• Текст документа
  • Статус
Действующий

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

ГОСКОММОЛОДЕЖИ РОССИИ

ГКФТ РОССИИ

ПИСЬМО

от 23 июня 1997 года N 01P/249


ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об оборонно-спортивном оздоровительном
лагере для молодежи



На протяжении последнего десятилетия в Российской Федерации работа с допризывной молодежью упала на недопустимо низкий уровень. Начальная военная подготовка упразднена, военно-спортивные и военно-патриотические клубы держатся только на энтузиазме своих руководителей. Существующие учебные программы подготовки допризывников разработаны в послевоенные годы и не удовлетворяют требованиям современной армии.

Более 40% призывников страдают хроническими заболеваниями. В подростковой среде авторитет Российской Армии низок. Особенно эта ситуация усилилась после начала вооруженного конфликта в Чечне. Высокий процент потерь федеральных сил напрямую связан с низким уровнем подготовки солдат срочной службы, вчерашних допризывников. Низок моральный дух молодых солдат. Нередки случаи неуставных взаимоотношений. Психологически молодежь не подготовлена к экстремальным ситуациям. Если в советский период развития России молодежи внушали идеи служения Родине, то теперь у подростков кардинально изменилась шкала ценностей, а ведь давно известно, что человек без жизненных идеалов бесполезен для общества. Что же нужно сделать, чтобы значительно улучшить дело подготовки допризывной молодежи к военной службе, поднять его на качественно более высокий уровень?

Прежде всего надо перестроить сознание призывника, сформировать необходимые установки на предстоящую службу, вызвать интерес, стремление, безусловно положительное отношение к ней, выработать мотивацию, которая бы проявлялась на всем ее протяжении.

Как показывает опыт работы с подростками и юношами, одной из наиболее эффективных форм их подготовки к защите Отечества является оборонно-спортивный оздоровительный лагерь. Во-первых, в таком лагере общественно полезная трудовая деятельность органически соединена с условиями жизни и деятельности, аналогичными тем, которые существуют в армии. Во-вторых, почти все занятия проводятся в полевых условиях, достаточно напряженно, в игровой форме, с активным привлечением военнослужащих или воинов запаса. В-третьих, вся обстановка лагерной жизни способствует значительному возрастанию возможностей для систематического целенаправленного формирования многих необходимых качеств у будущих воинов. В-четвертых, идет процесс выработки практических навыков и умений, используемых в дальнейшем в военной службе.

Принимая во внимание актуальность проблемы функционирования оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, необходимость воспитания и развития личности гражданина и патриота своей Родины, поддержки культурно-досуговой сферы, предотвращения преступности и безнадзорности в молодежной среде и важности совершенствования текущего законодательства, настоящим установить:

1. Деятельность оборонно-спортивных оздоровительных лагерей для молодежи является важной составной частью работы Государственного комитета РФ по делам молодежи, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, иных заинтересованных министерств и ведомств, их региональных и местных органов управления.

2. Оборонно-спортивные оздоровительные лагеря для молодежи создаются органами исполнительной власти, в том числе региональными комитетами по делам молодежи, органами образования, физкультуры и спорта, с участием региональных комитетов Российского Союза Молодежи, ОСТО, военкоматов, войсковых частей, профсоюзных и других заинтересованных организаций.

3. Впредь до принятия иных правовых актов на деятельность оборонно-спортивных оздоровительных лагерей распространяется действие примерного Положения "Об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи", а также нормативно-правовых актов ведомств, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

4. Финансирование оборонно-спортивных оздоровительных лагерей осуществляется из средств соответствующих бюджетов на основе местных нормативов их финансирования, разрабатываемых и утверждаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно, но не ниже государственных (в том числе ведомственных нормативов), предусматриваемых на финансирование образования, молодежную политику по соответствующим разделам бюджетной классификации в Российской Федерации в соответствии с ведомственной принадлежностью.

Приложение 1. Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи

Приложение 1

1. Общие положения


Оборонно-спортивные оздоровительные лагеря (ОСОЛ) для молодежи главным образом подросткового возраста создаются органами исполнительной власти, в том числе региональными комитетами по делам молодежи, органами образования, физкультуры и спорта и др. с участием региональных комитетов Российского Союза Молодежи, ОСТО, военкоматов, войсковых частей и военных учебных заведений, профсоюзных и других организаций* в целях:

________________

* Далее - учредители.


- совершенствования гражданского и патриотического воспитания молодежи, развития у нее стремления к выполнению своего долга перед Отечеством в важнейших сферах жизни общества;

- углубления и практического закрепления знаний, умений, навыков по общевойсковой подготовке, действий в чрезвычайных ситуациях;

- развития у молодежи важнейших физических качеств, укрепления здоровья путем подготовки и сдачи нормативов "полиотлона", других спортивных комплексов, участия в походах, спортивных праздниках и т.д.

Место, время, продолжительность, а также порядок проведения этих лагерей определяются учредителями.

Продолжительность пребывания в лагере, как правило, устанавливается от 16 до 24 дней. В лагерь принимаются юноши не старше 18 лет по их личному заявлению. Направление юношей осуществляется по специальным путевкам, выдаваемым региональными комитетами по делам молодежи и Российского Союза Молодежи. Наполняемость учебных отрядов 20-30 человек.

Открытие лагеря допускается только при наличии письменного разрешения санитарно-эпидемиологической и противопожарной служб.

