В целях дальнейшего развития производительных сил Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечения возрастающих перевозок грузов в этих районах Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
постановляют:
1. Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства:
а) построить в 1974-1983 годах Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль протяженностью 3145 км от г.Усть-Кута (ст.Лена) до г.Комсомольска-на-Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал, в 1974-1982 годах второй путь протяженностью 680 км железнодорожной линии Тайшет - Лена и в 1974-1979 годах железнодорожную линию БАМ - Тында - Беркакит протяженностью 397 км в однопутном исполнении;
б) обеспечить открытие сквозного движения поездов (временную эксплуатацию) по Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в 1982 году и по железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит в 1978 году;
в) сдать в постоянную эксплуатацию Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль в 1983 году и железнодорожную линию БАМ - Тында - Беркакит в 1979 году, с вводом в эксплуатацию отдельных участков в сроки согласно приложению N 1;
г) представить в Совет Министров СССР технические проекты на строительство участков Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии Тында - Беркакит в сроки согласно приложению N 2.
Разработку технических проектов на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали осуществлять исходя из норм проектирования железных дорог первой категории с учетом обеспечения при вводе магистрали в постоянную эксплуатацию (в однопутном исполнении и при частично-пакетном графике движения поездов) перевозки в восточном направлении 35 млн. тонн грузов в год, в том числе 25 млн. тонн сырой нефти;
д) предусмотреть в технических проектах на строительство участков Байкало-Амурской железнодорожной магистрали оснащение их прогрессивными средствами эксплуатации, включая оборудование устройствами диспетчерской централизации и связи, а также строительство зданий и сооружений, отвечающих современным техническим конструктивным и архитектурным требованиям, и создание благоустроенных жилых поселков;
е) при проектировании и строительстве участков Усть-Кут - Нижнеангарск и Нижнеангарск - Тында - Байкало-Амурской железнодорожной магистрали предусмотреть сооружение земляного полотна и опор мостов под два пути, а на остальном протяжении магистрали предусмотреть сооружение опор больших мостов под два пути.
При разработке технических проектов на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали дать технико-экономическое обоснование целесообразности электрификации участка от Усть-Кута до Муякана, а также строительства Байкальского, Северо-Муйского и Кадарского тоннелей в двухпутном или раздельном однопутном исполнении и определить сроки строительства указанных объектов;
ж) обеспечить строительство объектов производственной базы строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит согласно приложению N 3.
2. Установить на 1975-1980 годы объем капитальных вложений на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в размере 3570 млн. рублей (в том числе 2920 млн. рублей на строительно-монтажные работы), на строительство второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена в размере 270 млн. рублей (в том числе 230 млн. рублей на строительно-монтажные работы) и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит в размере 450 млн. рублей (в том числе 395 млн. рублей на строительно-монтажные работы) согласно приложению N 4.
Установить, что:
объем капитальных вложений на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (включая строительство второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена) и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит должен предусматриваться в народнохозяйственных планах начиная с 1975 года отдельной строкой;
планирование капитальных вложений на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит должно осуществляться комплексно (на производственное и непроизводственное строительство и на строительство базы строительной индустрии).
3. Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства для обеспечения возрастающих перевозок грузов и пассажиров осуществить работы по увеличению пропускной способности Транссибирской железнодорожной магистрали и железнодорожных подходов к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали согласно приложению N 5.
4. Установить, что финансирование работ по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, объектов, указанных в приложении N 5 к настоящему постановлению, железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит и второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена осуществляется в порядке, установленном пунктом 19 постановления Совета Министров СССР от 30 ноября 1966 года N 1000.
5. Разрешить Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства предусматривать в сметах на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит:
не покрываемые установленными нормативами затраты, связанные с выплатой единовременного пособия работникам, направляемым на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит, и переездом их к месту работы, без включения этих затрат в объем выполненных строительно-монтажных работ;
затраты на строительство объектов производственной базы строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит, предусмотренных в приложении N 3 к настоящему постановлению;
средства на научно-исследовательские работы, связанные со строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит, в размере до 0,2 процента общей стоимости этого строительства;
затраты на строительство сети вертолетных площадок для обеспечения доставки грузов и выполнения других задач, связанных с сооружением Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Министерству транспортного строительства осуществлять строительство вертолетных площадок по планам и технической документации Министерства гражданской авиации.
6. Установить, в виде исключения, для строительства всего комплекса сооружений Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии Тында - Беркакит норматив на непредвиденные работы и затраты в размере 10 процентов и по строительству временных сооружений - 15 процентов.
7. Утвердить мероприятия по обеспечению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит согласно приложению N 6.
8. Министерству нефтяной промышленности, Министерству морского флота и Министерству путей сообщения совместно с Министерством транспортного строительства, Министерством строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами рассмотреть вопросы строительства нефтепроводов (в комплексе с наливными и сливными пунктами) из района Ургала к местам потребления и перевалки нефти, а также нефтеналивного морского порта, имея в виду ввести в действие указанные объекты в сроки, обеспечивающие транспортировку нефти для внутреннего потребления и на экспорт в необходимых объемах, и представить в 3-месячный срок предложения в Госплан СССР.
Госплану СССР представить соответствующие предложения в Совет Министров СССР.
9. Министерству нефтяной промышленности и Министерству строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности выполнить работы по строительству и вводу в действие нефтеналивных пунктов, а Министерству путей сообщения и Министерству транспортного строительства обеспечить необходимое развитие железнодорожных станций в этих пунктах согласно приложению N 7.
10. Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и Совету Министров РСФСР предусмотреть в планах на 1975-1978 годы подготовку для Министерства транспортного строительства 13 тыс. квалифицированных рабочих для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, в том числе в 1975 году 2 тыс. человек, в 1976 году 3 тыс. человек, в 1977 году 4 тыс. человек и в 1978 году 4 тыс. человек.
Подготовку указанных рабочих произвести в профессионально-технических училищах, находящихся на производственной базе других министерств и ведомств, по специальностям, согласованным с Министерством транспортного строительства.
11. Министерству тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения:
поставить в 1976-1978 годах Министерству транспортного строительства 50 буровых станков термомеханического бурения скважин (ТБС) па базе тракторов ЛЭТ-250М;
изготовить и поставить Министерству путей сообщения в 1976-1980 годах (в счет общей поставки цистерн) не менее 25 тыс. восьмиосных цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов;
с участием Министерства путей сообщения разработать конструкцию и до 1980 года организовать производство восьмиосных цистерн габарита "Т", с поставкой 10 тыс. таких цистерн в 1981-1985 годах.
Министерству тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения с участием Министерства путей сообщения разработать в 1974 году мероприятия по обеспечению производства и поставки железнодорожному транспорту восьмиосных цистерн в количествах, предусмотренных настоящим постановлением, и представить их в Госплан СССР.
Госплану СССР рассмотреть указанные мероприятия и по вопросам, требующим решения Правительства СССР, внести предложения в Совет Министров СССР.
12. Министерству энергетики и электрификации СССР:
разработать в 1974-1975 годах по заданию Министерства путей сообщения и Министерства транспортного строительства схемы внешнего энергоснабжения Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит на всем протяжении и техно-рабочие проекты на строительство линий электропередачи (по этапам их строительства), с учетом первоочередного энергоснабжения строительства Байкальского и Северо-Муйского тоннелей;
осуществить строительство линии электропередачи напряжением 110 кв (в габаритах 220 кв) от г.Усть-Кута до г.Нижнеангарска, с вводом в эксплуатацию участка Усть-Кут - Байкальский тоннель в 1976 году;
обеспечить по договору с Министерством транспортного строительства временное энергоснабжение от передвижных электростанций площадок строительства Байкальского и Северо-Муйского тоннелей;
осуществить строительство двухцепной линии электропередачи напряжением 220 кв Усть-Илимская ГЭС - Коршуниха - Усть-Кут, с вводом ее в эксплуатацию в 1976 году;
разработать в 1975 году по заданию Министерства путей сообщения схему внешнего энергоснабжения Транссибирской железнодорожной магистрали и представить в Совет Министров СССР предложение о сроках обеспечения электроэнергией железнодорожного участка Карымская - Сковородино для перевода его на электрическую тягу.
Госплану СССР предусматривать в проектах годовых планов начиная с 1975 года выделение Министерству энергетики и электрификации СССР капитальных вложений, необходимых для проектирования и строительства линий электропередачи для энергоснабжения Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит.
13. Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Министерству путей сообщения обеспечить подготовку и направление в 1975-1980 годах Министерству транспортного строительства на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали молодых специалистов с высшим образованием согласно приложению N 8.
14. Разрешить Министерству транспортного строительства проводить в 1975-1980 годах набор шоферов и механизаторов из числа военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, для работы на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит в количестве до 10 тыс. человек ежегодно на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 мая 1956 года N 648.
15. Обязать руководителей министерств, ведомств, строительно-монтажных организаций и предприятий освобождать от работы в порядке перевода работников, изъявивших желание перейти на постоянную работу в организации и на предприятия, осуществляющие строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
16. Установить для рабочих, инженерно-технических работников и служащих Министерства транспортного строительства, Министерства путей сообщения и других министерств и ведомств, занятых на изыскательских и проектных работах, на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, обслуживающих строительство и строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит, условия оплаты труда и льготы согласно приложению N 9.
17. Для руководства строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и для материально-технического обеспечения этого строительства Министерству транспортного строительства организовать в 1974 году Главное управление по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали - Главбамстрой (на хозрасчете), а Министерству путей сообщения - Управление по комплектованию оборудованием строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали - Транскомплект (на хозрасчете), соответствующее управление в Главном управлении капитального строительства Министерства и дирекцию строительства этой магистрали, установив должностные оклады работникам этой дирекции на уровне окладов соответствующих работников управления железной дороги, отнесенной к первой группе по оплате труда.
В связи с организацией указанных подразделений увеличить численность работников центрального аппарата Министерства транспортного строительства на 170 единиц и Министерства путей сообщения на 120 единиц.
18. Стройбанку СССР для обеспечения бесперебойного финансирования строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали создать контору Стройбанка СССР в районе строительства и отделения Стройбанка СССР в местах дислокации строительных организаций, для чего увеличить численность работников Стройбанка СССР на 80 единиц, в том числе численность работников центрального аппарата Стройбанка СССР на 8 единиц.
19. Госплану СССР, Госснабу СССР, министерствам и ведомствам СССР предусматривать выделение Министерству транспортного строительства для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (включая потребность субподрядных организаций других министерств и ведомств в общестроительных машинах и механизмах для указанного строительства) в 1975-1977 годах оборудования, машин и механизмов согласно приложению N 10 и в 1975 году материалов и кабельных изделий согласно приложению N 11.
Госснабу СССР выделить дополнительно в 1974 году Министерству транспортного строительства для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали автомобили, оборудование, машины, механизмы и кабельные изделия согласно приложению N 12 и Министерству энергетики и электрификации СССР для сооружения линии электропередачи Усть-Кут - Нижнеангарск автомобили и машины согласно приложению N 13.
20. Установить, что выделение Министерству транспортного строительства и Министерству путей сообщения материалов, оборудования, кабельных изделий, машин, механизмов, транспортных средств и других материальных ресурсов для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит производится в годовых планах отдельной строкой, исходя из физических объемов работ.
21. Госплану СССР совместно с Госснабом СССР на основе представленных Министерством транспортного строительства расчетов установить для организаций, осуществляющих строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, нормативы переходящих запасов материалов с учетом сезонного завоза их.
22. Увеличить на 1974 год Министерству транспортного строительства объем капитальных вложений на 30 млн. рублей для приобретения сборных зданий, оборудования и инвентаря, а также на расходы, связанные с организацией Главбамстроя и линейных подразделений на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит.
Финансирование указанных капитальных вложений произвести за счет резервного фонда Совета Министров СССР.
23. Одобрить инициативу ЦК ВЛКСМ, объявившего строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, о направлении на эту стройку по комсомольским путевкам квалифицированных рабочих с промышленных предприятий и строек страны с тем, чтобы начиная с 1975 года на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали ежегодно работало не менее 20 тыс. человек молодежи.
ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам КПСС оказывать помощь комсомольским организациям в работе по направлению молодежи на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
24-36. Секретно.
Учитывая большое народнохозяйственное значение строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена и железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обязывают Совет Министров РСФСР, Совет Министров Бурятской АССР и Бурятский обком КПСС, Совет Министров Якутской АССР и Якутский обком КПСС, Хабаровский крайком КПСС и Хабаровский крайисполком, Читинский, Иркутский и Амурский обкомы КПСС и Читинский, Иркутский и Амурский облисполкомы, все партийные, советские и хозяйственные органы оказывать всемерное содействие организациям Министерства транспортного строительства и Министерства путей сообщения в выполнении возложенных на них задач по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит, второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена и объектов, связанных с увеличением пропускной способности железных дорог Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
Л.Брежнев
Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин
ЗАДАНИЕ
на строительство и ввод в эксплуатацию участков Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали и железнодорожной линии
БАМ - Тында - Беркакит