Действующий

Рекомендация о развитии образования взрослых

IV. Методы, средства, научные исследования и оценка

24. Методы образования взрослых должны учитывать:

а) стимулы и трудности участия в процессе обучения, специфические для взрослых;

б) опыт, приобретенный взрослыми при выполнении ими своих семейных, социальных и профессиональных обязанностей;

в) обязанности семейного, социального или профессионального порядка, лежащие на взрослом, и возможные в этой связи утомляемость и отсутствие энергии;

г) способность взрослого взять на себя ответственность за свое собственное обучение;

д) культурный и педагогический уровень имеющихся преподавательских кадров;

е) психологические особенности процесса обучения;

ж) наличие и особенности познавательных интересов;

з) бюджет свободного времени.

25. Мероприятия в области образования взрослых следует планировать и осуществлять с учетом установленных проблем, потребностей, пожеланий и ресурсов, а также поставленных целей. Их результаты следует оценивать и подкреплять такими последующими мерами, которые могут оказаться наиболее целесообразными в данных условиях.

26. Следует обратить особое внимание на мероприятия в области образования взрослых, касающиеся какой-либо социальной или географической единицы в целом, путем мобилизации всех ее ресурсов с целью коллективного развития и социального прогресса в рамках сообщества.

27. В целях обеспечения самого широкого участия в некоторых ситуациях было бы целесообразно использовать в дополнение к имеющимся на местах средствам такие методы, как:

а) заочное обучение радио- и телепередачи следует предлагать лицам, которым эти программы адресованы, объединяться для коллективного прослушивания или коллективных занятий (такое объединение должно пользоваться соответствующей педагогической поддержкой);

б) программы, осуществляемые мобильными группами;

в) программы самообучения;

г) учебные кружки;

д) использование добровольного труда преподавателей и студентов и других членов общества.

Следует систематически развивать различного рода помощь взрослым учащимся со стороны государственных культурных учреждений (библиотек, музеев, фонотек, видеотек), а также новые типы учреждений, специализирующихся на образовании взрослых.

28. Участие в программах по образованию взрослых должно носить добровольный характер. Государству и другим организациям следует поощрять у отдельных лиц и групп желание постоянно продолжать свое образование.

29. Отношения между обучающимися взрослыми и их преподавателями должны основываться на взаимном уважении и сотрудничестве.

30. Образование взрослых должно зависеть только от возможности проходить соответствующий курс обучения и не должно обусловливаться каким бы то ни было возрастным (верхним) пределом или требованием наличия диплома или квалификационного свидетельства; тесты, на основании которых, в случае необходимости, проводится отбор, следует проводить с учетом уровня подготовки различных категорий кандидатов.

31. Следует предоставлять возможность для получения и накопления знаний, опыта и квалификации посредством периодического участия. Права и квалификация, полученные таким образом, должны быть эквивалентны правам и квалификации, предоставляемым системами формального образования, или обладать такими качествами, которые дают возможность для непрерывного обучения в рамках этого образования.

32. Методы образования взрослых не должны поощрять дух соперничества, а развивать у обучающихся взрослых чувство солидарности, а также привычку участия, взаимной помощи, сотрудничества и коллективной работы.

33. Программы образования взрослых, связанные с технической или профессиональной квалификацией, следовало бы, насколько это возможно, осуществлять в рабочее время, а в случае сезонных работ - в период затишья. Такой же порядок следует, как правило, применять к другим программам образования, в частности к распространению грамотности и профессиональному образованию.

34. Для осуществления программ образования взрослых необходимо располагать соответствующими помещениями, либо специально приспособленными для нужд образования взрослых, с интернатами или без интернатов, либо многоцелевого или комплексного назначения, или помещениями, обычно используемыми для других целей: например, клубы, мастерские, школьные, университетские и научные учреждения и социально-культурные центры, открытые площадки.

35. Государствам-членам, следует активно поощрять совместные научные исследования, касающиеся всех аспектов образования взрослых и его целей. Исследовательские программы должны иметь практическую основу. Они должны выполняться университетами, учреждениями, занимающимися образованием взрослых, и исследовательскими учреждениями на основе междисциплинарного подхода. Следует принимать меры для распространения на национальном и международном уровнях опыта и результатов исследовательских программ среди заинтересованных организаций и лиц.

36. Необходима систематическая оценка мероприятий в области образования взрослых для обеспечения оптимального использования ресурсов, затрачиваемых на них. Чтобы оценка была эффективной, она должна быть включена в программы образования взрослых на всех ступенях и этапах.