Принят
 на седьмом пленарном заседании
 Межпарламентской Ассамблеи
 государств - участников СНГ
 (постановление N 7-19
 от 17 февраля 1996 года
)

     

     

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ

Об экологическом образовании населения



Настоящий Закон в соответствии с Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области экологического образования населения.

Раздел I. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия и определения


Государственная политика в области экологического образования населения - деятельность органов государственной власти по созданию условий для осуществления экологического образования населения и координации деятельности государственных органов, общественных объединений, иных организаций и физических лиц по формированию общей и профессиональной экологической культуры человека и общества.

Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологические знания - отрасль общественного знания об экологической деятельности.

Экологический минимум - минимально необходимые для общества и человека знания о безвредности, безотходности производства, ресурсо- и энергосбережении, рекультивации объектов хозяйственной деятельности, о бережном отношении к среде обитания.

Экологическая культура - отечественный и мировой опыт гармоничного взаимодействия человека и природы.

Статья 2. Принципы государственной политики в
области экологического образования населения


Государственная политика в области экологического образования населения согласуется с принципами в области охраны окружающей природной среды и образования.

К принципам государственной политики в области экологического образования относятся:

- гарантированность приобретения каждым гражданином общих экологических знаний;

- обязательность экологических знаний в системе образования;

- направленность экологического образования на выполнение задач в практической деятельности по сохранению и восстановлению окружающей природной среды;

- включение вопросов экологического образования во все целевые и отраслевые государственные программы;

- согласованность в деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, общественности и физических лиц в области экологического образования;

- гласность в вопросах реализации государственной политики в области экологического образования;

- участие общественных объединений и граждан в реализации государственной политики в области экологического образования;

- обязательное наличие документа по экологическому образованию у граждан, иностранцев и лиц без гражданства, деятельность которых связана с природопользованием;

- юридическая ответственность граждан, иностранцев и лиц без гражданства за нарушение требований настоящего Закона.

Статья 3. Экологическое образовательное
и информационное пространство


Экологическое образовательное и информационное пространство государства составляет система средств массовой информации; объектов производства и сферы услуг; культуры, искусства и отдыха; спорта и туризма; природных (заповедников, национальных парков, заказников) и историко-архитектурных комплексов; городских и сельских территорий; иных сфер жизнедеятельности людей, служащих вместе с сетью образовательных учреждений целям формирования в реальных условиях экологической культуры общества и человека.

     

Статья 4. Организационная основа государственной
политики в области экологического
образования населения


Государственная программа по экологическому образованию является организационной основой государственной политики в области экологического образования населения.

Государственная программа по экологическому образованию разрабатывается и принимается на конкурсной основе с выделением государственных гарантов в порядке, определяемом правительством.

Государственная программа по экологическому образованию принимается в установленном порядке и подлежит опубликованию.

Статья 5. Сферы применения настоящего Закона


Настоящий Закон распространяется на:

- органы государственной власти и иные государственные органы;

- организации всех форм собственности, связанные с образовательной, производственной, природоохранной деятельностью;

- систему и средства массовой информации;

- общественные объединения, общественность и граждан, занимающихся экологическим образованием.

     

Раздел II. Управление в сфере экологического
образования населения

     

Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти в
области экологического образования


К полномочиям исполнительной власти в области экологического образования относятся:

- определение основных направлений государственной политики в области экологического образования и создание условий для их реализации;

- организация системы непрерывного экологического образования;

- разработка и осуществление государственной программы по экологическому образованию и иных экологических программ в этой области;

- разработка и осуществление международных экологических образовательных программ;

- лицензирование и государственная аккредитация организаций, осуществляющих экологическое образование на федеральном уровне;

- аттестация государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами экологического образования;

- разработка бюджета в части средств, выделяемых на финансирование экологического образования;

- информационное и научно-методическое обеспечение системы экологического образования;

- подготовка и повышение квалификации специалистов-экологов, научных, педагогических кадров и государственных служащих для системы экологического образования;

- контроль в области экологического образования.

     

Статья 7. Полномочия субъектов права в области
экологического образования населения


К полномочиям субъектов права относятся:

- разработка и утверждение программы по экологическому образованию;

- участие в разработке и реализации государственной и международных программ по экологическому образованию;

- лицензирование и государственная аккредитация организаций, осуществляющих эколого-образовательную деятельность;

- аттестация государственных служащих органов исполнительной власти, ведающих вопросами экологического образования;

- установление системы гарантий экологического образования;

- формирование бюджета в части финансирования экологического образования и соответствующих региональных фондов с учетом экологических особенностей региона;

- установление порядка отчислений организаций и учреждений на экологическое образование;

- информационное и научно-методическое обеспечение учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих образовательную деятельность в области экологического образования;

- организация региональной системы подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для системы непрерывного экологического образования, специалистов экологического профиля, работников средств массовой информации, культуры, руководителей и должностных лиц исполнительной власти, организаций, специалистов и граждан, чья деятельность оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека;

- контроль и обеспечение соблюдения законодательства в области экологического образования.

     

Статья 8. Взаимодействие органов законодательной
власти и субъектов государства в области
экологического образования населения


Органы государственной власти и субъектов государства в сфере организации и осуществления экологического образования населения взаимодействуют по следующим вопросам:

- обеспечение соответствия законодательству законов и иных нормативных правовых актов субъектов государства по вопросам экологического образования;

- разработка государственной программы по экологическому образованию и иных программ в этой области;

- проведение государственной экспертизы на соответствие всех образовательных программ государственным требованиям по экологическому образованию;

- подготовка и выполнение международных договоров и соглашений государства в области экологического образования;

- участие в разработке и осуществлении межгосударственных и международных программ по экологическому образованию;

- решение вопросов приостановки действия или изъятия государственных лицензий на образовательную деятельность в области экологического образования.

Статья 9. Межведомственная координация деятельности
по экологическому образованию населения

1. Для координации деятельности между органами исполнительной власти, заинтересованных организаций в сфере экологического образования создаются межведомственные региональные комиссии.

2. Межведомственная комиссия создается правительством.

Региональная межведомственная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта права.

3. В состав государственной межведомственной комиссии входят представители министерств и ведомств, ведающих вопросами образования, культуры и спорта, науки, средств массовой информации, экономики, финансов, здравоохранения и сан-эпиднадзора, труда, обороны, чрезвычайных ситуаций, иностранных дел, специальных уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

В состав региональной межведомственной комиссии входят представители органов исполнительной власти субъектов государства.

4. На межведомственную комиссию возлагаются задачи подготовки предложений по вопросам экологического образования, координации деятельности органов исполнительной власти в области экологического образования.

Статья 10. Консультационные советы

1. Консультационные советы создаются для содействия в разработке и реализации государственной политики в области экологического образования, подзаконных актов и нормативных документов; для консультации и информирования юридических и физических лиц по вопросам экологического образования, охраны окружающей среды и природопользования.

2. Консультационные советы создаются при органах исполнительной власти, ведающих вопросами организации и осуществления экологического образования.

3. Деятельность консультационного совета определяется положением, утверждаемым органом исполнительной власти.

4. В состав консультационных советов могут входить эксперты, обладающие знаниями и опытом в области экологического образования, экологии, охраны окружающей среды и природопользования, науки, культуры и спорта, представители религиозных конфессий, общественных и экологических объединений, общественности.

     

Статья 11. Государственные полномочия
органов местного самоуправления в области
экологического образования

1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по организации обязательного экологического образования в соответствии с настоящим Законом.

2. Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании структур по управлению непрерывным экологическим образованием на своей территории в рамках информационного эколого-образовательного пространства.

3. К компетенции органов местного самоуправления в области экологического образования относится формирование местных бюджетных фондов экологического образования, планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области экологического образования, использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, информационного эколого-образовательного пространства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»