Действующий

Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

     
от 1 апреля 2003 года N 58-Г03-8

     

[О признании частично недействующим Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Хабаровском крае, утвержденного постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 03.08.2000 N 286]

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Кнышева В.П., судей Горохова Б.А., Корчашкиной Т.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании 1 апреля 2003 года по кассационной жалобе Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 30 января 2003 года дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующими пунктов 2.4, 3.8 (в части) Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Хабаровском крае, утвержденного постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 03.08.2000 N 286 (в редакции постановлений Главы Администрации Хабаровского края от 22.08.2000 N 303, от 16.04.2001 N 134, от 23.08.2001 N 359, от 17.09.2001 N 406).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Правительства Хабаровского края Владимирова В.П. (доверенность от 25.01.2002 N 525), объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Главы Администрации Хабаровского края N 286 от 3 августа 2000 года (в редакции постановлений Главы Администрации Хабаровского края от 22.08.2000 N 303, от 16.04.2001 N 134, от 23.08.2001 N 359, от 17.09.2001 N 406) был утвержден "Порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Хабаровском крае",  пунктами 2.4 и 3.8 которого установлены ограничения для граждан в получении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от наличия у них задолженности по оплате коммунальных услуг.

В соответствии с п.2.4 Порядка на граждан, претендующих на получение субсидий и имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг свыше одного месяца, возлагается обязанность погасить задолженность или подписать соглашение о погашении имеющейся задолженности в течение трех-шести месяцев; согласно абзацу 2 п.3.8 одним из оснований приостановления выплаты субсидии является образование задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании частично недействительными указанных пунктов 2.4, 3.8 Порядка, ссылаясь на то, что эти нормы противоречат действующему законодательству: Федеральному закону "О государственной социальной помощи", Закону РФ "Об основах федеральной жилищной политики", "Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.08.99 года N 887, поскольку ограничивают предоставленные гражданам федеральным законодательством гарантии на получение жилищно-коммунальных субсидий.

Решением Хабаровского краевого суда от 30 января 2003 года заявление было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Правительства Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии со ст.15 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федеральных законов от 12.01.96 N 9-ФЗ, от 21.04.97 N 68-ФЗ, от 17.06.99 N 113-ФЗ, от 08.07.99 N 152-ФЗ) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.

Постановлением Правительства РФ N 887 от 2 августа 1999 года утверждено "Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", которым определены принципы и порядок предоставления субсидий гражданам.

В соответствии с п.1 Положения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. При этом Положение не предусматривает ограничений по предоставлению субсидий в зависимости от имеющейся у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Не установлено таких ограничений и в Федеральном законе от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Согласно ст.10 данного Федерального закона выплата государственной социальной помощи может быть прекращена (приостановлена) только по перечисленным в ней основаниям, среди которых наличие у гражданина задолженности по коммунальным услугам не предусмотрено.

В решении суда правильно указано на то, что в силу ст.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и ст.57 Жилищного кодекса РСФСР оплата жилья и коммунальных услуг является обязанностью граждан. Решение вопроса о погашении имеющейся у граждан задолженности находится в рамках правоотношений, регламентируемых жилищным и гражданским законодательством, и должно осуществляться жилищно-коммунальными органами предусмотренными законодательством методами и формами, не затрагивающими предоставление государственных социальных гарантий социально незащищенным малоимущим гражданам.

Вывод суда о том, что пункт 2.4 и абзац 2 пункта 3.8 Порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Хабаровском крае, утвержденного постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 3 августа 2000 года N 286 противоречат федеральному законодательству, является правильным.

Ссылки в кассационной жалобе Правительства Хабаровского края на противоречие выводов суда Указу Президента Российской Федерации N 425 от 28.04.97 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" обоснованными быть признаны не могут, поскольку данным Указом Президента РФ была определена перспективная концепция построения коммунального хозяйства и его нормативного регламентирования. В ходе реформ предполагалось установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья, при их согласии погасить эту задолженность. Эти нормы Указа фактически реализованы не были, а право граждан на получение субсидий по оплате жилья установлено нормами Федеральных законов "Об основах федеральной жилищной политики" и "О государственной социальной помощи", которым нормы подзаконного нормативного правового акта противоречить не могут.

Правильно указал суд и на то, что данные Федеральные законы и постановление Правительства Российской Федерации приняты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не может противоречить федеральному закону.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

Решение Хабаровского краевого суда от 30 января 2003 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.


Текст документа сверен по:
рассылка