Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения призвано выполнять широкие экономические и социальные функции. В экономическом аспекте - это развитие трудовых ресурсов общества, повышение профессиональной мобильности, в социальном - повышение профессиональной устойчивости и конкурентоспособности на рынке труда, что должно рассматриваться как важнейшее средство защиты от безработицы.
При естественной безработице профессиональное обучение по своей структуре и содержанию в определенной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Оно должно формировать у работника готовность к смене работы, к возможным межотраслевым и межтерриториальным подвижкам, способствовать активному поиску работы. Так, при фрикционной безработице для адаптации к новому рабочему месту чаще всего требуется кратковременная, узкопрофессиональная коррекция имеющихся знаний, умений и навыков на основе гибкого, индивидуального подхода.
При искусственно низкой безработице профессиональное обучение является одним из факторов ее поддержания.
При технологической и структурной безработице, относящейся к открытой вынужденной безработице и часто требующей трансформации квалификации работников, профессиональное обучение должно носить опережающий характер. Наиболее перспективными в этом случае являются технологии и формы интенсивного обучения.
Региональная безработица требует от профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения гибкого приспособления к ее специфике. Это может быть достигнуто, в частности, за счет участия органов по вопросам занятости в формировании региональной составляющей государственных стандартов профессионального образования.
Аналогичные подходы целесообразно использовать при циклической, скрытой вынужденной, институциональной и других видах безработицы с учетом их специфики.
В современных условиях возрастает значение мотивации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. Стремление к получению новых знаний и профессиональных навыков существенно усиливается, если обучающийся четко понимает необходимость своего непрерывного образования для реализации личных жизненных планов и намерений, скорейшего трудоустройства, достижения устойчивой занятости и гибкой адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда.
Поэтому профессиональное обучение как процесс вооружения человека знаниями, навыками и умениями должно сопровождаться и дополняться профессиональной ориентацией как системой средств по развитию социальной и личностной мобильности, формированию у граждан способности к самоанализу, принятию обоснованных решений по выбору и перемене профессии.