Действующий

Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения Российской Федерации

Содержание, технологии и научно-методическое обеспечение
профессионального обучения безработных граждан
и незанятого населения


Направленность профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения должна предусматривать, прежде всего, наращивание их профессионального потенциала путем повышения квалификации по имеющимся профессиям, специальностям, переподготовки на более сложные профессии, специальности, обучения работников широкого профиля.

Профессиональное обучение безработных граждан, имея свою специфику, требует иных подходов к построению содержания, выбору технологий и организационных форм обучения.

Содержание профессионального обучения безработных граждан должно:

отражать требования конкретного производства, учитывать территориальные и местные особенности;

учитывать государственные образовательные стандарты, соотношение их федерального и регионального компонентов;

учитывать интересы и индивидуальные особенности, образовательный и производственный опыт обучаемых;

обеспечивать получение уровня квалификации, адекватного требованиям рынка труда.

Содержание, формы и технологии профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения должны быть адекватны качественным характеристикам различных типов (видов) безработицы.

Технологии обучения должны быть интенсивными и максимально индивидуализированными, учитывать накопленный профессиональный и жизненный опыт безработных. В настоящее время при огромном изобилии источников информации организационная форма обучения, в основе которой лежит классно-урочная система, становится недостаточной, особенно при обучении взрослого населения.

Предусматривается широкое внедрение в образовательный процесс модульного обучения, средств мультимедиа, дифференциации и индивидуализации профессионального обучения, обеспечивающих его высокое качество и эффективность.

Для обучения безработных граждан весьма перспективным направлением является дистанционная форма обучения, которая позволяет в определенной мере решать проблемы удаленности места жительства безработных граждан от образовательных учреждений, индивидуализации обучения в зависимости от базового образования, трудовых навыков и жизненного опыта безработных граждан, сочетания обучения с общественными работами.

Учет государственных образовательных стандартов, необходимость единых требований и критериев качества обучения безработных граждан и незанятого населения требуют введения обоснованного диагностического определения уровня и качества усвоения учебного материала во всех формах обучения.

Это предполагает более высокий уровень подготовленности преподавателей, мастеров (инструкторов) производственного обучения. При этом исключительно важное значение придается повышению педагогического мастерства лиц, обучающих безработных.

Научно-методическое и информационное обеспечение, проведение научно-исследовательских работ в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения осуществляет в качестве головной организации Российская государственная академия труда и занятости Министерства труда и социального развития Российской Федерации в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами, учебными заведениями, другими территориальными структурами Министерства образования Российской Федерации, отраслевых министерств и ведомств.

Российской государственной академии труда и занятости Минтруда России как организационно-методическому, информационному, научно-исследовательскому центру отводится ведущее место в решении проблем научно-методического обеспечения и сопровождения профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.