2. Организация, руководство и содержание работы лагеря


Для организации лагеря создается комиссия, определяемая учредителями. В состав комиссии входят представители органов исполнительной власти (региональных комитетов по делам молодежи, органов образования, здравоохранения, культуры, спорта), а также региональных комитетов Российского Союза Молодежи, ОСТО, военкоматов, воинских частей, военно-учебных заведений, профсоюзных и других организаций. Не позднее чем за 6 месяцев до открытия лагеря комиссия рассматривает содержание и сроки его работы, организационное, методическое и материально-техническое обеспечение и утверждает руководящий педагогический и обслуживающий персонал.

Содержательная деятельность в лагере может включать в себя комплекс образовательно-воспитательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на развитие у молодежи любви к Отечеству и готовности к активному участию в деле его укрепления и защиты.

Оздоровительно-образовательная и воспитательная работа в лагере проводится под руководством региональных комитетов по делам молодежи и Российского Союза Молодежи с привлечением педагогов школ, других типов образовательных учреждений, военных комиссариатов и органов МЧС.

3. Кадры


Подбор руководящего и обслуживающего состава ОСОЛ осуществляется советами региональных комитетов РСМ (Российского Союза Молодежи) и согласовывается с Советом учредителей. В состав ОСОЛ входят:

1) директор лагеря - 1

2) заместитель по образовательно-воспитательной работе - 1

3) заместитель по медицинской части - 1

4) заместитель по хозяйственной части - 1

5) инструкторы по физической культуре и туризму - 2

6) руководители групп (из расчета 1 на 20-30 чел.)

Директор лагеря, его заместители и руководители групп подбираются из числа специалистов, имеющих педагогическое, гуманитарное и специальное образование, общевойсковую или военно-техническую подготовку и опыт работы с подростками.

Для проведения отдельных учебных занятий могут привлекаться офицеры, сержанты и солдаты воинских частей и курсанты военных учебных заведений.

Директор лагеря, его заместители и руководители групп допускаются к работе только после прохождения специальной подготовки (курсов), которую организуют учредители.

Для руководства работой лагеря создается педагогический совет, в который входят директор, его заместители и руководители групп.

Педагогический совет рассматривает вопросы содержания и организации работы ОСОЛ, заслушивает отчеты руководителей групп, подводит итоги каждого этапа лагерного сбора.

Директор лагеря определяет обязанности должностных лиц, утверждает распорядок дня, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за ее состояние.

Заместитель по образовательно-воспитательной работе организует деятельность руководителей групп, проводит методические занятия с ними и несет ответственность за эффективность проводимых в лагере мероприятий учебно-воспитательного характера.

Заместитель по медицинской части осуществляет постоянный контроль за здоровьем молодежи, качеством питания, выполнением распорядка дня, санитарным состоянием помещений и территории лагеря.

Руководитель группы проводит работу в группе и дополнительно может вести занятия в одном из профильных кружков.

Инструктор (тренер) по физической подготовке и туризму организует в лагере занятия по физической культуре, спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, готовит молодежь к сдаче норм комплекса "Полиотлон", руководит работой спортивных секций и ежедневно проводит оздоровительные мероприятия в соответствии с распорядком дня. Для успешной работы ОСОЛ необходимо включить в штатное расписание следующие должности: заместитель директора по хозяйству, шеф-повар, повар, сторож-пожарный, бухгалтер-калькулятор, медсестра.

Обязанности обслуживающего персонала определяются правилами внутреннего распорядка, утвержденными директором лагеря.

4. Финансирование работы в лагере


Финансирование лагеря осуществляется из средств соответствующих бюджетов на основе местных нормативов их финансирования, разрабатываемых и утверждаемых субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно, но не ниже государственных (в том числе ведомственных нормативов), предусматриваемых на финансирование образования, молодежную политику по соответствующим разделам бюджетной классификации в Российской Федерации в соответствии с ведомственной принадлежностью.

5. Учет и отчетность


Контрольная комиссия, создаваемая учредителями, регулярно организует проверку хозяйственно-финансовой деятельности лагеря, контролирует поступление, хранение и правильность расходования продуктов питания, фактическое наличие и учет материальных ценностей и состояние финансовых документов и отчетности.

По окончании работы лагеря проводится инвентаризация имущества и документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности. Акт ревизии, инвентаризационная ведомость, финансовый отчет, а также отчет о проделанной в лагере работе представляются комитетами по делам молодежи в соответствующие органы исполнительной власти.

Учет и отчетность проводятся на условиях и в порядке, предусмотренных для ОСОЛ.

Приложение. Штаты оборонно-спортивного оздоровительного лагеря

Приложение


N
п/п

Количество работников лагеря с пропуском на смену

Должность

до 100 чел.

от 101 до 200 чел.

свыше 200 чел.

1

Директор лагеря

1

1

1

2

Зам. директора по учебно-воспитательной работе

1

1

1

3

Зам. дирекора лагеря по медицинской части - зав. медицинским пунктом

1

1

1

4

Инструктора физической подготовки

1

1

1

5

Воспитатели (руководители отрядов)

Из расчета на 25 чел.

6

Зам. директора по хозяйству

1

1

1

7

Шеф-повар

1

1

1

8

Повар

1

1

1

9

Сторож-пожарный

1

1

1

10

Бухгалтер-калькулятор

1

1

1

11

Медсестра

1

1

1

ВСЕГО



Текст документа сверен по:
"Сборник нормативных правовых
документов и материалов по
патриотическому воспитанию и
подготовке обучающихся к военной службе",
М., 2000 год

Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи

Название документа: Примерное положение об оборонно-спортивном оздоровительном лагере для молодежи

Номер документа: 01Р/249

Вид документа: Письмо Минобразования России

Письмо Минобороны России

Принявший орган: Минобразования России

Минобороны России

Статус: Действующий

Опубликован: Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе, М., 2000 год
Дата принятия: 23 июня 1997

Дата начала действия: 23 июня 1997
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах