54. На всех уровнях - международном, региональном, национальном, местном - следовало бы предусмотреть:
а) структуры или процедуры для консультаций и координации деятельности государственных органов, ведущих работу в области образования взрослых;
б) структуры или процедуры для консультаций, координации и согласования между этими государственными органами, представителями обучающихся взрослых и всеми органами, осуществляющими программу образования взрослых или проводящими работу, направленную на содействие развитию этих программ.
Этим структурам следовало бы, в частности, предоставить возможности и средства для выявления целей, изучения встречающихся препятствий, разработки и, в случае необходимости, осуществления мер, необходимых для проведения политики образования взрослых, и оценки достигнутых результатов.
55. На национальном уровне, а в случае необходимости и на местных уровнях, следовало бы разработать структуры согласования и сотрудничества между государственными органами и организациями, занимающимися образованием взрослых, с одной стороны, и государственными или частными службами радиовещания и телевидения, с другой стороны.
В число главных функций этих структур следовало бы включить изучение, предложение и, в случае необходимости, осуществление мер, имеющих целью:
а) обеспечить широкое участие средств массовой информации в организации досуга и в образовании населения;
б) гарантировать свободу выражения всех мнений и тенденций в области образования взрослых по каналам средств массовой информации;
в) повысить культурную и научную ценность и образовательные качества всех программ;
г) установить двусторонний обмен между руководителями и специалистами учебных радио- и телевизионных программ и лицами, для которых они предназначены.
56. Государствам-членам следует обеспечить, чтобы государственные органы, выполняя свои конкретные обязанности по развитию образования взрослых:
а) поощряли с помощью установления соответствующих юридических и финансовых положений создание и развитие на добровольной и самодеятельной основе ассоциаций и групп по образованию взрослых;
б) предоставляли компетентным неправительственным организациям, содействующим программам образования взрослых или мероприятиям по развитию этих программ, технические и финансовые средства, дающие им возможность выполнять свою задачу;
в) следили за тем, чтобы эти неправительственные организации пользовались свободой мнений и технической и педагогической автономией, что необходимо для претворения в жизнь принципов, изложенных выше в пункте 2;
г) принимали соответствующие меры для обеспечения того, чтобы программы или мероприятия, осуществляемые организациями, получающими помощь из государственных средств, были качественными и эффективными с технической и образовательной точек зрения.
57. Следует, чтобы доля государственных фондов, выделяемых на образование взрослых, соответствовала его значению для социального, культурного и экономического развития, которое признается государствами-членами в рамках этой Рекомендации. Общая сумма ассигнований на образование взрослых должна покрывать по меньшей мере:
а) предоставление соответствующего оборудования или приспособление уже существующего оборудования;
б) производство различных учебных материалов;
в) оплату труда преподавательского состава и его переподготовку;
г) расходы на исследовательские работы и информацию;
д) компенсацию потерь в заработной плате;
е) расходы на обучение и, там где это необходимо и возможно, на размещение и оплату проезда стипендиатов.
58. Следует принять меры для обеспечения на регулярной основе необходимых фондов для программ образования взрослых и мероприятий, предназначенных для содействия развитию этих программ; следовало бы признать, что государственные власти, включая местные органы, кредитные учреждения, учреждения социального обеспечения и национальные страховые агентства там, где они существуют, а также работодатели должны делать взносы в эти фонды, соразмерные их ответственности и средствам.
59. Следует принять необходимые меры для оптимального использования ресурсов, выделяемых системе образования взрослых. Для этого следует мобилизовать все доступные материальные и людские ресурсы.
60. Нехватка средств у человека, желающего участвовать в программах образования взрослых, не должна препятствовать этому. Государствам-членам следует обеспечить предоставление финансовой помощи для целей образования тем, кто в ней нуждается, для участия в программах образования взрослых. Участие в этих программах лиц, находящихся в неблагоприятном положении, должно быть, как правило, бесплатным.