Принят
на седьмом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 7-19
от 17 февраля 1996 года)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области экологического образования населения.
Государственная политика в области экологического образования населения - деятельность органов государственной власти по созданию условий для осуществления экологического образования населения и координации деятельности государственных органов, общественных объединений, иных организаций и физических лиц по формированию общей и профессиональной экологической культуры человека и общества.
Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.
Экологические знания - отрасль общественного знания об экологической деятельности.
Экологический минимум - минимально необходимые для общества и человека знания о безвредности, безотходности производства, ресурсо- и энергосбережении, рекультивации объектов хозяйственной деятельности, о бережном отношении к среде обитания.
Экологическая культура - отечественный и мировой опыт гармоничного взаимодействия человека и природы.
Государственная политика в области экологического образования населения согласуется с принципами в области охраны окружающей природной среды и образования.
К принципам государственной политики в области экологического образования относятся:
- гарантированность приобретения каждым гражданином общих экологических знаний;
- обязательность экологических знаний в системе образования;
- направленность экологического образования на выполнение задач в практической деятельности по сохранению и восстановлению окружающей природной среды;
- включение вопросов экологического образования во все целевые и отраслевые государственные программы;
- согласованность в деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, общественности и физических лиц в области экологического образования;
- гласность в вопросах реализации государственной политики в области экологического образования;
- участие общественных объединений и граждан в реализации государственной политики в области экологического образования;
- обязательное наличие документа по экологическому образованию у граждан, иностранцев и лиц без гражданства, деятельность которых связана с природопользованием;
- юридическая ответственность граждан, иностранцев и лиц без гражданства за нарушение требований настоящего Закона.
Экологическое образовательное и информационное пространство государства составляет система средств массовой информации; объектов производства и сферы услуг; культуры, искусства и отдыха; спорта и туризма; природных (заповедников, национальных парков, заказников) и историко-архитектурных комплексов; городских и сельских территорий; иных сфер жизнедеятельности людей, служащих вместе с сетью образовательных учреждений целям формирования в реальных условиях экологической культуры общества и человека.
Государственная программа по экологическому образованию является организационной основой государственной политики в области экологического образования населения.
Государственная программа по экологическому образованию разрабатывается и принимается на конкурсной основе с выделением государственных гарантов в порядке, определяемом правительством.
Государственная программа по экологическому образованию принимается в установленном порядке и подлежит опубликованию.
Настоящий Закон распространяется на:
- органы государственной власти и иные государственные органы;
- организации всех форм собственности, связанные с образовательной, производственной, природоохранной деятельностью;
- систему и средства массовой информации;
- общественные объединения, общественность и граждан, занимающихся экологическим образованием.
К полномочиям исполнительной власти в области экологического образования относятся:
- определение основных направлений государственной политики в области экологического образования и создание условий для их реализации;
- организация системы непрерывного экологического образования;
- разработка и осуществление государственной программы по экологическому образованию и иных экологических программ в этой области;
- разработка и осуществление международных экологических образовательных программ;
- лицензирование и государственная аккредитация организаций, осуществляющих экологическое образование на федеральном уровне;
- аттестация государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами экологического образования;
- разработка бюджета в части средств, выделяемых на финансирование экологического образования;
- информационное и научно-методическое обеспечение системы экологического образования;
- подготовка и повышение квалификации специалистов-экологов, научных, педагогических кадров и государственных служащих для системы экологического образования;
- контроль в области экологического образования.
К полномочиям субъектов права относятся:
- разработка и утверждение программы по экологическому образованию;
- участие в разработке и реализации государственной и международных программ по экологическому образованию;
- лицензирование и государственная аккредитация организаций, осуществляющих эколого-образовательную деятельность;
- аттестация государственных служащих органов исполнительной власти, ведающих вопросами экологического образования;
- установление системы гарантий экологического образования;
- формирование бюджета в части финансирования экологического образования и соответствующих региональных фондов с учетом экологических особенностей региона;
- установление порядка отчислений организаций и учреждений на экологическое образование;
- информационное и научно-методическое обеспечение учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих образовательную деятельность в области экологического образования;
- организация региональной системы подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для системы непрерывного экологического образования, специалистов экологического профиля, работников средств массовой информации, культуры, руководителей и должностных лиц исполнительной власти, организаций, специалистов и граждан, чья деятельность оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека;
- контроль и обеспечение соблюдения законодательства в области экологического образования.
Органы государственной власти и субъектов государства в сфере организации и осуществления экологического образования населения взаимодействуют по следующим вопросам:
- обеспечение соответствия законодательству законов и иных нормативных правовых актов субъектов государства по вопросам экологического образования;
- разработка государственной программы по экологическому образованию и иных программ в этой области;
- проведение государственной экспертизы на соответствие всех образовательных программ государственным требованиям по экологическому образованию;
- подготовка и выполнение международных договоров и соглашений государства в области экологического образования;
- участие в разработке и осуществлении межгосударственных и международных программ по экологическому образованию;
- решение вопросов приостановки действия или изъятия государственных лицензий на образовательную деятельность в области экологического образования.
1. Для координации деятельности между органами исполнительной власти, заинтересованных организаций в сфере экологического образования создаются межведомственные региональные комиссии.
2. Межведомственная комиссия создается правительством.
Региональная межведомственная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта права.
3. В состав государственной межведомственной комиссии входят представители министерств и ведомств, ведающих вопросами образования, культуры и спорта, науки, средств массовой информации, экономики, финансов, здравоохранения и сан-эпиднадзора, труда, обороны, чрезвычайных ситуаций, иностранных дел, специальных уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
В состав региональной межведомственной комиссии входят представители органов исполнительной власти субъектов государства.
4. На межведомственную комиссию возлагаются задачи подготовки предложений по вопросам экологического образования, координации деятельности органов исполнительной власти в области экологического образования.
1. Консультационные советы создаются для содействия в разработке и реализации государственной политики в области экологического образования, подзаконных актов и нормативных документов; для консультации и информирования юридических и физических лиц по вопросам экологического образования, охраны окружающей среды и природопользования.
2. Консультационные советы создаются при органах исполнительной власти, ведающих вопросами организации и осуществления экологического образования.
3. Деятельность консультационного совета определяется положением, утверждаемым органом исполнительной власти.
4. В состав консультационных советов могут входить эксперты, обладающие знаниями и опытом в области экологического образования, экологии, охраны окружающей среды и природопользования, науки, культуры и спорта, представители религиозных конфессий, общественных и экологических объединений, общественности.
1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по организации обязательного экологического образования в соответствии с настоящим Законом.
2. Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании структур по управлению непрерывным экологическим образованием на своей территории в рамках информационного эколого-образовательного пространства.
3. К компетенции органов местного самоуправления в области экологического образования относится формирование местных бюджетных фондов экологического образования, планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области экологического образования, использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, информационного эколого-образовательного пространства.