Недействующий

Проект N 284965-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О государственных гарантиях равных прав и свобод
и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации

   

Целью настоящего Федерального закона является закрепление мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин, на предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны.  

Федеральный закон служит развитию положений статей 17 (часть 1) и 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также международных актов о правах женщин, которые согласно статье 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.


ГЛАВА I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе

В настоящем Законе используются следующие специальные понятия:


     "дискриминация"
- различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление лицами обоего пола прав и свобод человека и гражданина;

"равные возможности" - практическое обеспечение равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права;

"гендер", "гендерный" - социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру;

"гендерное равенство" - равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном процессах и освоении их достижений.


Статья 2. Запрет дискриминации

В соответствии с статьей 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Нарушение данного принципа, то есть проведение политики, либо совершение иных действий, которые ставят мужчин и женщин в неравное положение по мотивам пола, считается дискриминацией и подлежит устранению в порядке, установленном законом.

Не являются дискриминацией по мотивам пола:

защита функции материнства;

призыв на военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных федеральным законом;

принятие на основе закона временных специальных мер, направленных на достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.

В соответствии с международными стандартами при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов и условий труда, а также увольнении работников, включая государственных служащих, должны учитываться требования законодательства относительно прав и гарантий для лиц обоего пола с семейными обязанностями.


Статья 3. Основные направления государственной политики по
обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Государственная политика по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин должна включать следующие основные направления:

формирование правовой базы обеспечения равноправия полов, совершенствование и развитие законодательства в этой сфере;

проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти;

принятие и реализация специальных программ, целью которых является устранение дискриминации по мотивам пола;

включение в общегосударственные программы, направленные на реализацию конституционных прав и свобод граждан, а также в программы по развитию социальной сферы мер, обеспечивающих равноправие полов;

воспитание и пропаганда культуры равноправия мужчин и женщин;

защита общества от информации, направленной на дискриминацию граждан по мотивам пола, а также насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т.п.;

выполнение общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных обязательств Российской Федерации.

 

Статья 4 . Формирование состава руководящих структур государственных органов
 и органов местного самоуправления с учетом принципа равных прав
и равных возможностей мужчин и женщин

Состав руководящих кадров федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Судебных органов, органов прокуратуры, в том числе - состав их коллегиальных органов, а также органов местного самоуправления должен формироваться в соответствии со статье 19 ( часть 3) Конституции Российской Федерации как из мужчин, так и из женщин.

Статья 5. Гарантии государства по обеспечению равноправия мужчин и женщин
 в области просвещения, образования и науки

Государство гарантирует:

обеспечение равных условий для доступа женщин и мужчин к получению основного общего, среднего профессионального и высшего образования, ко всем видам профессионального обучения и повышения квалификации, к участию в осуществлении образовательного и научного процесса;

содействие гендерному просвещению граждан; введение специальных гендерных учебных курсов; развитие исследований по вопросам равноправия полов;

использование учебных программ и учебников, исключающих пропаганду дискриминации по мотивам пола.

Действие настоящей статьи распространяется также на процессы образования и повышения квалификации в военных учебных заведениях.


Статья 6. Формирование статистики и мониторинг в
сфере обеспечения равноправия мужчин и женщин

В государственные статистические отчеты подлежат включению гендерные показатели изменения положения населения.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство российской статистикой, а также трудом и социальной защитой населения, организуют непрерывное наблюдение (мониторинг) за обеспечением равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в целях:

проведения системного анализа реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;

разработки мер по предотвращению и устранению фактов дискриминации по признаку пола;

подготовки статистической и иной информации для государственных социальных программ и национальных докладов Российской Федерации в ООН.


Глава 2. Гарантии равных возможностей для лиц обоего пола
в социально-экономической сфере

 

Статья 7. Обязанности государственных органов, органов
местного самоуправления и руководителей организаций
по обеспечению равноправия мужчин и женщин в
социально-экономической сфере

Государственные органы, органы местного самоуправления и руководители организаций всех форм собственности обязаны обеспечивать мужчинам и женщинам равную возможность доступа к экономическим ресурсам общества, в том числе -

движимому и недвижимому имуществу, земле, финансовым средствам;

к информационным ресурсам;

а также - к свободно избранным роду деятельности и профессии.

  

Статья 8. Обеспечение равноправия мужчин и женщин в
социально-трудовых отношениях

В целях достижения равноправия мужчин и женщин в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель государственного органа, организации независимо от формы собственности) в соответствии с нормами Трудового Кодекса РФ и коллективных договоров обеспечивает:

равные возможности для мужчин и женщин и при найме на работу;

равный доступ мужчин и женщин к вакантным рабочим местам;

равную заработную плату (вознаграждение) для мужчин и женщин, когда они выполняют одинаковую работу при равном качестве труда или работу, имеющую равную ценность;

равные возможности для повышения квалификации, осуществления переподготовки, продвижения по службе;

благоприятные условия труда для беременных женщин и женщин, имеющих детей грудного возраста;

безопасные условия труда, гарантирующие сохранение жизни, здоровья и личного достоинства, как женщин, так и мужчин.


Статья 9. Обязанность работодателя доказывать отсутствие
умысла на дискриминацию по мотивам пола

В случае рассмотрения в суде или в ином органе трудового спора по заявлению (иску) работника или профсоюза, другого общественного объединения, защищающего интересы работника, в связи с предполагаемой дискриминацией по мотивам пола, бремя доказывания намерения дискриминировать работника лежит на работодателе.

Статья 10. Включение мер по обеспечению равных возможностей
 мужчин и женщин в коллективные договоры и соглашения

   

При коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений (генеральное соглашение, региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, коллективные договоры) следует включать в эти соглашения (договоры) положения, обеспечивающие равные права и равные возможности мужчин и женщин, улучшение условий для совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей с указанием сроков их реализации.

В числе положений, упомянутых в части первой настоящей статьи, следует предусматривать:

комплектование организаций (структурных подразделений) кадрами и продвижение работников по службе исключительно с соблюдением, при прочих равных условиях, принципа оказания предпочтения лицу того пола, в отношении которого в данной организации существует гендерный дисбаланс;

устранение разрыва в оплате труда мужчин и женщин, как в различных отраслях народного хозяйства, так и в одной отрасли на базе общего социального норматива оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах, а также на основе профессиональной подготовки (переподготовки) кадров.


Статья 11. Гарантии равноправия мужчин и женщин на случай
массового увольнения работников

В случае массового увольнения работников, то есть увольнения, превышающего одну треть общей численности работающих на предприятии, в учреждении, организации, фирме и т.п., критерий пола не может быть основанием для увольнения. Число увольняемых лиц того или иного пола должно быть пропорционально сложившейся численности персонала на данном объекте.

Статья 12. Равноправие мужчин и женщин в сфере социальных гарантий

    

Недопустимо применение систем социального страхования, пенсионного обеспечения, адресной социальной помощи, ухудшающих положение лиц одного пола по отношению к другому полу. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица предприятия, учреждения, организации при осуществлении мер социальной защиты населения обязаны в равной степени учитывать интересы мужчин и женщин.


Глава 3. Гарантии равных возможностей для лиц обоего пола
 в сфере государственной и муниципальной служб    

Статья 13. Равные возможности мужчин и женщин при
поступлении на государственную службу и при ее прохождении

В соответствии с конституционным принципом равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин при поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, либо преимуществ, в зависимости от пола.

Руководители государственных органов, соответствующие должностные лица обязаны обеспечить равный доступ граждан обоего пола к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой независимо от пола претендента.

Руководители таких органов, учреждений обязаны создавать реальные условия для соблюдения статьи 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации.


Статья 14. Равный доступ мужчин и женщин к конкурсам на
замещение государственных должностей государственной службы

Замещение вакантных государственных должностей государственной службы, в том числе руководящих, обеспечивается путем проведения конкурсов, в которых в равной мере и на равных условиях участвуют мужчины и женщины.

Не допускается объявление конкурсов только для лиц одного пола.

На кадровые службы государственных органов возлагается обязанность предоставления конкурсным комиссиям не только сведений об образовании и профессиональной подготовке лиц, участвующих в конкурсе, но и данных о соотношении числа работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»