• Текст документа
  • Статус
Действующий


МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 апреля 1995 года N 1590/1-34


[О проекте примерного положения о социальном магазине]



Министерствам социальной защиты
населения республик в составе
Российской Федерации, комитетам,
департаментам, главным управлениям,
управлениям и отделам социальной защиты
населения органов исполнительной власти,
краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга



За последнее время в ряде территорий Российской Федерации в структуре органов (учреждений) социальной защиты населения созданы социальные магазины и социальные столовые, деятельность которых пользуется популярностью среди населения. Однако развитие сети социальных магазинов и социальных столовых сдерживается из-за отсутствия нормативных документов, регламентирующих их деятельность.

В связи со значимостью проблемы Министерство подготовило проекты примерных положений о социальном магазине и социальной столовой (прилагаются).

Учитывая опыт, накопленный в вашей территории по развитию новых форм социального обслуживания престарелых, инвалидов, других малообеспеченных категорий граждан, в том числе по созданию и организации работы социальных магазинов и столовых, просим сообщить предложения, которые, по вашему мнению, необходимо учесть при доработке указанных документов, а также выслать, при наличии, имеющиеся у вас положения о таких магазинах и столовых.

Проект

     
     
Примерное положение о социальном магазине

1. Общие положения

1.1. Социальный магазин как структурное подразделение входит в состав центров социального обслуживания, городских (районных) управлений (отделов) социальной защиты населения, являющихся собственниками имущества, передаваемого социальному магазину.

1.2. Социальный магазин предназначен для торгового обслуживания малообеспеченных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, в том числе инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.

Списки граждан и порядок прикрепления их для торгового обслуживания к социальному магазину определяются органами социальной защиты населения по согласованию с органами самоуправления и общественными объединениями.

1.3. В своей деятельности социальный магазин руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, а также решениями территориальных органов исполнительной власти.

1.4. Социальный магазин организуется в здании, имеющем необходимые помещения, отвечающем санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

1.5. Расходы, связанные с созданием и содержанием социального магазина, производятся за счет бюджетов национально-государственных или административно-территориальных образований.

Социальный магазин может привлекать средства от благотворительных организаций, предприятий, учреждений, отдельных граждан, которые расходуются на нужды социального магазина сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных по смете расходов.

1.6. Социальный магазин подлежит обязательному лицензированию. Лицензия выдается соответствующими органами и позволяет осуществлять деятельность в соответствии с Положением о социальном магазине. Изъятие лицензии производится в установленном законом порядке.

1.7. Предметом деятельности магазина является:

- торговля продовольственными и непродовольственными товарами первой необходимости по регулируемым ценам для малообеспеченных категорий населения;

- торговля, в установленном порядке, товарами, поступающими по линии благотворительной и гуманитарной помощи;

- комиссионная торговля;

- торгово-закупочная деятельность.

1.8. Режим работы социального магазина, ассортиментный перечень продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемых для малообеспеченных категорий населения по регулируемым ценам, утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органами социальной защиты населения и торговли (при необходимости пересматриваются и дополняются).

1.9. Для осуществления оперативного учета деятельности социального магазина, ведения бухгалтерской и статистической отчетности в штат центра социального обслуживания, городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения вводится дополнительная должность бухгалтера.

1.10. Бухгалтерский учет организуется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина СССР от 01.10.91 N 56), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 26.12.94 N 170).

1.11. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью магазина и соблюдением Положения о нем, а также за обслуживанием прикрепленных к социальному магазину граждан, пользующихся льготами в торговом обслуживании, осуществляют ежегодно соответствующие органы (учреждения) социальной защиты населения и местные органы исполнительной власти.

1.12. Процент торговой наценки на продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые для малообеспеченных категорий населения через социальный магазин, устанавливается органами исполнительной власти.

1.13. Затраты, связанные с удешевлением товаров, реализуемых через социальный магазин, могут покрываться по решению местных органов исполнительной власти за счет:

- денежных поступлений из местного бюджета, фондов социальной поддержки;

- предоставления льгот по аренде помещений, водоснабжению, электроэнергии и другим коммунальным услугам;

- частичного, полного освобождения от уплаты налогов, перечисляемых в местный бюджет;

- прямых договоров с сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями-производителями.

1.14. Доходы от деятельности социального магазина используются на возмещение материальных затрат, заработную плату работников, на развитие материально-технической базы магазина, уплату налогов, других платежей в бюджет.

2. Организация обслуживания малообеспеченных категорий населения

2.1. На каждое лицо, прикрепленное к социальному магазину, выписывается номерная карточка формы, установленной органами социальной защиты населения.

На каждую категорию льготного контингента в социальном магазине ведется отдельная картотека.

2.2. Обслуживание малообеспеченных категорий населения в магазине осуществляется при наличии номерной карточки, выданной органами социальной защиты населения, и документа, удостоверяющего личность.

2.3. В социальном магазине возможен прием предварительных заказов на отдельные виды товаров в соответствии с утвержденным ассортиментным перечнем товаров. Срок исполнения заказа устанавливается руководителем магазина.

Заказы обязательно заносятся в книгу принятых-выполненных заказов, оформленную по установленной форме, и в номерную карточку обслуживаемого.

2.4. В случае неявки заказчика в установленный социальным магазином срок, заказ аннулируется, о чем в книге приема-выдачи заказов делается соответствующая запись.

2.5. Продажа праздничных наборов прикрепленным к магазину гражданам производится к официальным праздникам, а также по случаю семейных (свадьбы, юбилеи) и религиозных праздников по решению органов исполнительной власти.

Покупатель имеет право купить не весь набор, а по выбору - отдельные товары, входящие в него.

2.6. Администрация магазина ежедневно информирует покупателей о ценах и ассортименте товаров, размещая указанные сведения на видном месте.

2.7. Социальные работники, обслуживающие на дому прикрепленных к магазину граждан, приобретают для них товары в магазине вне очереди.

3. Руководство магазином

3.1. Социальный магазин возглавляется заведующим магазином.

Заведующий социальным магазином в составе центра социального обслуживания назначается на должность и освобождается от занимаемой должности директором центра социального обслуживания по согласованию с вышестоящим органом социальной защиты населения.

Заведующий социальным магазином в структуре городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения назначается на должность и освобождается от занимаемой должности руководителем городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения.

3.2. Заведующий социальным магазином:

3.2.1. Организует работу социального магазина, несет ответственность за его деятельность.

3.2.2. Обеспечивает сохранность вверенного ему имущества, своевременное проведение ремонта помещений, оборудования, инвентаря, транспорта.

3.2.3. Действует от имени социального магазина по доверенности, выданной руководителем центра социального обслуживания или городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения, представляет его во всех организациях и учреждениях, заключает договоры.

3.2.4. Имеет право вносить предложения руководству центра социального обслуживания или городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения о поощрении работников социального магазина и наложении на них взыскания.


Приложение N 1. Штатные нормативы персонала социального магазина

Приложение N 1


Количество обслуживаемых (в т.ч. на дому)

до

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

от

100

101

151

201

251

301

351

401

451

501

551

601

651

701

751

801

851

901

951

1001

1051

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

до

150

200

250

300

350

400

450

500

550

600

650

700

750

800

850

900

950

1000

1050

1100

Заведующий магазином

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Зав. секцией

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

Продавец

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

6

6

6

6

6

6

8

8

8

8

Грузчик (подсобный рабочий)

-

-

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

Водитель*

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

________________
* Должность водителя устанавливается при наличии автотранспорта.

Уборщик помещений

1

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

ИТОГО

4

5

6

6

6,5

9

9

10

10

12

12

15

16

17

17

18

18

21

22

22

22



Проект. Примерное положение о социальной столовой

Проект

1. Общие положения

1.1. Социальная столовая как структурное подразделение входит в состав центров социального обслуживания, городских (районных) управлений (отделов) социальной защиты населения, являющихся собственниками имущества, передаваемого столовой.

1.2. Социальная столовая предназначена для оказания социальной поддержки пенсионерам, инвалидам войны и труда, инвалидам с детства, многодетным, неполным семьям и другим малообеспеченным категориям населения путем изготовления и реализации наборов питания указанным категориям населения, создания условий для потребления такой продукции в столовой, а также по доставке ее на дом для одиноких больных престарелых.

Списки граждан и порядок обслуживания их в социальной столовой определяются органами социальной защиты населения по согласованию с органами самоуправления и общественными объединениями.

1.3. Социальная столовая осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также решениями территориальных органов исполнительной власти.

1.4. Социальная столовая организуется в здании, имеющем необходимые помещения и отвечающем санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

1.5. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальной столовой, производятся за счет бюджетов национально-государственных или административно-территориальных образований.

Социальная столовая может привлекать средства от благотворительных организаций, предприятий, учреждений, отдельных граждан, которые расходуются на нужды социальной столовой сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных по смете расходов.

1.6. Социальная столовая по обслуживанию малообеспеченных категорий населения подлежит обязательному лицензированию. Лицензия выдается соответствующими органами и позволяет осуществлять деятельность в соответствии с Положением о социальной столовой. Изъятие лицензии производится в установленном законом порядке.

1.7. Для осуществления оперативного учета деятельности социальной столовой, ведения бухгалтерской и статистической отчетности в штат центра социального обслуживания, городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения вводится дополнительная должность бухгалтера.

1.8. Бухгалтерский учет организуется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина СССР от 01.10.91 N 56), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 26.12.94 N 170) и Рекомендациями по бухгалтерскому учету на предприятиях общественного питания (письмо Комитета РФ по торговле от 12.08.94 N 1-1098/32-2).

1.9. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью социальной столовой, соблюдением Положения о ней, а также за обслуживанием прикрепленных к социальной столовой граждан, пользующихся льготами в обслуживании, осуществляют ежегодно соответствующие органы (учреждения) социальной защиты населения и местные органы исполнительной власти.

