____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
совместного постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 15 июля 1986 года N 259/16-12
____________________________________________________________________
Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы
постановляет:
1. Утвердить согласованный с ВЦСПС сборник "Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы".
Указанный сборник применяется на предприятиях и в организациях, где осуществлено повышение минимальной заработной платы рабочих и служащих до 70 руб. в месяц и увеличение тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в производственных отраслях народного хозяйства.
2. С введением в действие настоящего сборника норм утрачивают силу "Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы", утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 28 октября 1968 года N 346* с изменениями (поправочными коэффициентами) и дополнениями к "Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы", утвержденными постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 19 декабря 1972 года N 337**.
_______________
* См. Бюллетень N 1 за 1969 год.
** См. Бюллетень N 4 за 1973 года.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Государственного комитета
Совета Министров СССР по вопросам
труда и заработной платы
от 2 октября 1975 года N 242
Сборник "Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы" (издание третье, откорректированное и дополненное) подготовлен Нормативной станцией по труду Главного грузового управления МПС с участием нормативно-исследовательских организаций министерств: заготовок РСФСР, УССР и Казахской ССР, лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, целлюлозно-бумажной промышленности, черной металлургии СССР, промышленности строительных материалов СССР, торговли РСФСР и УССР, рыбного хозяйства СССР, энергетики и электрификации СССР, среднего машиностроения, топливной промышленности. РСФСР, Главных управлений речного флота при Совете Министров УССР и Казахской ССР, Всесоюзного объединения "Союзсельхозтехника" Совета Министров СССР, "Оргтехснаб" Главснаба Совета Министров УССР, Управления хлебопекарной промышленности Мосгорисполкома. В подготовке сборника также принимали участие: Управление "Мосгормехпогруз" Мосгорисполкома, Государственный проектный институт по комплексному использованию торфа в народном хозяйстве (Гипроторф), Центральный научно-исследовательский институт лесосплава (ЦНИИлесосплава) и ряд других нормативно-исследовательских организаций.
Координация и методическое руководство подготовкой сборника норм осуществлялись Центральным бюро нормативов по труду при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы.
Корректировка величин норм выработки и времени произведена в связи с повышением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников производственных отраслей, в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 года N 842.
В основу корректировки величин норм выработки и времени положены изменения (поправочные коэффициенты) и дополнения к "Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-рагрузочные работы", утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 19 декабря 1972 года N 337.
Единые нормы выработки и времени рассмотрены отделом нормативных материалов для нормирования труда погрузочно-разгрузочных и транспортных работ ЦБНТ, согласованы с ВЦСПС (протокол N 21, п.53 от 28 августа 1975 года) и утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 2 октября 1975 года N 242 для обязательного применения на всех предприятиях и в организациях независимо от ведомственной подчиненности, где осуществлено повышение минимальной заработной платы рабочих и служащих до 70 рублей в месяц и увеличение тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в производственных отраслях народного хозяйства.
С введением в действие настоящего сборника утрачивают силу:
"Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы", утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 28 октября 1968 года N 346;
Изменения (поправочные коэффициенты) и дополнения к "Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы", утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 19 декабря 1972 года N 337.
1. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы установлены на 7-часовой рабочий день и обязательны для применения на предприятиях и в организациях народного хозяйства СССР. При изменении продолжительности рабочей смены в связи с переводом на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями сменные нормы выработки соответственно пересчитываются.
На работы по перемещению и укладке грузов в цехах предприятий, организаций и на строительных площадках единые нормы выработки не распространяются.
2. К вагонным работам относятся варианты погрузочно-разгрузочных работ: железнодорожный подвижной состав - склад, склад - железнодорожный подвижной состав, железнодорожный подвижной состав - автотранспорт, автотранспорт - железнодорожный подвижной состав, железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной состав.
К автотранспортным работам относятся варианты погрузочно-разгрузочных работ: автотранспорт - склад, склад - автотранспорт.
К складским работам относятся: перемещение, перекладка, взвешивание, а также прочие операции с грузом, не связанные с погрузкой или выгрузкой его из подвижного состава и выполняемые в складских помещениях и на территории грузового двора, станций, хлебоприемного пункта, в холодильниках и т.п.
3. Единые нормы выработки на погрузку-выгрузку грузов установлены в тоннах с учетом веса тары, за исключением отдельных грузов, единицы измерения которых указаны в таблицах норм.
4. В таблицах норм указаны:
а) на механизированные работы, выполняемые с применением кранов, экскаваторов, погрузчиков, электрокар и лебедок:
норма выработки (Н), т.е. сменная норма выработки всех рабочих (механизатора, стропальщиков или грузчиков), входящих в бригаду, - в тоннах на все грузы, кроме контейнеров и самоходных грузов (тракторы, комбайны, автомашины и др.), на которые нормы выработки даны в штуках, на лесные грузы - в тоннах и кубических метрах, на торф - в кубических метрах;
норма времени механизаторов (Н) - в часах на единицу измерения (1 т, шт., м) на все грузы, на торф -100 м;
норма времени стропальщиков (Н) или грузчиков (Н) в человеко-часах (чел.-ч) получена путем умножения нормы времени в часах на количество рабочих, предусмотренное в сборнике;
б) на механизированные работы, выполняемые с применением транспортеров, механических лопат, вагоноразгрузчиков, а также на работы, выполняемые вручную или с применением простейших приспособлений:
норма выработки (Н) грузчика в смену;
норма времени в человеко-часах (чел.-ч) на соответствующую единицу измерения
.
5. Нормы, включенные в настоящий сборник, разработаны с учетом:
а) рациональной организации труда рабочих при выполнении ими погрузочно-разгрузочных работ;
б) применения средств механизации - грузоподъемных кранов, погрузчиков, транспортеров, лебедок и других погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений;
в) особенностей грузов - веса одного места, вида упаковки, удобства застропки, осторожности обращения с грузом и других факторов, влияющих на величины норм;
г) полного использования грузоподъемности или грузовместимости подвижного состава, а на открытом подвижном составе - установленного габарита или грузоподъемности;
д) погрузки (выгрузки) грузов на автомашины с бортовой платформой и железнодорожный подвижной состав независимо от осности и грузоподъемности, за исключением железнодорожных крытых вагонов объемом более 91 м и отдельных работ, предусмотренных в таблицах норм;
е) погрузки (выгрузки) мяса в изотермические вагоны с различными системами охлаждения, в автомашины-рефрижераторы, а также в автомашины с изотермическим кузовом;
ж) погрузки (выгрузки) и перемещения мяса при минусовой температуре воздуха в холодильниках;
з) перевода стрелок на подвесных путях на территориях холодильников;
и) подготовки железнодорожных вагонов и автотранспорта под погрузку мясопродуктов: установки решеток, реек, подноски, резки и настилки бумаги, картона и других упаковочных материалов;
к) соблюдения правил по охране труда и технике безопасности;
л) погрузки хлебобулочных изделий в специализированные автомашины с кузовом "фургон".
Примечание. В наименованиях таблиц применяются термины: "погрузка или выгрузка" и "погрузка-выгрузка", которые означают, что в первом случае нормы на погрузку и выгрузку грузов из подвижного состава установлены одинаковые, а во втором случае - различные.
6. В сборнике принята следующая группировка грузов по категориям:
I. Тарно-упаковочные и штучные грузы, к которым отнесены:
грузы в мешках, кулях, бумажных мешках и пакетах, в кипах, тюках, в деревянных, фанерных и картонных ящиках, картонных коробках, корзинах, клетках, бидонах, в связках и без упаковки (в том числе штучные грузы - толь, рубероид, шифер, битум, кирпич, кроме огнеупорного, паркет, клепка, дощечки, планки в пачках и в связках и др.) весом места до 250 кг, за исключением металлов и лесных грузов;
катно-бочковые грузы в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, цилиндрах, рулонах, на катушках и в бухтах весом места до 500 кг;
II. Мясные грузы, к которым отнесены:
говядина и мясо других видов крупного скота в разрубе на полутуши и четверти, баранина и телятина в тушах, свинина в разрубе на полутуши;
III. Хлебобулочные изделия, к которым отнесены:
хлеб формовой, хлеб подовой, булочные и мелкоштучные изделия, уложенные в специальные лотки;
IV. Тяжеловесные грузы, к которым отнесены:
грузы в упаковке и без упаковки, в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и другие весом места более 250 кг (кроме металлов и лесных грузов);
катно-бочковые грузы в бочках, барабанах, цилиндрах, на катушках, рулонах и в бухтах весом места более 500 кг;
V. Металлы и металлические изделия, к которым отнесены:
металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (тонколистовой металл в пачках и др.) независимо от веса одного места, за исключением тяжеловесных станин, машин и станков, относящихся к тяжеловесным грузам;
VI. Лесные грузы, к которым отнесены:
лес круглый любого диаметра;
телеграфные и телефонные столбы;
шпалы, брусья, дрова, рудничная стойка, пропсы, балансы;
пиломатериалы всех размеров;
изделия из дерева - детали домов, фанера, паркет, клепка, планки, дощечки россыпью;
VII. Огнеупорные грузы, к которым отнесены:
все виды изделий из огнеупорных материалов - шамотные, динасовые, магнезитовые, хромомагнезитовые, высокоглинистые и другие, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей;
VIII. Зерновые грузы россыпью, к которым отнесены:
тяжеловесное зерно - рожь, пшеница, просо, кукуруза в зерне, горох, бобы, вика, фасоль, соя, чечевица, нут, чина, лен, горчица, рапс, рыжик, кунжут;
легковесное зерно - гречиха, овес, ячмень, рис необрушенный, клещевина;
подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм, шрот;
кукуруза в початках;
IX. Овощные грузы россыпью, к которым отнесены: