РЕКОМЕНДАЦИЯ
О СТАТУСЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


от 11 ноября 1997 года

     

ПРЕАМБУЛА

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), собравшаяся в Париже с 21 октября по 12 ноября 1997 года на свою 29-ю сессию, сознавая ответственность государств за обеспечение образования для всех, вытекающую из статьи 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 год), напоминая, в частности, об ответственности государств за обеспечение высшего образования, во исполнение пункта 2 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), сознавая, что высшее образование и исследовательская деятельность играют ведущую роль в поиске, углублении и передаче знаний и представляют собой исключительно ценное культурное и научное достояние, сознавая также, что правительства и крупные социальные группы, такие как студенты, предприниматели и трудящиеся, жизненно заинтересованы в развитии систем высшего образования, признавая решающую роль преподавательских кадров учреждений высшего образования в совершенствовании высшего образования и важное значение их вклада в развитие человечества и современного общества, будучи убеждена, что преподавательским кадрам учреждений высшего образования, так же как и всем другим гражданам, следует прилагать все силы к тому, чтобы содействовать соблюдению в обществе культурных, экономических, социальных, гражданских и политических прав всех народов, сознавая необходимость обновления высшего образования в условиях социальных и экономических изменений и участия в этом процессе преподавательских кадров учреждений высшего образования, выражая озабоченность уязвимостью академического сообщества в условиях политического и экономического давления, которое может подорвать академическую свободу, принимая во внимание, что право на образование, преподавание и исследовательскую деятельность может быть реализовано в полном объеме лишь в условиях академической свободы и автономии учреждений высшего образования, и что именно открытое распространение результатов, гипотез и мнений лежит в основе высшего образования и обеспечивает самую надежную гарантию точности и объективности научной работы и исследовательской деятельности, стремясь обеспечить преподавательским кадрам учреждений высшего образования статус, соответствующий их роли, признавая многообразие культур в мире, принимая во внимание большое разнообразие законов, регламентирующих норм, практики и традиций, которые в различных странах определяют структуру и организацию высшего образования, учитывая разнообразие правового положения преподавательских кадров учреждений высшего образования в различных странах, в частности в зависимости от того, распространяется на них или нет действие положений, относящихся к государственной службе, будучи убеждена, тем не менее, что во всех странах возникают сходные вопросы, касающиеся статуса преподавательских кадров учреждений высшего образования, и что эти вопросы требуют разработки общих подходов и, по возможности, применения общих норм, которые должны быть определены в настоящей Рекомендации, учитывая такие нормативные акты, как Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), в которой признается, что ЮНЕСКО должна не только выступать против всякой дискриминации в области образования, но и способствовать всеобщему равенству возможностей и равному ко всем отношению в этой области на всех уровнях, включая условия получения образования, а также Рекомендация о положении учителей (1966 год), Рекомендация ЮНЕСКО о статусе научно-исследовательских работников (1974 год) и нормативные акты Международной организации труда относительно свободы ассоциаций, права на создание организаций и права на заключение коллективных договоров, а также на равенство возможностей и равное отношение, стремясь дополнить существующие конвенции, пакты и рекомендации, содержащиеся в перечне международных нормативных актов, приводимых в Приложении*, положениями, касающимися проблем, которые в первую очередь относятся к учреждениям высшего образования, а также к их преподавательским и научно-исследовательским кадрам, принимает 11 ноября 1997 года настоящую Рекомендацию.

________________

* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

     

I. Определения

1. Для целей настоящей Рекомендации:

а) под "высшим образованием" понимаются программы обучения, подготовки или подготовки для исследовательской деятельности на ступенях послесреднего образования, обеспечиваемые университетами или другими учебными заведениями, утвержденными в качестве учреждений высшего образования компетентными государственными органами и/или посредством признанных аккредитационных систем;

б) под "исследовательской деятельностью" в контексте высшего образования понимаются оригинальные исследования в области технологии, естественных, инженерных, социальных и гуманитарных наук, медицины, культуры или образования, предполагающие тщательно организованные изыскания на основе критического подхода с использованием различных приемов и методов, в соответствии с характером и условиями поставленных проблем, которые направлены на уточнение и/или решение этих проблем и опираются на соответствующую инфраструктуру, если осуществляются в определенных институциональных рамках;

