Действующий

Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения Российской Федерации

Особенности рынка труда России


Современная ситуация на рынке труда характеризуется продолжающимся сокращением численности занятого населения, ростом скрытой безработицы, увеличением продолжительности безработицы. Численность не имеющих занятия, но активно ищущих работу и в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ) классифицируемых как безработные, составляет около 7,6 млн. человек. В каждой второй территории Российской Федерации уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский (1,5%), а в отдельных территориях наблюдается тенденция к массовой безработице. В последние годы в России резко возросла так называемая "профессиональная" миграция: ежегодно десятки миллионов человек по тем или иным причинам меняют место своей работы.

Основными факторами, определяющими особенности российского рынка труда, являются:

продолжающееся уменьшение общего количества экономически активного населения;

постоянный рост числа неучтенных "самозанятых" граждан;

перераспределение рабочей силы по формам собственности;

рост горизонтальной "профессиональной миграции" между отраслями народного хозяйства, сохранение высокой доли увольнений по собственному желанию среди всех выбывших с предприятий и организаций работников;

несоответствие предложений рабочей силы по профессионально-квалификационной структуре требованиям работодателей, в том числе несоответствие предложения и спроса на рынке труда по профессиям, специальностям, требующим высокого уровня квалификации работников;

неадекватность структуры и качества профессионального образования кадров потребностям рынка труда;

насыщение рынка труда незанятыми выпускниками общеобразовательной и профессиональной школы;

расширение вторичной занятости и занятости в неформальном секторе;

снижение численности населения, занятого экономической деятельностью;

превышение численности выбывающих с предприятий и организаций кадров над численностью принимаемых работников;

активизация процесса высвобождения работников.

Мощным фактором воздействия на рынок труда становятся выпускники общеобразовательных школ и подростки, прекратившие обучение по разным причинам.

Необходимо в самые кратчайшие сроки принять меры, чтобы молодежь выходила на рынок труда социально защищенной, имея профессии, специальности, полученные в профессиональных образовательных учреждениях. Одновременно с этим необходимо совершенствовать трудовое обучение школьников, создавая на базе учебно-производственных комбинатов (УПК) учебные производства, молодежные биржи труда.

Напряженность на рынке рабочей силы усиливается также несоответствием объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, все еще ориентированных в основном на отраслевой принцип подготовки кадров, что входит в противоречие с кадровыми потребностями территорий. В связи с этим около 30% выпускников учреждений профессионального образования не могут своевременно найти работу по полученным профессиям, специальностям, а многие из них вовсе ее не находят.

Важной проблемой остается подготовка в учреждениях профессионального образования квалифицированных работников широкого профиля, отвечающих требованиям рыночной экономики. Такие работники способны постоянно повышать свою квалификацию, совершенствовать профессиональное мастерство, производительно и творчески трудиться в условиях динамично развивающегося производства и изменяющейся ситуации на рынке труда.

Прогноз экономического развития России на ближайшие годы не показывает снижения уровня безработицы, хотя замедление темпов ее роста вполне реально. Стабилизация и некоторый экономический подъем в стране позволяют прогнозировать увеличение количества рабочих мест, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Продолжающаяся структурная перестройка экономики повлечет за собой процесс изменения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы.

В современной социально-экономической ситуации особенно актуальным становится проведение такой государственной политики, которая бы позволила обеспечить развитие человеческих (трудовых) ресурсов, кадрового потенциала государства, адекватных перспективным потребностям общественной практики.