• Текст документа
  • Статус
Действующий

Приложение
к постановлению Всесоюзного Центрального
Совета Профессиональных Союзов
от 11 мая 1990 года N 7-21

I. Общие положения

1.1. Детский оздоровительный лагерь* является внешкольным учреждением учащихся в возрасте от 6 до 14 лет.

________________

* В последующем именуется "лагерь".

1.2. Лагерь находится на балансе предприятия (объединения), учреждения, организации, кооператива, учебного заведения* и в соответствии с действующим порядком передается в бесплатное пользование профсоюзному комитету. Арендованные предприятием здания, помещения и сооружения, предназначенные для лагеря, также передаются в бесплатное пользование профсоюзному комитету.

________________

* Предприятия (объединения), в том числе совместные предприятия, учреждения, организации, колхозы, другие кооперативы, иные хозяйственные организации с различными формами собственности, учебные заведения в дальнейшем именуются "предприятие".

1.3. Лагерь может быть создан на условиях кооперирования средств несколькими предприятиями и профсоюзными организациями.

1.4. Лагерь может быть создан кооперативом на условиях договора с советом, комитетом профсоюзов, подведомственными профсоюзам учреждением, организацией и предприятием.

II. Организация и основы деятельности

2.1. Лагерь размещается, как правило, за городом, организуется на стационарной базе, а также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториев-профилакториев, туристских учреждений, школ, других приспособленных помещениях. Лагерь может быть организован в палатках, на речных и морских судах.

2.2. Сроки оздоровления детей в лагере определяются профсоюзным комитетом с учетом рекомендаций органов здравоохранения, природно-климатических условий и составляют в период летних каникул 21-26 дней, в период осенних каникул - 7-8 дней, в период зимних каникул - 8-10 дней, в период весенних каникул - 10-12 дней. Санаторная смена организуется с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения СССР.

2.3. В лагере с учетом возраста и интересов детей создаются отряды, группы и другие объединения*. Численность отрядов школьников в возрасте от 10 до 14 лет составляет не более 30 человек, в возрасте от 6 до 9 лет - 25 человек.

________________

* В последующем именуется "отряд".

2.4. Основными задачами лагеря являются духовное развитие детей, оздоровление, отдых.

Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной работе, расширению и углублению знаний об окружающем мире, развитию творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды, группы, объединения.

2.5. Общее собрание детей и сотрудников лагеря определяет основные направления жизнедеятельности лагеря, избирает совет, правление или иной орган самоуправления (при равном представительстве детей и сотрудников), может принять устав лагеря, который не должен противоречить настоящему Положению, учитывает традиции и перспективы лагеря. Совет действует в тесном взаимодействии с администрацией лагеря, общественными организациями, родителями.

В лагере может быть создана временная пионерская организация*. В лагере могут быть созданы другие детские организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями

________________

* Детский оздоровительный лагерь именуется "пионерский лагерь", если созданная в нем пионерская организация насчитывает более половины от числа отдыхающих детей.

2.6. Профсоюзный комитет совместно с администрацией предприятия может создавать постоянно действующий общественный попечительский совет лагеря. Совет рассматривает приоритетные направления и перспективы развития лагеря, вносит предложения по обеспечению лагеря кадрами, укреплению его материальной базы, дополнительному финансированию. В состав совета могут входить родители, представители трудового коллектива предприятия, органов и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, спорта, торговли и общественного питания, комсомольской, пионерской и других заинтересованных организаций.

III. Кадры, условия труда работников, организация работы

3.1. Подбор кадров лагеря осуществляет профсоюзный комитет предприятия совместно с начальником лагеря, органами и учреждениями народного образования, здравоохранения, общественного питания, комитетами комсомола, советами пионерских организаций и другими государственными органами и общественными организациями.

Штатное расписание лагеря утверждается профсоюзным комитетом предприятия, в ведении которого находится лагерь. В случаях, когда штаты по объему и условиям работы не могут быть применены, профсоюзный комитет может устанавливать дополнительные должности работников лагерей к предусмотренным действующими Типовыми штатами административно-хозяйственного, педагогического, медицинского обслуживающего персонала детских оздоровительных лагерей.

На штатные должности в лагерь принимаются лица, достигшие 18 лет. При приеме на работу требуется медицинское заключение о состоянии здоровья. Каждый работник лагеря должен быть ознакомлен с условиями труда, правилами внутреннего распорядка и своими должностными обязанностями. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.

К работе в качестве поваров, кухонных рабочих на время производственной практики под руководством мастера производственного обучения могут привлекаться не достигшие 18-летнего возраста учащиеся учебных заведений, готовящих работников общественного питания.

Школьники, учащиеся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, достигшие 14-летнего возраста, могут по их желанию и с согласия одного из родителей или лица, заменяющего его, приниматься на работу в лагерь на вспомогательные хозяйственные должности в соответствии с действующим порядком и условиями добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школ в свободное от учебы время.

3.2. Начальник лагеря:

- обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, утверждает по согласованию с профкомом предприятия правила внутреннего распорядка лагеря, издает приказы и распоряжения по лагерю, которые регистрируются в специальном журнале;

- разрабатывает и после согласования с профкомом (администрацией) предприятия утверждает должностные обязанности работников лагеря, знакомит их с условиями труда, проводит (с регистрацией в специальном журнале) инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми, составляет график выхода на работу и график выходных дней для всего персонала лагеря, ведет учет детей и сотрудников;

- создает необходимые условия для обеспечения воспитательной и оздоровительной работы, а также деятельности пионерской и других детских организаций;

- является распорядителем кредитов, организует в соответствии с действующим законодательством финансовую, хозяйственную и коммерческую деятельность лагеря.

3.3. Для оказания помощи воспитателям и отрядным вожатым в организации воспитательной работы, проведении педагогических экспериментов, обобщении и распространении передовых форм и методов воспитания детей и подростков в лагере создается педагогический совет, в который входят начальник и педагогические работники.

3.4. Для работников оздоровительного лагеря устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.

3.5. Работники лагеря обеспечиваются бесплатным общежитием и получают питание с оплатой 50% фактической стоимости продуктов питания и хлебных изделий без включения в стоимость питания общелагерных накладных расходов, остальные 50% покрываются за счет средств профсоюзного бюджета, хозяйственных органов и других источников, исключая средства социального страхования.

3.6. Работники, принятые на работу на срок свыше двух месяцев, по окончании работы лагеря получают при увольнении компенсацию за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени из следующего расчета:

- три дня за каждый проработанный месяц - старший воспитатель, воспитатель, старший вожатый (старший пионервожатый), отрядный вожатый (отрядный пионервожатый), руководитель кружка, аккомпаниатор;

- два дня за каждый проработанный месяц - начальник лагеря, врач, машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья) (при ручной стирке не менее половины рабочего дня), оператор хлораторной установки, заведующий клубом, заведующий библиотекой, инструктор по физической культуре, инструктор-методист по физической культуре и спорту, инструктор-методист по туризму, медицинская сестра, санитарка,

- полтора дня за каждый проработанный месяц - остальной персонал лагеря.

IV. Устройство, хозяйственное содержание и финансирование

4.1. Требования к территории, зданиям и сооружениям, правила приемки лагеря определены действующими санитарными правилами устройства, содержания и организации режима лагерей, а также строительными нормами и правилами.

4.2. Ремонт, отопление, освещение, уборку, охрану, водоснабжение, оборудование зданий, помещений и сооружений, плату за арендованные здания и помещения, за телефон, приобретение и подвоз топлива, доставку продуктов питания, другие расходы по хозяйственному содержанию лагеря производит предприятие, на балансе которого находится лагерь.

Расходы на заработную плату уборщиков помещений лагеря, сторожей и других работников, занятых обслуживанием зданий, помещений и сооружений лагеря, находящихся на балансе предприятия, производятся этим предприятием.

Расходы на содержание работников лагеря производятся за счет средств профсоюзного бюджета, бюджета государственного социального страхования (централизованного фонда социального страхования колхозника), хозяйственного органа (предприятия, на балансе которого находится лагерь), взносов родителей в установленном ВЦСПС порядке, а также за счет добровольных взносов предприятий, учреждений, местных Советов народных депутатов, кооперативов, различных общественных фондов, ассоциаций, отдельных граждан, кроме того, средств, получаемых от хозяйственной и коммерческой деятельности лагеря и других источников (расходы по содержанию дополнительных штатов за счет средств бюджета государственного социального страхования не производятся).

На период консервации штат стационарного лагеря, находящегося на балансе предприятия, определяется администрацией этого предприятия совместно с советом трудового коллектива, профкомом. Штат стационарного лагеря, находящегося на балансе профсоюзной организации, на период консервации определяется и утверждается решением соответствующего совета или комитета профсоюзов.

4.3. Расходы по хозяйственному содержанию лагеря, созданного на условиях кооперирования средств несколькими предприятиями, несут эти предприятия в соответствии с договором.

4.4. Расходы на ремонт, оборудование, аренду и хозяйственное содержание лагерей, находящихся на балансе учреждений и организаций, объединяемых профессиональными союзами работников государственных учреждений, культуры, народного образования и науки, медицинских работников, осуществляются за счет средств государственного социального страхования.

При приобретении путевок комитетами профсоюзов работников народного образования и науки, медицинских работников, работников культуры и работников государственных учреждений в детские оздоровительные лагеря других предприятий расходы на хозяйственное содержание и улучшение обслуживания детей возмещаются за счет средств государственного социального страхования пропорционально количеству приобретенных путевок.

Профсоюзные комитеты организаций и учреждений, которые финансируются из государственного бюджета, возмещают хозяйственные расходы по путевкам в оздоровительные лагеря за счет фонда оздоровительных мероприятий.

4.5. Финансирование расходов по содержанию лагеря осуществляется в соответствии со сметой, утверждаемой профсоюзным комитетом и администрацией предприятия, в ведении которых находится лагерь.

4.6. Смета лагеря включает средства бюджета государственного социального страхования (централизованного фонда социального страхования колхозников), профсоюзного бюджета, предприятия (предприятий), взносы родителей за путевки, средства, полученные от хозяйственной и коммерческой деятельности лагеря, поступления от местных Советов народных депутатов, а также от добровольных взносов общественных организаций, фондов, кооперативов, ассоциаций, отдельных граждан.

4.7. Лагерь пользуется правами юридического лица, имеет свою печать, ведет бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с действующим порядком.

4.8. Профсоюзный комитет, в ведении которого находится лагерь, не реже одного раза в смену организует проверку хозяйственно-финансовой деятельности, контролирует поступление, хранение и правильность расходования продуктов питания, фактическое наличие и учет материальных ценностей и состояние финансовых документов и отчетности.

4.9. Профсоюзный комитет обеспечивает начальника лагеря актом о приемке лагеря, штатным расписанием и сметой расходов, инструкциями и рекомендациями по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми, табелем оснащения лагеря оборудованием и инвентарем, Положением о лагере, санитарными правилами устройства, содержания и организации режима лагерей, решениями профсоюзного комитета, касающимися работы лагеря.

4.10. По окончании работы лагеря профсоюзным комитетом проводятся инвентаризация имущества и документальная ревизия финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности. Акт ревизии, инвентаризационная ведомость, финансовый отчет, а также отчет о проделанной работе представляются в профсоюзный комитет, в ведении которого находится лагерь. Представление иной отчетности профкому, государственным, общественным органам запрещается.

Памятка руководителю


Существуют некоторые принципы, которые могут помочь руководителю:

1. Доверие


Этот фактор является основным в установлении взаимоотношений с персоналом как для выполнения им работы, так и для личного взаимодействия. Персоналу необходимо знать, что руководителю можно доверять, с тем чтобы справляться с проблемами и вести обсуждение объективно, без эмоций. Он должен знать, что руководитель может решать задачи, привлекая других и рассматривая различные стороны личных проблем и забот. Сотрудник также должен знать, что обсуждение качества его работы с руководителем не будет передаваться всему оздоровительному лагерю и останется конфиденциальным.

Чтобы сохранить такое доверие в отношениях с персоналом, руководителю следует показать, что он ценит и уважает сотрудников. Иногда руководителю сложно сохранять такое отношение, но оно должно проистекать от внутреннего уважения персонала, которое помогает преодолеть различия или личные конфликты.

2. Сочувствие


Важна способность руководителя быстро устанавливать связи и свободные отношения с персоналом, который не привык к руководству или если его утомляют контролирующие рамки. Кроме веры в способности персонала, нужный климат в коллективе могут создать истинное желание общения с разными людьми и навыки человеческих взаимоотношений.

3. Разделение озабоченности


Руководителю полезно иметь привычку время от времени уделять внимание группам или определенным видам работы для наблюдения за их жизнью или реализацией различных видов деятельности. Если персонал поймет, что делается это из лучших побуждений, то постепенно привыкнет к этому и будет менее обеспокоен таким прямым наблюдением. Поддержка со стороны руководителя и его оценка могут ощущаться другими, даже если это не выражать словами.

Если ранее не был установлен процесс контроля за персоналом, то элементы его следует обсудить совместно с группой во время процесса обучения. Полезно также высказывать идеи общих ожиданий и критериев, которые будут использованы для оценки работы.

4. Характерные особенности молодежи

4.1. Стремление стать независимым и сделать это самому.

4.2. Развитие навыков, знаний, опыта жизни и достижение успеха в взрослой жизни.

4.3. Продолжение самоанализа.

4.4. Идеалистические взгляды на взрослую жизнь.

4.5. Сужение интересов и "специализация" в одной или нескольких областях.

4.6. Получение навыков в отношении и понимании личности противоположного пола.

4.7. Выбор друга (подруги).

4.8. Формулировка ценностей и развитие философии жизни.

4.9. Выбор призвания.

- Достижение удовлетворения от результатов профессиональной деятельности.

- Осуществление социальной и гражданской ответственности.

- Обучение взаимоотношениям со старшими и пожилыми.

- Проверка выработанных ценностей и их упорядочение.

- Обучение тому, как справиться с раздражением и заботами.

Принимая студентов-практикантов, директор оздоровительного лагеря должен:

- организовать воспитателей (вожатых) на работу, настроить на нужную волну;

- помочь адаптироваться в новых для них условиях;

- оказать помощь в применении полученных знаний на практике;

- учитывать, что студенты приехали с теоретическим запасом знаний;

- помнить, что это для многих первая самостоятельная работа;

- требовать наличия плана работы на смену в первый день работы или на инструктивном сборе;

- не ждать приглашения на отрядные мероприятия (т.к. студенты могут не догадаться пригласить), а стремиться посещать их согласно плану работы;

- разъяснять специфические особенности работы в данном оздоровительном лагере;

- информировать о требованиях, выдвигаемых директором оздоровительного лагеря к ним, о правилах внутреннего распорядка, режиме дня, традициях данного лагеря, строительстве взаимоотношений с руководством, о возможных проблемах, связанных с местом расположения оздоровительного лагеря, на первой встрече;

- рассказать о требованиях к подготовке и проведению отрядных и лагерных мероприятий;

- обучать специфике взаимоотношений с определенным возрастом воспитателей (вожатых) - новичков в паре;

- предупредить об особенностях работы в конкретном оздоровительном лагере с детьми сотрудников данного учреждения;

- всегда помнить, что легче сделать самому, чем научить другого чему-либо.

5. Кадровая политика


Знакомя воспитателей (вожатых) с оздоровительным лагерем и его особенностями, необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- периоды времени оплаты труда: даты, вычеты;

- способы расторжения контракта: по сроку, в результате нарушений, по иным причинам;

- время отдыха: ожидаемое количество дней, планирование отдыха, временная нетрудоспособность;

- курение, употребление спиртного и др.;

- пользование собственным автомобилем;

- пользование прачечной;

- правила поведения в оздоровительном лагере для воспитателей (вожатых): посещение родственниками, выход за территорию и др.;

- действия администрации, которые могут быть предприняты в случае плохого отношения к детям или сексуальных приставаний к ним;

- ситуация проживания в оздоровительном лагере вынуждает воспитателей (вожатых) нести ответственность по своим обязанностям 24 часа в сутки. Важно организовать время отдыха для каждого воспитателя (вожатого). Желательно, кроме времени сна, спланировать 2 свободных часа в сутки. Такое время должно быть аккуратно скоординировано, и воспитатели (вожатые) должны всегда знать, как контролируется поведение их группы во время их отсутствия.

6. Разнообразие персонала


Часть воспитателей (вожатых) имеет опыт работы в других оздоровительных лагерях и склонна делать сравнения, в то время как другие не знакомы с требованиями лагерной жизни. Для того чтобы успешно справиться с такой проблемой, требуется аккуратное планирование совместного обучения воспитателей (вожатых). Возможно организовать обучение до или после составления плана работы вожатых с детьми. Время, которое занимает предлагерная подготовка, может занимать от 3-4 суток до двух недель в зависимости от размера программы подготовки и вида персонала.

7. Особенности обучения


При обучении следует обратить внимание на следующие вопросы:

- основная стратегия оздоровительного лагеря, некоторые цели и задачи при определении процедур приема детей, распределения по отрядам, питания и др.;

- выработка гармоничных рабочих взаимоотношений в коллективе;

- воспитание чувства гордости работой в данном оздоровительном лагере;

- обучение и практика по необходимым программам;

- понимание возрастных особенностей тех или иных групп в данном оздоровительном лагере и ознакомление с работой в них;

- помощь в осознании личной ответственности за жизнь и здоровье вверенных детей;

- обучение индивидуальной и групповой работе с людьми.

8. Обучение в процессе работы


После приезда детей в оздоровительный лагерь процесс обучения не должен заканчиваться. Обучение должно продолжаться на протяжении всего сезона, с тем чтобы постоянно повышать качество работы воспитателей (выжатых). Процесс подготовки и руководства - тоже обучение. Так как время ограничено, его необходимо очень четко планировать.

Если обсуждается процесс жестокого обращения с детьми, то возможно приглашение психолога. Натуралист, имеющий знания местной флоры и фауны, может оказаться полезным во время прогулок на природе. Существенно, что подбор обсуждаемых вопросов должен быть своевременным и практически полезным для вожатых, воспитателей в данный сезон работы.

Обучение не следует путать с регулярными совещаниями, которые планово проводятся в течение сезона.

9. Как осуществлять контроль над сотрудниками


- Общайтесь с членами персонала как с личностями.

Руководителю важно с первых дней общаться с подчиненными как с личностями и уважать их. Директору оздоровительного лагеря необходимо узнать все о своих работниках: что они любят, их таланты, опыт работы, реакцию на различные ситуации по отношению к руководителю.

- Хвалите персонал.

Похвала воспитателя (вожатого) - мощный стимул в работе: хвалите персонально, на совещании, на конференции.

- Верьте в возможности персонала.

Воодушевить воспитателей (вожатых) можно верой в то, что им под силу любая работа, любое поручение. Руководителю важно видеть немножко дальше выполняемой работы, смотреть на возможности, которых может достичь вожатый, воспитатель.

- Как решать проблемы с воспитателями (вожатыми)?

Решение проблем, возникающих у воспитателей (вожатых), - одна из важнейших функций руководства оздоровительного лагеря, так как персонал, имеющий проблемы, быстро создает отрицательный настрой у других членов коллектива и у детей. Эффективность решения проблемы руководителем состоит в том, чтобы не обвинять воспитателя (вожатого), а помочь выделить и решить проблему.

10. Ответственность директора оздоровительного лагеря


- Формирование программы отдыха детей и подростков.

- Прием на работу и обучение персонала.

- Контроль за санитарным состоянием оздоровительного лагеря.

- Планирование бюджета и обеспечение бухгалтерского учета.

- Ответственность за выполнение и соблюдение норм техники безопасности, правил трудового внутреннего распорядка, КЗоТа.

- Разработка, реализация и оценка выполнения программы оздоровительного лагеря.

- Обеспечение безопасной жизнедеятельности оздоровительного лагеря.

Примечание: Планируя заключение договора на подготовку воспитателей (вожатых) с МПУ, другим учебным заведением, директор оздоровительного лагеря должен приложить к договору следующие документы:

- паспорт оздоровительного лагеря;

- перспективный план работы на предстоящий сезон;

- план учебы на трехдневных сборах.

К инструктивному сбору

Станция танцевальная


- Исполнить танец на пальцах. Создать из указательных и средних пальцев своих рук танцевальные пары и на поверхности стола (он будет полом дискозала) исполнить:

- вальс;

- польку;

- кадриль;

- танго;

- ламбаду.

- Попробуйте на мелодию "Танец маленьких утят" придумать танец с движениями других животных и исполните его. Например, танец маленьких котят, танец маленьких щенят, танец маленьких жеребят, танец маленьких поросят и т.д.

- Придумать танец со шваброй, со стулом, с чайником, с чемоданом, с подушкой и показать его.

- Организовать игру с залом "Песня-игра "Жили у бабуси". Предлагается исполнить песню от начала до конца, при этом все гласные буквы заменить какой-либо одной определенной гласной, например:

"О": "Жоло о бобосо дво восолох госо..."

"У": "Жулу у бубусу дву вусулух гусу..."

- Придумать гимн, который могли бы считать своим, например, любители кефира, любители шмыгать носом, любители манной каши и т.д.

- Представьте себе, что вы хор Советской Армии, хор детского сада, хор ветеранов труда, хор духовной семинарии, и исполните песню "В лесу родилась елочка".


Текст документа сверен по:
"Отдых и оздоровление детей и подростков".
Сборник нормативных документов,
М., 2002 год

     

Положение о детском оздоровительном лагере

Название документа: Положение о детском оздоровительном лагере

Номер документа: 7-21

Вид документа: Постановление ВЦСПС

Принявший орган: ВЦСПС

Статус: Действующий

Опубликован: Отдых и оздоровление детей и подростков. Cборник нормативных документов., М., 2002 год
Дата принятия: 11 мая 1990

Дата начала действия: 11 мая 1990
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах