ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 8 апреля 2003 года N 53-Т


О внесении изменений и дополнений в Вольфсбергские принципы



Международные финансовые институты и банковское сообщество усиливают внимание к вопросам предотвращения использования национальных и мировой финансовых систем в целях отмывания преступных доходов.

Банк России указанием оперативного характера от 15 февраля 2001 года N 24-Т "О Вольфсбергских принципах" ("Вестник Банка России" от 21 февраля 2001 года N 15) довел до сведения кредитных организаций Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе, которые были разработаны банками, входящими в так называемую Вольфсбергскую группу (далее - Вольфсбергские принципы).

За прошедший период состав Вольфсбергской группы расширился (список банков, являющихся участниками Вольфсбергской группы, приведен в приложении 1).

С учетом проводимой банками работы по повышению эффективности мер в области борьбы с отмыванием преступных доходов в мае 2002 года Вольфсбергские принципы были доработаны по следующим направлениям:

- дополнены принципы, в соответствии с которыми рекомендуется тщательно идентифицировать бенефициаров;

- расширены рекомендации по идентификации разовых клиентов и клиентов, которым предоставляются электронные банковские услуги;

- внесены дополнения в порядок открытия номерных или кодированных счетов;

- определены категории лиц, в отношении которых кредитной организации следует предпринимать дополнительные меры тщательной проверки, а также согласовывать с руководством кредитной организации возможность установления отношений с указанной категорией клиентов;

- уточнен порядок обновления информации о клиенте, а также проведения мониторинга операций;

- рекомендовано проведение независимой экспертной оценки программ внутреннего контроля.

Банк России направляет текст доработанных Вольфсбергских принципов (приложение 2) для ознакомления с новыми международными подходами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.

Председатель
Банка России
С.М.Игнатьев

     

Приложение 1
к указанию оперативного характера
Банка России
"О внесении изменений и дополнений
в Вольфсбергские принципы"
от 08.04.2003 N 53-Т

     

Список банков, входящих в Вольфсбергскую группу



1. ABN AMRO N.V.

2. Bank of Tokyo-Mitsubishi Ltd.

3. Barclays Bank

4. Citigroup

5. Credit Suisse Group

6. Deutsche Bank AG

7. Goldman Sachs

8. HSBC

9. J.P.Morgan Private Bank

10. Santander Central Hispano

11. Societe Generale

12. UBS AG

Приложение 2
к указанию оперативного характера
Банка России
"О внесении изменений
и дополнений в Вольфсбергские принципы"
от 08.04.2003 N 53-Т

     

Неофициальный перевод

     

Всеобщие директивы по противодействию отмыванию
доходов в частном банковском секторе
(Вольфсбергские принципы)

     

В редакции 2002 года

     

Преамбула


Полагаем, что данные рекомендации могут оказаться полезными для отношений в рамках частного банковского сектора. Рекомендации для других рыночных секторов могут отличаться. Очевидно, что разработка политики и процедур по выполнению данных рекомендаций должна вестись руководством банков.

1. Работа с клиентом

1.1. Общие положения


Политика банка должна быть нацелена на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей. Банк будет стремиться иметь дело только с теми клиентами, разумная проверка источника благосостояния и средств которых подтвердит их законность. Основная ответственность за это лежит на служащем банка, отвечающем за работу с этим клиентом. Простое соблюдение внутренних процедур проверки не освобождает банковского служащего от основной ответственности.

1.2. Идентификация


Банк должен ответственно подойти к проверке личности своих клиентов и бенефициаров и работать с клиентами только в том случае, если проверка проведена полностью.

1.2.1. Клиент

- Физические лица: идентификация физических лиц будет производиться путем рассмотрения официальных документов, удостоверяющих личность, или иных подтверждающих свидетельств, соответствующих обстоятельствам.

- Корпоративные клиенты, товарищества, фонды: будут идентифицироваться путем получения документального свидетельства об их надлежащей организации и существовании.

- Трасты: будут идентифицироваться путем получения соответствующего свидетельства об их создании, деятельности и личности доверительных управляющих.

- Все документы, представляемые банку, должны быть действительными.

1.2.2. Бенефициары

Необходимо установление бенефициаров по каждому счету. Надлежит тщательно идентифицировать всех основных бенефициаров в соответствии со следующими принципами:

- Физические лица: если счет открыт на имя определенного лица, банковский служащий обязан удостовериться, что лицо действует от своего имени. Если появляются сомнения, банк должен установить, в каком качестве и от чьего имени действует держатель счета.

- Юридические лица: если клиентом является компания, например частная инвестиционная компания, служащий банка должен уяснить ее структуру в достаточной мере, чтобы определить происхождение фондов, основных владельцев или владельца акционерного капитала, лиц, осуществляющих контроль за движением средств, например, директоров и лиц, имеющих право давать указания директорам. Что касается прочих акционеров, служащий банка должен определить, необходима ли дальнейшая проверка. Данный принцип применим вне зависимости от того, являются ли доли акционерного капитала именными или на предъявителя.

- Трасты: в случае, если клиентом является доверенный управляющий, служащий банка должен уяснить структуру траста в такой мере, чтобы определить происхождение фондов, лиц, контролирующих движение фондов, а также определить лиц или учреждения, наделенные полномочиями смещать доверенных управляющих. Служащий банка должен определить, необходима ли дальнейшая проверка.

- Неакционированные общества: изложенные выше принципы применяются и к неакционированным обществам.

- Банку следует отказывать в проведении операций по неклиентским счетам (в некоторых случаях определяемых как объединенные счета) в случае, если не представляется возможным установить лицо, по поручению или от имени которого осуществляется движение средств по счету, т.е. банк не должен позволять использовать указанные счета в том случае, если банк не может тщательно изучить осуществляемые клиентом по счету операции.

1.2.3. Счета, открытые на имя управляющих средствами и аналогичных посредников

Служащий банка должен проверить посредника должным образом и установить, что посредник также осведомлен о личности своих клиентов или имеет закрепленное обязательство проводить проверку клиентов в форме, удовлетворяющей банк.

1.2.4. Лица, действующие на основании доверенности/наделенные правом подписи

В случае, если клиент предоставляет другим лицам право распоряжаться своим счетом на основании доверенности или наделяет других лиц правом подписи, как правило, достаточно провести проверку самого клиента.

1.2.5. Разовые клиенты и клиенты, которым предоставляются электронные банковские услуги

При обслуживании разовых клиентов и предоставлении электронных банковских услуг банк определяет, следует ли перед открытием счета проводить более углубленную проверку. Банку следует разработать дополнительные процедуры идентификации клиента, при установлении отношений с которым, а также при проведении операций которого клиент не присутствует лично.

1.3. Проверка


Важно осуществлять сбор и систематизацию информации по следующим категориям:

- цель и причины открытия счета;

- предполагаемые операции по счету;

- источник состояния (описание деятельности, являющейся источником доходов);

- оценка капитала;

- источники фондов (описание источников происхождения и способов перевода денег, использованных для открытия счета);

- дополнительная информация или иные источники, касающиеся репутации клиента, если это необходимо.

Если перечисленных мер недостаточно для должной проверки клиента (например, в случае отсутствия положительно характеризующей клиента и достоверной информации), перед открытием счета необходима личная встреча с клиентом.

1.4. Номерные или кодированные счета


Номерные или кодированные счета могут быть открыты только в том случае, если банк установил личность клиента и бенефициарного владельца счета. При открытии указанных банку следует принимать меры по изучению деятельности клиента как минимум в объеме, предусмотренном для иных счетов.

1.5. Офшорные юрисдикции


Риски, связанные с работой с юридическими лицами, созданными в офшорных зонах, минимизируются путем соблюдения процедур, изложенных в настоящих Директивах.

1.6. Ответственность за надзор


Необходимо требование, чтобы решение об открытии новых счетов и установлении отношений с новыми клиентами принималось по меньшей мере еще одним сотрудником, помимо служащего банка, работающего с клиентом.

2. Установление отношений с клиентами: ситуации,
требующие дополнительной проверки/внимания

2.1. Общие положения


Программы внутреннего контроля должны определять категории лиц, в отношении которых банк будет проявлять повышенное внимание. Одним из критериев отнесения клиентов к указанной категории лиц может являться превышение рискованности операций клиента среднего по банку уровня риска.

2.2. Критерии


Банк относит клиента к категории лиц, в отношении которых банк будет проявлять повышенное внимание, в том числе на основании следующих критериев:

лицо, является резидентом и/или получает средства из стран, о которых из достоверных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с отмыванием капиталов или являются странами с повышенным уровнем преступности и коррупции;

лицо осуществляет деятельность, которая связана с риском отмывания денег;

лицо, является высокопоставленным политическим деятелем, занимает или занимало должности, предполагавшие общественное доверие, например правительственные чиновники, старшие должностные лица государственных компаний, политики, видные деятели политических партий и т.д., члены их семей.

2.3. Согласование с руководством банка


Программы внутреннего контроля должны включать положения о необходимости согласования с руководством банка возможности установления отношений с клиентами, в отношении которых следует применять дополнительные меры тщательной проверки.

Принятие на обслуживание высокопоставленных политических деятелей осуществляется исключительно с согласия руководства банка.

3. Обновление информации о клиентах

3.1. Банковский служащий несет ответственность за обновление информации о клиентах по определенной схеме и/или при серьезных изменениях в положении клиента. Контрольные органы банка или независимые аудиторы будут регулярно анализировать определенный объем информации о клиенте, чтобы информация была достоверной и полной. Частота проверок зависит от объема, сложности и рискованности работы с клиентом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»