КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ

ПРИКАЗ

от 29 февраля 1996 года N 38


О результатах расследования кораблекрушения СРТМК МИ-8144 "Новгородец"

26 декабря 1995 года в Норвежском море при следовании из района промысла в Данию для сдачи рыбопродукции погиб CРTMK МИ-8144 "Новгородец", принадлежащий ООО "Сойма", входящему в Союз рыбопромышленников Севера. При кораблекрушении погибли 10 членов экипажа траулера.

Комиссия, назначенная приказом Роскомрыболовства от 27 декабря 1995 года N 214а, провела расследование причин и обстоятельств кораблекрушения.

Расследованием установлено, что причинами гибели людей и судна явились грубые нарушения требований, обеспечивающих безопасную эксплуатацию судна со стороны судового экипажа, судовладельца - ООО "Cоймa", Союза рыбопромышленников Севера, неудовлетворительный надзор за техническим состоянием судна, его спасательных средств со стороны Морского регистра судоходства, в частности:

- срок действия документов Морского регистра судоходства на годность к плаванию истек 4 декабря 1995 года, за 22 суток до его гибели, в день, когда траулер прибыл из инпорта в район промысла. Случай плавания судна с просроченными документами Морского Регистра имел место и ранее, в 1994 году;

- на судне было только 4 надувных спасательных плота вместо пяти, предусмотренных документами. Техническое состояние имевшихся плотов было неудовлетворительным, срок действия свидетельства о переукладке плотов истек 21 мая 1995 года, за 7 месяцев до его гибели;

- судно эксплуатировалось с нарушениями требований "Информации об остойчивости";

- сроки предельной длительности пребывания людей в море. Три члена экипажа работали на судне непрерывно 9 месяцев, девять человек - более 4 месяцев.

Судовладельцем ООО "Сойма" не было обеспечено соблюдение требований по безопасной эксплуатации судна и охране человеческой жизни на море, в частности:

- как указано выше, на СРТМК "Новгородец" не было необходимого количества спасательных средств, на судне было только четыре ПСН, техническое состояние имевшихся плотов было неудовлетворительным, срок действия свидетельства о переукладке плотов истек 21 мая 1995 года, более чем за семь месяцев до гибели судна, однако за все это время ни судовладельцем, ни СРПС не были приняты меры по переосвидетельствованию плотов и замене плотов, у которых истек срок годности;

- не производились также проверки судна специалистами судовладельца, в результате чего судно эксплуатировалось с неполным количеством спасательных средств, другими недостатками;

- срок действия свидетельства, выданного Морской пожарно-технической службой, истек 25 мая 1995 года; фактически судно в течение 7 месяцев плавало без разрешения пожарно-технической службы, меры по предъявлению судна пожарному надзору приняты не были.

Указанные выше недостатки в техническом состоянии корпуса судна и его механизмов, в том числе появление трещины в днище, постановка судна в док для ее устранения, переоборудование судна - установка консервного цеха и связанные с ним работы, были от Морского регистра судоходства скрыты, вызванное переоборудованием изменение весовых нагрузок при расчете остойчивости не учитывалось;

- были скрыты аварийные случаи, имевшие место в 1991 и 1993 годах, выходы из строя дизелей, намотка на винт в 1995 году;

- не были приняты меры по приведению судна в надлежащее состояние и по своевременному предъявлению судна Морскому регистру судоходства;

- не осуществлялись также меры по обеспечению соблюдения на судне требований "Информации об остойчивости", других нормативных актов по безопасной эксплуатации траулера, в результате чего на судне, помимо изложенного выше, имело место:

- несоблюдение требований "Информации об остойчивости" по загрузке судна, балластировке и расходованию жидких грузов;

- несоблюдение требовании того же документа по мерам предосторожности при плавании в шторм и в условиях обледенения.

Судовладельцем не были также приняты должные меры по подготовке экипажа к борьбе за живучесть и личное выживание в экстремальных ситуациях, не проводились судовые учения, в результате чего экипаж во время аварии проявил:

- слабые знания и навыки пользования плотами ПСН-10;

- пассивность и неквалифицированные действия при обнаружении тенденции к увеличению крена;

- непродуманные действия по уменьшению крена (попытка переноса траловых досок);

- неумелые действия по восстановлению управляемости судна (переход на аварийное управление рулем);

- не провел должный контроль за судовыми помещениями (носовая часть судна) и периодичностью замера жидких грузов;

- неподготовленность к действиям по тревогам;

- неудовлетворительный контроль за состоянием рулевого устройства;

- отсутствие четкого руководства действиями по оставлению судна.

Указанные выше недостатки в работе судовладельца - ОOO "Сойма" являются следствием неудовлетворительной работы с судовладельцами Союза рыбопромышленников Севера в области обеспечения безопасной технической эксплуатации флота.

Упомянутые выше недостатки в техническом состоянии судна и его спасательных средств свидетельствуют также о недостатках в деятельности Морского Регистра судоходства по контролю за техническим состоянием судов, несовершенстве правил и практики работы по надзору за техническим состоянием рыбопромыслового флота при эксплуатации его в новых условиях рыночных отношений и возникновения большого числа мелких судовладельцев.

При осуществлении технического надзора за СРТМК "Новгородец" Морской регистр судоходства не проявил должной принципиальности и требовательности, в результате чего траулер длительное время плавал с упомянутыми выше недостатками в техническом состоянии корпуса и спасательных средств.

Расследование также выявило несовершенство нормативно-правовой базы безопасности мореплавания, в частности в отношении обеспечения судовладельцами безопасной эксплуатации принадлежащих им судов, а также необходимость ускорения укрепления и улучшения деятельности органов, осуществляющих надзор за безопасностью мореплавания.

Согласно заключению комиссии лицами, причастными к кораблекрушению СРТМК "Новгородец", являются:

Капитан СРТМК "Новгородец" Судариков Алексей Егорович (погиб), который допустил плавание судна с истекшим сроком действия документов Морского регистра судоходства, не принял своевременных мер по укомплектованию спасательного снабжения в соответствии с нормами Морского регистра судоходства по количеству и проверке их технического состояния согласно действующим правилам, не обеспечил соблюдение требований "Информации об остойчивости" по принятию мер, предотвращающих ухудшение остойчивости, не принял действенных мер по борьбе с обледенением, не требовал проведения учений по отработке действий экипажа в чрезвычайной обстановке, в том числе по оставлению судна, чем нарушил требования ст.ст.47 (03), (07), (08), (09), (16); 73 (01), (02) Устава службы на судах рыбопромыслового флота (Устав); разделы 5.2.1, 5.3.2, 5.3.5, 5.3.6, 5.3.8, 5.5.3 "Информации об остойчивости" для капитана; положения п.п.2.1.18; 2.2.2; 2.2.7; 2.3.2; 2.3.3; 2.4.4; 2.4.8; 3.7 Наставления по предотвращению аварий и борьбе за живучесть (НБЖР-80).

Старший помощник капитана МИ-8144 "Новгородец" Игнатюк Василий Николаевич (ЩДП), будучи вахтенным помощником, не обеспечил действенного контроля за состоянием судна, не установил причин ухудшения остойчивости и нарастания крена, не контролировал процесс обледенения судна и не принял своевременных мер по сколке льда, не принял всех необходимых мер по укомплектованию спасательного имущества в соответствие с нормами Морского регистра судоходства и приведению его в исправное техническое состояние, не организовал действия экипажа по оставлению судна в соответствии с судовым расписанием и реальной обстановкой, не проводил ранее работы по подготовке экипажа к действиям по всем видам судовых тревог, не обеспечил членов экипажа имевшимися на борту гидротермокостюмами, чем нарушил ст.ст.132 (02), (03), (12) Устава; п.п.2.1.18; 2.2.7; 2.3.2; 2.3.8; 2.4.4; 2.4.7; 3.7 НБЖР-80.

Бывший капитан СРТМК "Новгородец" Пыженков Сергей Викторович, не обеспечивший своевременное приведение спасательного имущества судна в состояние, требуемое нормами Морского регистра судоходства, чем нарушил ст.ст.47 (02), (03), (09) Устава; положения 2.1.16; 2.3.2 НБЖР-80.

Руководство ООО "Сойма" в лице генерального директора Репкина Юрия Александровича, соучредителей Майорова Анатолия Егоровича, Полушина Владимира Васильевича, Сачковского Михаила Андреевича, заместителя генерального директора Лоскутова Владимира Петровича, которые самоустранились от контроля за безопасной эксплуатацией судна, соблюдением норм по охране человеческой жизни на море, дважды, в 1994 и 1995 годах, санкционировали плавание судна с истекшим сроком документов Морского регистра судоходства, не обеспечили выполнение требований по комплектности и исправности спасательных средств судна, не проявили должной заботы о техническом состоянии судна, контроля за его ремонтами и переоборудованием в соответствии с правилами судоремонта.

Учитывая изложенное выше,

приказываю:

1. В соответствии с п.18(ж) и п.22 Устава о дисциплине работников флота рыбной промышленности за действия, создавшие угрозу для безопасности плавания, жизни и здоровья людей, лишить звания лица командного состава судов флота рыбной промышленности с изъятием диплома:

- штурмана дальнего плавания, бывшего старшего помощника капитана CPТMK "Новгородец" Игнатюка В.Н. сроком на 3 года;

- капитана дальнего плавания, бывшего капитана СРТМК "Новгородец" Пыженкова С.В. сроком на 3 года.

Государственной администрации Мурманского морского рыбного порта изъять дипломы В.Н.Игнатюка и С.В.Пыженкова.

Срок лишения дипломов считать со дня их изъятия.

2. Мурманрыбводу приостановить действие выданного разрешения на право промысла СРТМК "Вече" до получения ТОО "Сойма" "Свидетельства о соответствии системы управления компании безопасной эксплуатации судов и предотвращением загрязнения".

3. Заместителя генерального директора ООО "Сойма" Лоскутова В.П. предупредить о неполном служебном соответствии.

4. Руководству ООО "Сойма", Союзу рыбопромышленников Севера по согласованию с государственной администрацией Мурманского морского рыбного порта до 1 апреля 1996 года подготовить и осуществить комплекс мер по коренному улучшению организации технической эксплуатации судов, исключающих подобные происшествия.

5. Управлению мореплавания, портов и охраны труда с участием государственной администрации Мурманского морского рыбного порта во II квартале 1996 года провести проверку деятельности Союза рыбопромышленников Севера по вопросу работы с судовладельцами, входящими в Союз, по организации безопасной технической эксплуатации флота.

6. Управлению мореплавания, портов и охраны труда:

в месячный срок провести анализ аварийных случаев, имевших место в 1995 году, и подготовить проект приказа о мерах по повышению уровня обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота, особо предусмотрев меры, вытекающие из настоящего приказа и приказа от 12 февраля 1996 года N 22.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета Е.А.Красноярова.

Председатель Комитета
В.Ф.Корельский



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»