Ильюшихин И.Н.
Генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64


Платежи за природопользование


Общая характеристика. Система платежей за природопользование в наиболее общем виде была сформирована 27 декабря 1991 года Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Согласно подпункту "и" пункта 1 статьи 19 указанного Закона к числу федеральных налогов относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Помимо этого, Закон "Об основах налоговой системы" отнес к числу налогов субъектов РФ лесной доход (подпункт "б" пункта 1 статьи 20), а к числу  местных налогов - земельный налог (подпункт "б" пункта 1 статьи 21).

В дальнейшем система платежей за природопользование была сформирована исходя из видов специального пользования природными ресурсами*, обретя следующую форму:

________________

* Как указывает О.Л.Дубовик: "По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различаются общее и специальное право природопользования. Первое характеризуется: производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких-либо юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов - обоснованным опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т. е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Специальное природопользование осуществляется только на основании предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением, наряду с предоставлением права, и обязанностей" (Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2001. С.76 - 77).


- Плата за загрязнение окружающей среды;

- Плата за землю;

- Платежи, связанные с пользование водными объектами;

- Платежи за пользование лесным фондом;

- Платежи за пользование недрами;

- Платежи за пользование животным миром.

Понятно, что обложение платежами реализацию права общего природопользования не могло производиться, поскольку такой платеж парализовал бы реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ) и свободу передвижения (статья 27 Конституции РФ), а также в связи с тем, что затраты на осуществление контроля за реализацией гражданами права общего природопользования существенно превысят доходы от поступления сумм налогов в бюджет.

В свою очередь, каждый из элементов системы платежей за природопользование в свою очередь имеет внутреннюю структуру:

- Плата за загрязнение окружающей среды взимается в двух видах:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

- Плата за землю взимается в виде:

а) Земельного налога;

б) Арендной платы за землю.

- Платежи, связанные с пользованием водными объектами взимаются в виде:

а) Плата за пользование водными объектами (водный налог);

б) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

- Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде:

а) Лесных податей;

б) Арендной платы за аренду участков лесного фонда.

- Платежи за пользование недрами взимаются в виде:

а) Налога на добычу полезных ископаемых;

б) Разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

в) Регулярных платежей за пользование недрами;

г) Платы за геологическую информацию о недрах;

д) Сбора за участие в конкурсе (аукционе);

е) Сбора за выдачу лицензий.

- Платежи за пользование животным миром взимаются в виде:

а) Платы за пользование животным миром;

б) Штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

г) Сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром.

Элементы каждого из платежей, входящих в систему платежей за природопользования, были установлены конкретными нормативными - правовыми актами:

- Плата за загрязнение окружающей среды - статья 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N 2060-1, в развитие которой было принято постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

- Платежи, связанные с пользованием водными объектами - статьи 122 - 128 Водного кодекса РФ. Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" от 6 мая 1998 года N 71-ФЗ. Положения Закона были разъяснены Инструкцией ГНС России от 12.08.98 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами".

- Платежи за пользование лесным фондом - глава 13 Лесного кодекса РФ. Ставки платы за древесину установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню".

- Плата за землю - Закон РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1. Положения Закона разъяснены Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю".

- Платежи за пользование недрами - глава 26 Налогового кодекса РФ. Раздел V Федерального закона "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции Федерального закона от 08.08.2001 года N 126-ФЗ).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs