Недействующий

Проект N 141501-3

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О создании и применении космических средств
в интересах обороны и безопасности Российской Федерации



Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области создания и применения космических средств в целях укрепления обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

ГЛАВА I. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия


В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

космические средства военного назначения - космическая техника и вооружение, специально создаваемые и используемые для решения в космосе и из космоса задач в целях обороны и безопасности Российской Федерации;

космические средства двойного назначения - космические системы, комплексы и техника, создаваемые как для решения задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, так и в социально-экономических и (или) научных целях;

создание космических средств военного и двойного назначения в целях обороны и безопасности Российской Федерации (далее - создание космических средств военного и двойного назначения) - разработка, производство, экспериментальная отработка и летные испытания опытных образцов космических средств военного и двойного назначения и принятие их в эксплуатацию, а также серийное производство космической техники;

применение космических средств военного и двойного назначения в целях обороны и безопасности Российской Федерации (далее - применение космических средств военного и двойного назначения) - использование космических средств военного и двойного назначения по предназначению, включая подготовку, запуск, управление функционированием;

использование космических средств социально-экономического и (или) научного назначения в целях обороны и безопасности Российской Федерации - использование, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, космических средств социально-экономического и (или) научного назначения для решения задач в интересах обороны и безопасности государства.

Статья 2. Цели и основные принципы создания и применения космических средств в
 интересах обороны и безопасности Российской Федерации

1. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права создание и применение космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации основывается на неотъемлемом праве Российской Федерации на индивидуальную и коллективную самооборону в случае применения вооруженной силы иностранным государством первым против территориальной целостности, политической независимости или суверенитета Российской Федерации или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, а также выполнения Российской Федерацией обязательств в области обеспечения обороны и безопасности перед иностранными государствами, с которыми заключены соответствующие международные договоры Российской Федерации.

2. Создание и применение космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации назначения осуществляется в целях:

обеспечения высших органов государственной власти и военного управления Российской Федерации космической информацией разведки, предупреждения о ракетном нападении, а также правительственной космической связью;

повышения эффективности действий Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации в мирное и военное время;

обеспечения применения ракетного высокоточного и других видов оружия Вооруженными Силами Российской Федерации при отражении агрессии против Российской Федерации или при выполнении международных обязательств по применению Вооруженных Сил Российской Федерации;

решения задач по предупреждению возможного применения вооруженной силы иностранным государством первым против территориальной целостности, политической независимости или суверенитета Российской Федерации или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, а также предупреждению других угроз национальным интересам Российской Федерации в космосе и из космоса;

контроля за выполнением международных договоров Российской Федерации по ограничению и сокращению вооружений;

защиты экономических интересов Российской Федерации в космосе и из космоса;

сохранения и укрепления позиций Российской Федерации как одной из ведущих космических держав в геополитическом, экономическом и технологическом аспектах.

3. К основным принципам создания космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации относятся:

особый порядок разработки и производства космических средств военного назначения, а также приема их на вооружение, определяемый нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

особый порядок разработки и производства космических средств двойного назначения, а также приема их эксплуатацию, определяемый нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

поддержание количественного состава и качественного состояния орбитальной группировки космических средств военного и двойного назначения на уровне, обеспечивающим выполнение возложенных на них задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, поддержание запаса космических аппаратов и средств их выведения в готовности к запуску с целью обеспечения боевой устойчивости орбитальной группировки космических средств военного и двойного назначения в мирное и военное время;

ориентация преимущественно на перспективные технологии, отечественную производственную и экспериментально-испытательную базу.

4. К основным принципам применения космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации относятся:

централизация планирования и единого управления применением космических средств военного и двойного назначения;

заблаговременное развертывание группировок космических аппаратов на орбитах и необходимой наземной космической инфраструктуры, постоянное поддержание их в установленном составе и состоянии;

преимущественно многоцелевое применение космических средств военного и двойного назначения в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации;

сохранение за Российской Федерацией права на адекватные ответные меры в случае угрозы ее государственным интересам в космосе;

обеспечение технической и технологической независимости создания и применения космических средств военного и двойного назначения от иностранных государств, а также достаточности сил, средств и ресурсов, необходимых для защиты государственных интересов;

максимальная интеграция космических средств военного и двойного назначения с системами вооружений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации;

исключение несанкционированного использования космических средств военного и двойного назначения.

5. К основным принципам использования космических средств социально-экономического и (или) научного назначения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации относятся:

эффективное использование всего космического потенциала Российской Федерации в интересах решения задач обороны и безопасности в военное время и в угрожаемый период;

недопущения использования противником в военное время и в угрожаемый период отечественных космических средств в целях нанесения ущерба обороне и безопасности Российской Федерации;

рациональное использование в мирное время на коммерческой и договорной основах потенциала космических средств социально-экономического и (или) научного назначения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.

ГЛАВА II. Особенности государственного регулирования создания и применения космических средств в интересах обороны и безопасности Российской Федерации

          

Статья 3. Особенности организации разработки, производства и принятия в эксплуатацию космических средств военного и двойного назначения

1. Принятие в эксплуатацию космических средств военного назначения осуществляется по результатам государственных летных испытаний постановлением Правительства Российской Федерации.

2. Порядок разработки, производства и принятия в эксплуатацию космических средств двойного назначения определяется Правительством Российской Федерации.

3. Придание вновь разрабатываемым или принимаемым на вооружение (эксплуатацию) космическим средствам статуса двойного назначения осуществляется Президентом Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти по обороне, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

4. Перечень разрабатываемых, находящихся в производстве и использовании (эксплуатации) космических систем, комплексов и средств двойного назначения для решения задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации по предложениям федерального органа исполнительной власти по обороне по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности.

5. Контроль качества при принятии в эксплуатацию космических средств двойного назначения осуществляется представителями федерального органа исполнительной власти по обороне в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Порядок и особенности подготовки, запуска и применения космических средств
 военного и двойного назначения

1. Планирование применения космических средств двойного назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности с учетом согласованного Правительством Российской Федерации распределения ресурса указанных средств. При этом приоритет имеют задачи, решаемые в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.

Прием информации с космических средств наблюдения двойного назначения, принятых на вооружение, осуществляется средствами федерального органа исполнительной власти по обороне. Привлечение других средств приема информации с указанных космических средств и передача ее потребителям осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по обороне.

Получение, передача и использование информации с космических средств наблюдения двойного назначения в научных и социально-экономических целях осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Подготовка и запуск космических средств двойного назначения в интересах федерального органа исполнительной власти по обороне при привлечении объектов, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по космической деятельности, а также подготовка и запуск космических средств двойного назначения в научных и социально-экономических целях при привлечении объектов, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по обороне, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Применение космических средств военного назначения планируется, организуется и осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне. Применение космических средств двойного назначения планируется, организуется и осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности с учетом специфики космических средств двойного назначения.

4. Космические средства военного и двойного назначения обладают приоритетом в создании, изготовлении, запуске, управлении и использовании орбитально-частотных и других ресурсов по сравнению с космическими средствами, используемыми в социально-экономических и (или) научных целях.

5. Применение космических средств военного и двойного назначения и соответствующей инфраструктуры в социально-экономических и научных целях, а также в интересах международного сотрудничества в случаях, не противоречащих оборонным целям Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне по планам и заявкам федерального органа исполнительной власти по космической деятельности, а также других, участвующих в космической деятельности федеральных органов исполнительной власти.

6. Российская Федерация осуществляет военное сотрудничество с иностранными государствами в области применения космических средств военного и двойного назначения на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

7. Предоставление ресурса космических средств двойного назначения (результатов их применения) иностранным потребителям осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы внешнеторговой деятельности, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, нераспространения ракетных технологий и экспортного контроля.

8. Ответственность за мобилизационную готовность космических средств двойного назначения несут федеральный орган исполнительной власти по обороне и федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности.

Статья 5. Порядок и особенности использования космических средств социально-экономического и (или) научного назначения в интересах обороны и безопасности Российской Федерации

1. В военное время и в угрожаемый период космические средства социально-экономического и (или) научного назначения, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, независимо от форм собственности, могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке, передаваться в ведение федерального органа исполнительной власти по обороне с целью использования их в интересах обороны и безопасности Российской Федерации или прекращать функционирование в целях недопущения их использования противником и (или) экономии материальных и трудовых ресурсов.

2. Решение о передаче космические средства социально-экономического и (или) научного назначения в ведение федерального органа исполнительной власти по обороне и (или) прекращении функционирования космических средств принимается Президентом Российской Федерации (Председателем Совета Обороны Российской Федерации) в порядке, определенном Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

3. Порядок обеспечения пригодности и готовности космических средств социально-экономического и (или) научного назначения к использованию в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, а также механизм такого использования и порядок предоставления компенсации владельцам космических средств, не являющихся государственной собственностью, определяется Правительством Российской Федерации.

4. В мирное время космические средства социально-экономического и (или) научного назначения могут использоваться в интересах обороны и безопасности Российской Федерации на коммерческой или договорной основе федеральным органом исполнительной власти по обороне в порядке установленном законодательством Российской Федерации. При этом заключение и исполнение договоров (контрактов) на использование космических средств осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для Государственного оборонного заказа.

Статья 6. Управление деятельностью по созданию и применению космических средств
 военного и двойного назначения

1. Порядок подготовки, проведения и обеспечения запусков космических аппаратов в целях обороны и безопасности Российской Федерации и управления ими в полете в мирное и военное время регламентируются федеральным органом исполнительной власти по обороне.

2. Управление космическими средствами военного назначения осуществляется силами и техническими средствами федерального органа исполнительной власти по обороне.

3. Управление космическими средствами двойного назначения осуществляется силами и техническими средствами федерального органа исполнительной власти по обороне с учетом исполнения заявок федерального органа исполнительной власти по космической деятельности и согласованным с ним программам полета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Особенности пользования земельными участками, выделяемыми для
объектов космической инфраструктуры и используемыми для космических средств
военного и двойного назначения

1. Земельные участки, выделяемые для объектов космической инфраструктуры и используемые для космических средств военного и двойного назначения, с прилегающими к ним зонами отчуждения, а также земельные участки, выделяемые для обеспечения безопасности при падении отделяющихся частей ракет-носителей, находятся в федеральной собственности и используются федеральным органом исполнительной власти по обороне и (или) федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Границы земельных участков полигонов посадки космических средств военного и двойного назначения определяются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Использование данных земельных участков осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. На территории полигонов, расположенных на территории иностранных государств, используемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации в интересах космических средств военного и двойного назначения, по решению Правительства Российской Федерации может устанавливаться особый режим безопасности функционирования объектов космической инфраструктуры, включая установление контролируемых и (или) закрытых запретных зон по границе территории полигонов, ограничения въезда (выезда) граждан и другие ограничения, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. При запуске ракет-носителей для вывода в космос космических средств военного и двойного назначения в целях обеспечения безопасности судоходства и охраны интересов Российской Федерации Российской Федерацией могут устанавливаться запретные для плавания районы и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещается или временно ограничивается плавание и постановка на якорь всех судов и военных кораблей, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»