49. Учитывая тесную связь между гарантированием права на образование и права на труд и необходимостью содействовать участию лиц, работающих по найму, и других в программах образования взрослых как путем уменьшения трудностей, с которыми они сталкиваются, так и путем предоставления им возможности применять на работе знания, квалификацию или навыки, приобретение которых является целью программ образования взрослых, а также возможности найти в труде и в жизни общества источник для развития личности и стимул для творческой деятельности, необходимо принять следующие меры:
а) обеспечивать, чтобы при разработке содержания учебных программ образования взрослых учитывался их трудовой опыт;
б) улучшать организацию и условия труда, в частности, облегчать тяжелый труд, сокращать и упорядочивать часы работы;
в) содействовать предоставлению учебных отпусков в рабочее время с сохранением содержания или выплатой компенсации и возмещением расходов на получение образования и использовать любые другие соответствующие меры помощи для содействия образованию или повышению квалификации в течение трудовой жизни;
г) сохранять занятость лиц, получающих такого рода помощь;
д) предоставлять аналогичные возможности женщинам и другим лицам, занятым домашним хозяйством, и лицам, не работающим по найму, в особенности со скромным достатком.
50. Государствам-членам следует поощрять и облегчать включение в коллективные рабочие договоры положений, касающихся образования взрослых, в частности положений, предусматривающих:
а) характер материальных возможностей и финансовых преимуществ, предоставляемых трудящимся, в частности трудящимся, работающим в отраслях, находящихся в процессе быстрого технического развития, или трудящимся, которым угрожает увольнение, в целях их участия в программах образования взрослых;
б) порядок определения категории должности и уровня зарплаты, при котором учитывалась бы техническая или профессиональная квалификация, полученная в рамках образования взрослых.
51. Кроме того, государствам-членам следует предложить работодателям:
а) предусматривать свои потребности в квалифицированной рабочей силе по уровню и типу квалификации, оповещать о них, а также о порядке предстоящего в связи с этим найма;
б) организовывать или разрабатывать такой порядок найма, при котором поощрялись бы усилия, направленные на профессиональный рост.
52. В связи с программами подготовки взрослых, организуемыми работодателями для своих сотрудников, государствам-членам следует обеспечить, чтобы:
а) в разработке этих программ участвовали трудящиеся;
б) лица, привлекаемые для участия в этих программах, подбирались при консультации с представительными органами трудящихся;
в) участники получали по завершении курса обучения справку или квалификационное свидетельство, подтверждающие прохождение подготовки или получение квалификации.
53. Следовало бы принять меры в целях содействия участию взрослых, являющихся рабочими, крестьянами или ремесленниками, в осуществлении программ образования взрослых, предназначенных для среды, к которой они принадлежат; в этих целях следовало бы им предоставлять соответствующие возможности с тем, чтобы позволить работающим принимать решения, которые непосредственно их касаются.