в) под "научной работой" понимаются процессы, посредством которых преподавательские кадры учреждений высшего образования постоянно обновляют знания по своему предмету или готовят научные публикации, распространяют свои труды, развивают и совершенствуют свои педагогические навыки и в качестве преподавателей своих дисциплин повышают свою научную квалификацию;

г) под "консультативно-лекторской работой" понимается предоставление услуг, благодаря которым ресурсы того или иного учебного заведения могут использоваться за его пределами для обслуживания самого различного контингента в государстве или в регионе, которые считаются районом, охватываемым данным учебным заведением, при условии, что подобная работа не противоречит целям этого заведения. В области преподавания она может включать широкое поле деятельности, включающей, в частности, внеучрежденческое, постоянное и дистанционное образование, обеспечиваемое посредством организации вечерних занятий, краткосрочных курсов и семинаров, а также институтов. В сфере исследовательской деятельности она может заключаться в проведении экспертизы для государственного, частного и некоммерческого секторов, предоставлении различных видов консультаций, участии в проведении прикладных исследований и во внедрении результатов исследований;

д) под "учреждениями высшего образования" понимаются университеты, другие образовательные учреждения, центры и структуры высшего образования, а также исследовательские и культурные центры, связанные с любым из вышеупомянутых заведений, государственным или частным, которые утверждены в качестве таковых либо посредством признанных аккредитационных систем, либо компетентными государственными органами;

е) под "преподавательскими кадрами учреждений высшего образования" понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и/или научной работой и/или исследованиями, и/или те, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или обществу в целом.

     

II. Область применения

2. Настоящая Рекомендация применяется ко всем преподавательским кадрам учреждений высшего образования.

     

III. Руководящие принципы

3. Для достижения глобальных задач, стоящих перед каждым государством-членом и Организацией Объединенных Наций в области обеспечения международного мира, взаимопонимания, сотрудничества и устойчивого развития, требуются, в частности, образование в духе мира и культуры мира, как это определено ЮНЕСКО, а также высококвалифицированные и всесторонне развитые выпускники учреждений высшего образования, способные служить обществу ответственных граждан и вести плодотворную научную и продвинутую исследовательскую деятельность, то есть контингент одаренных и квалифицированных преподавательских кадров учреждений высшего образования.

4. Учреждения высшего образования, и в особенности университеты, являются сообществами ученых, которые сохраняют, распространяют и свободно выражают свое мнение по вопросам традиционных знаний и культуры и приобретают новые знания, не будучи стесненными установленными доктринами. Приобретение новых знаний и их применение являются главным предназначением таких учреждений высшего образования. В тех учреждениях высшего образования, в которых не ставится задача проведения оригинальных научных исследований, преподавательские кадры должны поддерживать и повышать уровень своих знаний в области своих дисциплин путем участия в научной деятельности и повышения своей педагогической квалификации.

5. Развитие высшего образования, научной и исследовательской деятельности во многом зависит от их инфраструктуры и ресурсов, как людских, так и материальных, а также от квалификации и опыта преподавательских кадров учреждений высшего образования, равно как и от их человеческих, педагогических и технических качеств, опирающихся на академическую свободу, профессиональную ответственность, коллегиальность и институциональную автономию.

6. Преподавание в сфере высшего образования является высококвалифицированной профессией, формой службы обществу, которая требует от преподавательских кадров учреждений высшего образования глубоких знаний и специальных навыков, приобретенных и поддерживаемых упорной учебой и исследовательской деятельностью на протяжении всей жизни; оно требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благополучие учащихся и общества в целом и соответствия высоким профессиональным требованиям, предъявляемым к научной и исследовательской деятельности.

7. Условия труда преподавательских кадров учреждений высшего образования должны в максимальной степени содействовать эффективному преподаванию, научной и исследовательской деятельности и консультативно-лекторской работе и обеспечивать преподавательским кадрам учреждений высшего образования возможность выполнять стоящие перед ними профессиональные задачи.

8. Организации, представляющие преподавательские кадры учреждений высшего образования, необходимо рассматривать и признавать в качестве силы, способной внести значительный вклад в развитие образования; в связи с этим их следует привлекать совместно с другими партнерами и заинтересованными сторонами к разработке политики в области высшего образования.

9. Следует уважать разнообразие систем высшего образования, существующих в каждом государстве-члене, которые, сложились в соответствии с национальными законами и практикой, а также с международными стандартами.

     

IV. Цели и политика в области образования

10. На всех соответствующих стадиях национального планирования в целом и планирования в сфере высшего образования в частности государствам-членам следует принимать все меры для того, чтобы:

а) высшее образование было направлено на развитие человека и прогресс общества;

б) высшее образование способствовало достижению целей непрерывного образования и развитию других форм и ступеней образования;

в) при государственном финансировании учреждений высшего образования оно рассматривалось как форма государственных инвестиций, подлежащих строгому контролю со стороны государства;

г) финансирование высшего образования рассматривалось как форма государственных инвестиций, отдача от которых неизбежно носит долгосрочный характер в зависимости от правительственных и государственных приоритетов;

д) общественность была постоянно информирована об обоснованности государственного финансирования.

11. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь доступ к библиотекам, которые имеют в наличии современную литературу, отражающую разные стороны той или иной проблемы и не являющуюся предметом цензуры или других форм вмешательства в интеллектуальную деятельность. Они также должны иметь не ограниченный цензурой доступ к международным компьютерным сетям, спутниковым программам и базам данных, необходимым для их преподавательской деятельности, научной или исследовательской деятельности.

12. Следует способствовать публикации и распространению результатов научных исследований, полученных преподавательскими кадрами учреждений высшего образования, для приобретения ими той репутации, которой они заслуживают, а также для содействия развитию науки, техники, образования и культуры в целом. С этой целью следует предоставлять преподавательским кадрам учреждений высшего образования право беспрепятственной публикации результатов своих научных исследований и работ в книгах, журналах и базах данных по их собственному усмотрению и под своей фамилией при условии их авторства или соавторства вышеупомянутых работ. Следует также обеспечивать соответствующую правовую защиту интеллектуальной собственности преподавательских кадров учреждений высшего образования, в частности защиту, предусмотренную национальным и международным законодательством в области авторского права.

13. Следует активно содействовать взаимообогащающему обмену идеями и информацией между преподавательскими кадрами учреждений высшего образования во всем мире, что имеет важнейшее значение для эффективного развития высшего образования и исследовательской деятельности. С этой целью преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь возможность на протяжении всей своей трудовой деятельности участвовать в международных форумах, связанных с высшим образованием или исследовательской деятельностью и совершать поездки за рубеж без ограничений политического характера, а также иметь с этой целью доступ к сети Интернет или к участию в телеконференциях.

14. Следует развивать и поощрять программы, обеспечивающие максимально широкий обмен преподавательскими кадрами учреждений высшего образования между учреждениями как в национальном, так и в международном масштабе, включая организацию симпозиумов семинаров и совместных проектов, а также обмен информацией в области образования и науки. Следует содействовать расширению связей и непосредственных контактов между университетами, исследовательскими учреждениями и ассоциациями, а также между учеными и научными работниками. Необходимо также облегчать преподавательским кадрам учреждений высшего образования других стран беспрепятственный доступ к открытым информационным материалам в государственных архивах, библиотеках, исследовательских учреждениях и аналогичных организациях.

15. Государствам-членам и учреждениям высшего образования следует, тем не менее учитывать массовую эмиграцию преподавательских кадров учреждений высшего образования из развивающихся стран, особенно из наименее развитых стран. В связи с этим им следует содействовать программам помощи развивающимся странам в целях обеспечения соответствующих возможностей для академической деятельности, включая создание удовлетворительных условий труда для преподавательских кадров учреждений высшего образования в этих странах, с тем чтобы эту эмиграцию можно было сдержать, а затем и повернуть вспять.

16. В соответствии с духом Рекомендации ЮНЕСКО о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании 1993 года следует проводить беспристрастную, справедливую и разумную национальную политику и практику в отношении признания степеней и дипломов других государств, дающих право заниматься профессиональной деятельностью в сфере высшего образования.

     

V. Права, обязанности и ответственность учреждений
высшего образования

Автономия учреждений высшего образования

17. Для того, чтобы надлежащим образом пользоваться академической свободой и выполнять перечисленные ниже обязанности, учреждения высшего образования должны иметь автономию. Под автономией понимается такая степень самоуправления, которая необходима учреждениям высшего образования для эффективного принятия решений в отношении своей учебной работы, норм, управления и соответствующей деятельности и которая совместима с государственными системами подотчетности, особенно в том, что касается государственного финансирования, а также с уважением академической свободы и прав человека. В то же время характер автономии учреждений высшего образования может различаться в зависимости от типа заведения.

18. Автономия является институциональной формой академической свободы и необходимым предварительным условием для гарантирования надлежащего выполнения обязанностей, возлагаемых на преподавательские кадры и учреждения системы высшего образования.

19. Государства-члены обязуются защищать учреждения высшего образования от любых посягательств на их автономию, откуда бы они ни исходили.

20. Автономия не должна использоваться учреждениями высшего образования в качестве предлога для ограничения прав преподавательских кадров учреждений высшего образования, предусмотренных в настоящей Рекомендации или других международных нормативных актах, перечисленных в приложении.

21. Самоуправление, коллегиальность и надлежащее академическое руководство учреждениями высшего образования являются важнейшими составными частями их подлинной автономии.



Подотчетность учреждений высшего образования

22. Учитывая значительные финансовые инвестиции, государства-члены и учреждения высшего образования должны обеспечивать надлежащую сбалансированность между уровнем автономии учреждений высшего образования и их системами подотчетности. В целях обеспечения подотчетности учреждения высшего образования должны стремиться к тому, чтобы управление ими носило открытый характер. Они должны быть подотчетны в следующих вопросах:

1) эффективное информирование общественности о характере своей образовательной миссии;

2) обеспечение качества и высоких стандартов при осуществлении своих образовательных, научных и исследовательских функций и выполнение обязанности защищать и гарантировать беспристрастность своей преподавательской, научной и исследовательской деятельности от вмешательства, несовместимого со стоящими перед ними академическими задачами;

3) эффективная поддержка академической свободы и основных прав человека;

4) обеспечение, в пределах имеющихся средств, высокого качества образования для как можно большего числа лиц, отвечающих академическим требованиям;

5) обеспечение возможностей для образования на протяжении всей жизни с учетом задач учебного заведения и предоставляемых средств;

6) обеспечение беспристрастного, справедливого и недискриминационного общения со студентами;

7) проведение политики и принятие мер, направленных на обеспечение справедливого обращения с женщинами и меньшинствами и устранение сексуальных домогательств и расовых преследований;

8) обеспечение того, чтобы учебной работе или исследовательской деятельности преподавателей учреждений высшего образования не препятствовали насилие, запугивание или преследования;

9) честный и открытый учет;

10) эффективное использование средств;

11) составление в рамках коллегиального процесса и/или путем переговоров с организациями, представляющими преподавателей учреждений высшего образования, в соответствии с принципами академической свободы и свободы слова, деклараций или кодексов по вопросам этики, которыми они будут руководствоваться в своей преподавательской, научной и исследовательской деятельности и консультативно-лекторской работе;

12) содействие осуществлению экономических, социальных, культурных и политических прав человека и предотвращение использования знаний, науки и техники в ущерб этим правам или для целей, противоречащих общепринятым нормам этики, правам человека и делу мира;

13) обеспечение деятельности по решению современных проблем, стоящих перед обществом; с этой целью их учебные программы, а также проводимые ими мероприятия должны, по возможности, отвечать нынешним и будущим потребностям местной общины и общества в целом и играть важную роль в расширении возможностей выпускников в сфере трудоустройства;

14) поощрение, по мере необходимости и возможности, международного академического сотрудничества, не ограниченного национальными, региональными, политическими, этническими и другими рамками, содействие предотвращению научной и технической эксплуатации одного государства другим и развитию на равноправной основе партнерских связей между всеми академическими сообществами мира в приобретении и использовании знаний и сохранении культурного наследия;

15) обеспечение обновления фондов библиотек и бесцензурного доступа к современным учебно-методическим, научно-исследовательским и информационным ресурсам, необходимым преподавателям учреждений высшего образования или учащимся в их преподавательской, научной или исследовательской деятельности;

16) оснащение средствами и оборудованием, необходимыми для выполнения задач, стоящих перед учебным заведением, и их надлежащая эксплуатация;

17) обеспечение того, чтобы участие в закрытых исследованиях не противоречило ни учебным целям и задачам учебных заведений, ни общим целям укрепления мира, соблюдения прав человека, устойчивого развития и охраны окружающей среды.

23. Системы подотчетности учебных заведений должны быть основаны на научной методологии и быть четкими, реалистичными, рентабельными и простыми. Их функционирование должно на практике носить беспристрастный, справедливый и добросовестный характер. Как методология, так и результаты отчетности должны быть открыты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»