Действующий

Рекомендация о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования

IX. Условия работы

Начало профессиональной деятельности

40. Наниматели кадров учреждений высшего образования должны создавать наиболее благоприятные условия работы для успешного осуществления учебного процесса, научной и/или исследовательской деятельности и/или консультативно-лекторской работы без какой-либо дискриминации.

41. Временные меры, направленные на скорейшее обеспечение de facto* равенства находящихся в неравном положении членов академического сообщества, не следует считать дискриминационными при условии, что такие меры будут отменены после обеспечения равенства возможностей и равного отношения и создания систем, обеспечивающих равенство возможностей и равное отношение на постоянной основе.

________________

* de facto (лат.) - фактически, на деле.

42. В системе высшего образования при первом приеме на работу преподавателей и научных работников испытательный срок рассматривается как возможность стимулирования и полезного приобщения начинающих сотрудников к профессии, установления и соблюдения соответствующих профессиональных норм, а также самостоятельного повышения каждым уровня своего преподавательского и научного мастерства. Средняя продолжительность испытательного срока должна быть известна заранее, а условия, определяющие его успешное завершение, должны зависеть лишь от профессиональной компетентности. В случае получения неудовлетворительной оценки по завершении испытательного срока кандидаты должны иметь право на то, чтобы им сообщались причины этого, причем такую информацию они должны получать заблаговременно до истечения испытательного срока, с тем чтобыиметь надлежащую возможность улучшить свою работу. Они также должны иметь право на апелляцию.

43. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь:

1) справедливую и открытую систему служебного роста, включая справедливые процедуры назначений, бессрочные контракты (там, где таковые предусмотрены), повышения по службе и решение других сопутствующих вопросов;

2) эффективную, беспристрастную и справедливую систему трудовых отношений в рамках учебного заведения, согласующуюся с международными правовыми актами, приводимыми в приложении.

44. Необходимы меры, обеспечивающие солидарность с другими учреждениями высшего образования и их преподавательскими кадрами в тех случаях, когда они подвергаются преследованиям. Такая солидарность может носить материальный, а также моральный характер и, по возможности, предусматривать предоставление убежища, работы или образования для жертв преследований.



Гарантии занятости

45. Бессрочные контракты или их функциональные эквиваленты (там, где таковые предусмотрены) являются одной из основных процессуальных гарантий академической свободы и защитой от произвольных решений. Они стимулируют также индивидуальную ответственность и способствуют сохранению на работе талантливых преподавательских кадров учреждений высшего образования.

46. Следует обеспечивать гарантии работы в рамках данной профессии, включая бессрочные контракты или их функциональные эквиваленты (там, где таковые предусмотрены), поскольку это отвечает интересам как высшего образования; так и преподавательских кадров учреждений высшего образования. Это обеспечивает преподавательским кадрам учреждений высшего образования, получившим по результатам строгой аттестации бессрочную работу, гарантию того, что их увольнение возможно только по профессиональным мотивам и при соблюдении надлежащих процедур. Они могут быть также уволены bona fide* по финансовым причинам при условии, что все финансовые документы открыты для государственной проверки, что учреждение приняло все разумные альтернативные меры, чтобы избежать прекращения трудовых отношений, а также, что имеются правовые гарантии, исключающие всякое предвзятое отношение при любом прекращении трудовых отношений. Бессрочные контракты или их функциональные эквиваленты (там, где таковые предусмотрены) должны быть в максимально возможной степени гарантированы даже в случае реорганизации или иных структурных изменений в учреждениях высшего образования или системе высшего образования; при этом такие гарантии должны предоставляться после прохождения разумного испытательного срока тем, кто отвечает установленным объективным критериям в области преподавания и/или научной, и/или исследовательской деятельности согласно требованиям соответствующего академического органа и/или в области консультативно-лекторской работы согласно требованиям учреждения высшего образования.

________________

* bona fide (лат.) - букв. "по доброй вере"; доверчиво, чистосердечно, вполне искренно, без всякого умысла.



Оценка

47. Учреждения высшего образования должны следить за тем, чтобы:

1) аттестация и оценка работы преподавательских кадров учреждений высшего образования были неотъемлемой частью преподавательского, учебного и научно-исследовательского процесса, а основная функция аттестации и оценки состояла в развитии каждого человека в соответствии с его интересами и способностями;

2) аттестация проводилась только на основе академических критериев компетентности в выполнении научно-исследовательских, преподавательских и других академических или профессиональных обязанностей, как они понимаются коллегами по профессии;

3) в процессе аттестации должным образом учитывались трудности, неизбежно связанные с определением индивидуальных способностей, которые редко проявляются в постоянной и неизменной форме;

4) в тех случаях, когда проведение аттестации связано с любого рода непосредственной оценкой работы преподавательских кадров учреждений высшего образования студентами, и/или коллегами-преподавателями, и/или администраторами, такая оценка была объективной, а ее критерии и результаты доводились до сведения заинтересованного лица (заинтересованных лиц);

5) результаты аттестации преподавательских кадров учреждений высшего образования также учитывались при укомплектовании штатов учреждения и при рассмотрении вопросов возобновления найма;

6) преподавательские кадры учреждений высшего образования имели право обжаловать в беспристрастном органе результаты оценки, которые они считают несправедливыми.



Дисциплинарные меры и увольнение

48. Никто из представителей академического сообщества не должен подвергаться дисциплинарному взысканию, в том числе увольнению, за исключением случаев, когда это делается на законном и достаточном основании, установленном в ходе независимого третейского разбирательства коллегами по профессии и/или такими беспристрастными органами, как арбитражи или суды.

49. Все преподаватели учреждений высшего образования должны иметь равные гарантии на каждой стадии любой дисциплинарной процедуры, включая процедуру увольнения, в соответствии с международными правовыми актами, перечисленными в приложении.

50. Увольнение в качестве дисциплинарного взыскания допускается только по обоснованным и достаточным причинам, касающимся профессиональных норм поведения, например, систематическое невыполнение должностных обязанностей, явная профессиональная непригодность, подделка или фальсификация результатов научных исследований, серьезные финансовые нарушения, сексуальные домогательства или другое неправомерное поведение в отношении учащихся, коллег или других представителей академического сообщества, или высказывание серьезных угроз в их адрес, или извлечение противоправной выгоды из учебного процесса, например путем фальсификации свидетельств, дипломов и степеней за денежное вознаграждение, сексуальные либо другие услуги или путем вымогательства в целях получения сексуальных услуг либо финансовых или других материальных выгод от подчиненных или коллег за сохранение работы.

51. Заинтересованное лицо должно иметь право обжаловать решение об увольнении в независимых внешних органах, таких как арбитраж или суд, решение которых является окончательным и имеет обязательную силу.



Переговоры о сроках и условиях найма

52. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь право на свободу ассоциаций и это право следует активно развивать. Следует содействовать заключению коллективных договоров или эквивалентным процедурам в соответствии с нормативными актами Международной организации труда (МОТ), перечисленными в приложении.