Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации; главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации; статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.
В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за "круглым столом", вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения.
Предлагаем примерную наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.
Воспитательный потенциал семьи.
Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
Диалог в семейном общении.
Принципы творческой педагогики в семье.
Уклад жизни в семье
Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
Место традиций в современном семейном укладе.
Этика и эстетика семейного быта.
Возможности воспитания трудом в современной семье.
Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
Искусство создания детского праздника.
Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
Традиция семейного чтения.
Школа как открытая социально-педагогическая система.
Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
Модель работы социального педагога с семьей.
Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.
Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.
Что такое личность? Иерархическое строение личности.
Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
О развитии самосознания у детей и подростков.
Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.
Нравственный облик и поведение человека.
Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.
Правовая и экономическая защита личности ребенка.
Проблема воспитания правовой культуры у детей.
Примечание. Ваши предложения и материалы из опыта работы по родительскому всеобучу просьба направлять в Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России. Тел. для справок (095) 923-8450, Виноградова Л.И.
Заместитель министра
Е.Е.Чепурных
Российская академия образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ
Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны.
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему "я";
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
- нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении последних 10 лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
- растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
- увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот.
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
- не имея навыков совместного проживания событий семейной жизни с ребенком, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
- представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.