы и балета, театр кукол и другие.

В целях обеспечения правовой и социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы во всех подразделениях области ежегодно разрабатываются программы по социальной поддержке сотрудников и членов их семей, выполнение которых контролируется отделом по работе с личным составом ГУИН.

Взяты на учет семьи погибших и умерших сотрудников, участники боевых действий, сотрудники, имеющие детей-инвалидов, матери и отцы-одиночки, многодетные семьи, пенсионеры, разведенные. Этим категориям сотрудников руководство учреждений уделяет особое внимание.

Руководство ГУИН в работе с молодыми сотрудниками во многом опирается на Учебный центр (начальник - Е.Н.Илюхин). В соответствии с утвержденным планом-графиком руководители ГУИН, служб, отделов, руководители ИУ, СИЗО посещают Учебный центр, встречаются со слушателями, проводят беседы. Начальники служб ГУИН, специалисты участвуют в проведении занятий. Начальник ГУИН, представители Совета ветеранов ГУИН присутствуют на торжественном принятии слушателями Присяги.

Начальник Учебного центра принимает участие в работе оперативных и еженедельных совещаний при начальнике ГУИН. Руководство главка активно содействует укреплению взаимодействия Учебного центра с Самарским юридическим институтом Минюста России.

Взаимоотношения между преподавателями и слушателями в Учебном центре, социально-психологический климат в коллективе, традиции и дисциплину определяют уставные взаимоотношения, которые базируются на взаимном уважении, требовательности и проявлении заботы о слушателях. Руководство и командно-преподавательский состав при этом исходит из того, что под воздействием уставного порядка у слушателей происходят образование нравственных привычек, развитие профессионально значимых качеств. Слушатели всегда имеют возможность при необходимости встретиться с руководством. Определены часы ежедневного приема переменного состава начальником Учебного центра или его заместителями.

В учебной программе в цикле общеправовых и социальных дисциплин предусмотрено изучение слушателями курса "Профессиональная культура и этика сотрудника УИС". Согласно плану воспитательной работы еженедельно осуществляется заслушивание отчетов командиров взводов по вопросам состояния дисциплины, успеваемости, бытовых условий в подразделении у заместителя начальника Учебного центра, начальника курса.

Нарушителей дисциплины заслушивают на заседании актива взвода в присутствии начальника курса, на общих собраниях курса. Взыскания и поощрения объявляются на общем построении переменного состава. При проведении служебных проверок по фактам нарушения дисциплины приглашаются сотрудники аппарата по работе с личным составом того учреждения, из которого прибыл сотрудник.

Помещения Учебного центра оформлены наглядной агитацией, слушатели могут ознакомиться с историей своего учреждения (каждому учреждению посвящен отдельный стенд), составом общественных формирований, извлечениями из Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, текстом Кодекса чести, советами психолога. Фотографии лучших слушателей занесены на Доску почета.

При организации воспитательной работы с переменным составом большое внимание уделяется деятельности преподавателей-кураторов, которые назначаются приказом в начале учебного цикла и выполняют свои обязанности в течение всего периода обучения. Для обеспечения эффективности деятельности куратором назначается сотрудник, который проводит в группе занятия, предусмотренные учебным планом.

На основе индивидуальных контактов, бесед с каждым обучающимся в группе, постоянного участия в организации их культурного досуга, государственно-правовом информировании, проведении общих собраний группы куратор содействует улучшению качества подготовки молодых сотрудников, повышению уровня дисциплины и успеваемости, развитию положительных деловых, нравственных, творческих, культурных и других качеств обучающихся.

Психолог информирует кураторов, командиров о слушателе, прошедшем тестирование. При необходимости кураторы сами ходатайствуют о проведении психологического обследования отдельных слушателей группы и об оказании им психологической помощи.

Оценивается деятельность куратора по полученным знаниям, умениям и навыкам обучающихся, оцененных по специальной балльной системе, состоянию дисциплины за период обучения, результатам анонимного анкетирования обучающихся, конструктивным предложениям и проектам, представленным куратором в ходе своей деятельности.

Время, затрачиваемое куратором на выполнение в группе учебно-воспитательных функций, учитывается при определении выполненной годовой нагрузки.

В результате проводимой работы по обучению и воспитанию слушателей молодые сотрудники выходят из Учебного центра с новыми знаниями, физически более развитыми, с усвоенными традициями и нравственными установками. Объективной оценке результатов обучения способствует установленный в Учебном центре порядок тестирования слушателей (входной контроль). По результатам проводимого входного контроля на знание ими основных нормативных документов, регламентирующих деятельность УИС, строевой, физической подготовки выявляется уровень подготовленности сотрудников, вносятся необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. Второй раз сотрудники оцениваются по результатам сдачи выпускных экзаменов.

Проведенное тестирование последнего выпуска показало, что при зачислении в Учебный центр молодые сотрудники в целом (при пятибалльной системе) имели средний балл 2,9. После окончания цикла и сдачи экзаменов - 4,0. С учетом этих изменений при обучении молодых сотрудников оценивается также и результативность работы командно-преподавательского состава.

УРЛС ГУИН Минюста России

     

Текст документа сверен по:
"Ведомости уголовно-исполнительной
системы", N 5, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»