РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственных гарантиях равных прав и свобод
и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации
Целью настоящего Федерального закона является закрепление мер по реализации государственной политики, направленной на обеспечение равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин, на предотвращение дискриминации по мотивам пола в качестве необходимого условия стабильного и устойчивого развития страны.
Федеральный закон служит развитию положений статей 17 (часть 1) и 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также международных актов о правах женщин, которые согласно статье 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы России.
В настоящем Законе используются следующие специальные понятия:
"дискриминация" - различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление лицами обоего пола прав и свобод человека и гражданина;
"равные возможности" - практическое обеспечение равных условий для реализации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепринятыми принципами и нормами международного права;
"гендер", "гендерный" - социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех сферах общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру;
"гендерное равенство" - равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном процессах и освоении их достижений.
В соответствии с статьей 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Нарушение данного принципа, то есть проведение политики, либо совершение иных действий, которые ставят мужчин и женщин в неравное положение по мотивам пола, считается дискриминацией и подлежит устранению в порядке, установленном законом.
Не являются дискриминацией по мотивам пола:
защита функции материнства;
призыв на военную службу исключительно мужчин в случаях, установленных федеральным законом;
принятие на основе закона временных специальных мер, направленных на достижение фактического равноправия между лицами обоего пола.
В соответствии с международными стандартами при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, установлении режимов и условий труда, а также увольнении работников, включая государственных служащих, должны учитываться требования законодательства относительно прав и гарантий для лиц обоего пола с семейными обязанностями.
Государственная политика по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин должна включать следующие основные направления:
формирование правовой базы обеспечения равноправия полов, совершенствование и развитие законодательства в этой сфере;
проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти;
принятие и реализация специальных программ, целью которых является устранение дискриминации по мотивам пола;
включение в общегосударственные программы, направленные на реализацию конституционных прав и свобод граждан, а также в программы по развитию социальной сферы мер, обеспечивающих равноправие полов;
воспитание и пропаганда культуры равноправия мужчин и женщин;
защита общества от информации, направленной на дискриминацию граждан по мотивам пола, а также насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т.п.;
выполнение общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных обязательств Российской Федерации.
Состав руководящих кадров федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Судебных органов, органов прокуратуры, в том числе - состав их коллегиальных органов, а также органов местного самоуправления должен формироваться в соответствии со статье 19 ( часть 3) Конституции Российской Федерации как из мужчин, так и из женщин.
Государство гарантирует:
обеспечение равных условий для доступа женщин и мужчин к получению основного общего, среднего профессионального и высшего образования, ко всем видам профессионального обучения и повышения квалификации, к участию в осуществлении образовательного и научного процесса;
содействие гендерному просвещению граждан; введение специальных гендерных учебных курсов; развитие исследований по вопросам равноправия полов;
использование учебных программ и учебников, исключающих пропаганду дискриминации по мотивам пола.
Действие настоящей статьи распространяется также на процессы образования и повышения квалификации в военных учебных заведениях.
В государственные статистические отчеты подлежат включению гендерные показатели изменения положения населения.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство российской статистикой, а также трудом и социальной защитой населения, организуют непрерывное наблюдение (мониторинг) за обеспечением равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в целях:
проведения системного анализа реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;
разработки мер по предотвращению и устранению фактов дискриминации по признаку пола;
подготовки статистической и иной информации для государственных социальных программ и национальных докладов Российской Федерации в ООН.
Статья 7. Обязанности государственных органов, органов
местного самоуправления и руководителей организаций
по обеспечению равноправия мужчин и женщин в
социально-экономической сфере
Государственные органы, органы местного самоуправления и руководители организаций всех форм собственности обязаны обеспечивать мужчинам и женщинам равную возможность доступа к экономическим ресурсам общества, в том числе -
движимому и недвижимому имуществу, земле, финансовым средствам;
к информационным ресурсам;
а также - к свободно избранным роду деятельности и профессии.
В целях достижения равноправия мужчин и женщин в социально-трудовых отношениях работодатель (руководитель государственного органа, организации независимо от формы собственности) в соответствии с нормами Трудового Кодекса РФ и коллективных договоров обеспечивает:
равные возможности для мужчин и женщин и при найме на работу;
равный доступ мужчин и женщин к вакантным рабочим местам;
равную заработную плату (вознаграждение) для мужчин и женщин, когда они выполняют одинаковую работу при равном качестве труда или работу, имеющую равную ценность;
равные возможности для повышения квалификации, осуществления переподготовки, продвижения по службе;
благоприятные условия труда для беременных женщин и женщин, имеющих детей грудного возраста;
безопасные условия труда, гарантирующие сохранение жизни, здоровья и личного достоинства, как женщин, так и мужчин.
В случае рассмотрения в суде или в ином органе трудового спора по заявлению (иску) работника или профсоюза, другого общественного объединения, защищающего интересы работника, в связи с предполагаемой дискриминацией по мотивам пола, бремя доказывания намерения дискриминировать работника лежит на работодателе.
При коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений (генеральное соглашение, региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, коллективные договоры) следует включать в эти соглашения (договоры) положения, обеспечивающие равные права и равные возможности мужчин и женщин, улучшение условий для совмещения ими профессиональных и семейных обязанностей с указанием сроков их реализации.
В числе положений, упомянутых в части первой настоящей статьи, следует предусматривать:
комплектование организаций (структурных подразделений) кадрами и продвижение работников по службе исключительно с соблюдением, при прочих равных условиях, принципа оказания предпочтения лицу того пола, в отношении которого в данной организации существует гендерный дисбаланс;
устранение разрыва в оплате труда мужчин и женщин, как в различных отраслях народного хозяйства, так и в одной отрасли на базе общего социального норматива оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах, а также на основе профессиональной подготовки (переподготовки) кадров.
В случае массового увольнения работников, то есть увольнения, превышающего одну треть общей численности работающих на предприятии, в учреждении, организации, фирме и т.п., критерий пола не может быть основанием для увольнения. Число увольняемых лиц того или иного пола должно быть пропорционально сложившейся численности персонала на данном объекте.
Недопустимо применение систем социального страхования, пенсионного обеспечения, адресной социальной помощи, ухудшающих положение лиц одного пола по отношению к другому полу. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица предприятия, учреждения, организации при осуществлении мер социальной защиты населения обязаны в равной степени учитывать интересы мужчин и женщин.
Статья 13. Равные возможности мужчин и женщин при
поступлении на государственную службу и при ее прохождении
В соответствии с конституционным принципом равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин при поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений, либо преимуществ, в зависимости от пола.
Руководители государственных органов, соответствующие должностные лица обязаны обеспечить равный доступ граждан обоего пола к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой независимо от пола претендента.
Руководители таких органов, учреждений обязаны создавать реальные условия для соблюдения статьи 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Замещение вакантных государственных должностей государственной службы, в том числе руководящих, обеспечивается путем проведения конкурсов, в которых в равной мере и на равных условиях участвуют мужчины и женщины.
Не допускается объявление конкурсов только для лиц одного пола.
На кадровые службы государственных органов возлагается обязанность предоставления конкурсным комиссиям не только сведений об образовании и профессиональной подготовке лиц, участвующих в конкурсе, но и данных о соотношении числа работающих мужчин и женщин на соответствующих государственных должностях государственной службы.