1.10. Затраты, связанные с удешевлением продуктов питания, реализуемых через столовую, по решению местных органов исполнительной власти могут покрываться за счет:

- денежных поступлений из местного бюджета, фондов социальной поддержки населения;

- предоставления льгот по аренде помещений, водоснабжению, электроэнергии и другим коммунальным услугам;

- частичного, полного освобождения от уплаты налогов, перечисляемых в местный бюджет;

- прямых договоров с сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями-производителями.

1.11. Доходы от деятельности социальной столовой используются на возмещение материальных затрат, заработную плату работников, развитие материально-технической базы столовой, уплату налогов, других платежей в бюджет.

2. Организация обслуживания малообеспеченных категорий населения

2.1. В основу организации питания в социальной столовой положены Нормы расхода продуктов питания для престарелых и инвалидов (взрослых) в день на одного человека, утвержденные распоряжением Совета Министров СССР от 26 ноября 1970 года N 2450-Р, а также Нормы снабжения продовольственными товарами детских, лечебных учреждений социального обеспечения, приведенные в письме Министерства торговли РСФСР от 23.08.82 N 0216. При предоставлении одноразового питания (завтрак, обед) завтрак должен составлять 20-25%, обед - 35-40% дневной калорийности рациона, составленного с учетом указанных Норм.

2.2. Социальная столовая должна быть оснащена специальными видами оборудования, обеспечивающими проведение технологических процессов, приготовление кулинарной продукции в соответствии с требованиями организации диетического питания пожилых людей: машинами для тонкого измельчения вареных продуктов, сырых овощей и фруктов, протирочными машинами, аппаратами для варки на пару мяса, рыбы, овощей и т.п.

2.3. Питание малообеспеченных граждан должно быть организовано, в основном, в виде разнообразных по дням недели бесплатных или льготных скомплектованных наборов питания на сумму, утвержденную органами исполнительной власти для одного человека.

2.4. На каждое лицо, прикрепленное к столовой, выписывается номерная карточка формы, установленной органами социальной защиты населения, ведется отдельная картотека.

Обслуживание в социальной столовой малообеспеченных граждан осуществляется при наличии номерной карточки или талона, выданных органами социальной защиты населения, и документа, удостоверяющего личность.

2.5. Реализация скомплектованных наборов питания в социальной столовой осуществляется методом самообслуживания или с предварительным накрытием столов, а для лиц, не имеющих возможности самостоятельно получить продукцию с раздачи, должен быть предусмотрен персонал по оказанию им помощи в обслуживании.

3. Руководство столовой

3.1. Социальная столовая возглавляется заведующим столовой.

Заведующий социальной столовой в составе центра социального обслуживания назначается на должность и освобождается от занимаемой должности директором центра социального обслуживания по согласованию с вышестоящим органом социальной защиты населения.

Заведующий социальной столовой в структуре городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения назначается на должность и освобождается от занимаемой должности руководителем городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения.

3.2. Заведующий социальной столовой:

3.2.1. Организует работу социальной столовой, несет ответственность за ее деятельность.

3.2.2. Обеспечивает сохранность вверенного ему имущества, своевременное проведение ремонта помещений, инвентаря, оборудования, транспорта.

3.2.3. Действует от имени социальной столовой по доверенности, выданной руководителем центра социального обслуживания или городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения, представляет социальную столовую во всех организациях и учреждениях, заключает договора.

3.2.4. Имеет право вносить предложения руководству центра социального обслуживания или городского (районного) управления (отдела) социальной защиты населения о поощрении работников социальной столовой и наложении на них взыскания.

Приложение N 2. Штатные нормативы персонала социальной столовой

Приложение N 2


Количество обслуживаемых (в т.ч. на дому)

до 100

от 101 до 150

от 151 до 200

от 201 до 250

от 251 до 300

от 301 до 350

от 351 до 400

от 401 до 450

от 451 до 500

от 501 до 550

от 551 до 600

от 601 до 650

от 651 до 700

от 701 до 750

от 751 до 800

от 801 до 850

от 851 до 900

от 901 до 950

от 951 до 1000

от 1001 до 1050

от 1051до 1100

Зав. столовой

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Шеф-повар

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Зам. шеф-повара

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Повар

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

Официант, мойщик посуды, чистильщик овощей

2

4

5

6

7

8

8

9

10

11

12

13

24

25

27

29

31

32

34

35

37

Грузчик (подсобный рабочий)

-

-

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

4

4

4

Агент по снабжению

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Водитель

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

Диет-сестра

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Уборщик помещений

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

ИТОГО

8,5

11,5

14,5

15,5

18

19

21

23

25

27

30,5

31,5

44,5

46,5

49,5

52,5

55,5

56,5

60,5

61,5

64,5

     
     
Текст документа сверен по:
"Сборник нормативных документов по
вопросам деятельности Центров
социального обслуживания", М., 1997 год

     

О проекте примерного положения о социальном магазине

Название документа: О проекте примерного положения о социальном магазине

Номер документа: 1590/1-34

Вид документа: Письмо Минсоцзащиты России

Принявший орган: Минсоцзащиты России

Статус: Действующий

Опубликован: Сборник нормативных документов по вопросам деятельности Центров социального обслуживания, М., 1997 год
Дата принятия: 28 апреля 1995

Дата начала действия: 28 апреля 1995
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах