Недействующий

Проект N 97700183-2

 

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов


Статья 1


Настоящим Федеральным законом на основании и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации определяются порядок внесения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия (утраты силы) федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Нарушение процедуры принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов служит основанием для признания указанных законов недействительными.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на порядок внесения и принятия поправок к Конституции Российской Федерации, принимаемых в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Статья 2

1. Правом законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации обладают следующие субъекты законодательной инициативы:

Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется - Совет Федерации), члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - по вопросам их ведения.

2. Законодательной инициативой в соответствии с настоящим Федеральным законом является внесение субъектами законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее именуется - Государственная Дума):

проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (далее именуются - законопроекты);

поправок к законопроектам, рассматриваемым в Государственной Думе (далее именуются - поправки к законопроектам).

3. Не предусмотренные Конституцией Российской Федерации в качестве субъектов законодательной инициативы федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также государственные органы, общественные объединения, учреждения, организации и граждане вправе участвовать в законотворческом процессе путем представления субъектам законодательной инициативы законопроектов (поправок к законопроектам), рассматриваемых в Государственной Думе.

Статья 3

1. Президент Российской Федерации осуществляет право законодательной инициативы лично.

2. Президент Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы может поручить полномочному представителю Президента Российской Федерации в Государственной Думе представить в Государственной Думе законопроект (поправки к законопроекту), внесенный Президентом Российской Федерации, либо назначить официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе законопроекта, внесенного Президентом Российской Федерации.

Назначение официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении законопроектов в Государственной Думе оформляется распоряжениями Президента Российской Федерации.

Статья 4


Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют право законодательной инициативы лично.

Статья 5

1. Совет Федерации при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту), а также о назначении из числа членов Совета Федерации официального представителя Совета Федерации при рассмотрении в Государственной Думе данного законопроекта.

При внесении поправок к законопроекту, рассматриваемому в Государственной Думе, Совет Федерации на своем заседании может принять решение о назначении из числа членов Совета Федерации своего представителя.

Решение Совета Федерации оформляется постановлением, принимаемым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Порядок подготовки и рассмотрения законопроекта (поправок к законопроекту), предлагаемого к внесению в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы Совета Федерации, определяется Регламентом Совета Федерации.

2. Правительство Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту), а также о назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе данного законопроекта.

Правительство Российской Федерации может поручить своему полномочному представителю в Федеральном Собрании представить в Государственной Думе законопроект (поправки к законопроекту), внесенный Правительством Российской Федерации.

3. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту) и назначении официального представителя при рассмотрении в Государственной Думе данного законопроекта. Указанное решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа для принятия законов этих субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании, проводимом в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, принимает решение о внесении в Государственную Думу законопроектов (поправок к законопроектам), а также о назначении своего официального представителя при рассмотрении Государственной Думой данного законопроекта.

5. Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации при осуществлении права законодательной инициативы соответственно на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимают решение о внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту) и избирают соответственно официального представителя Верховного Суда Российской Федерации и официального представителя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении Государственной Думой данного законопроекта.

6. Представители субъектов законодательной инициативы, указанные в пунктах 2-5 настоящей статьи, вправе участвовать в рассмотрении Советом Федерации федерального конституционного закона или федерального закона, проект которого они представляли в Государственной Думе.

Статья 6  

1. Законопроекты вносятся в Государственную Думу субъектами законодательной инициативы с сопроводительным письмом, содержащим название законопроекта, обоснование необходимости его принятия, характеристику законопроекта, изложение его целей, основных положений и места в системе законодательства Российской Федерации.

При осуществлении права законодательной инициативы Советом Федерации, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации к законопроекту (поправкам к законопроекту) прилагается копия решения соответствующего органа государственной власти о внесении законопроекта (поправок к законопроекту) в качестве законодательной инициативы данного органа государственной власти и назначении своего официального представителя по данному законопроекту.

2. При внесении законопроектов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, к ним прилагается заключение Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации представляет заключение на указанные законопроекты по запросам субъектов законодательной инициативы не позднее чем через две недели со дня получения соответствующего запроса.

В случае необходимости получения дополнительной информации от субъекта законодательной инициативы, вносящего законопроект, либо сбора или запроса у субъектов Российской Федерации требующихся для дачи заключения данных, не предусмотренных системой государственной отчетности, срок представления заключения может быть продлен до тридцати дней со дня получения соответствующего запроса, о чем Правительство Российской Федерации сообщает субъекту законодательной инициативы.

3. Непосредственно в текст внесенного в Государственную Думу законопроекта должны быть включены следующие положения:

о сроках и порядке вступления федерального конституционного закона, федерального закона в силу;

об отмене, изменении и дополнении ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона.

4. Вносимые субъектами законодательной инициативы законопроекты (поправки к законопроектам) должны иметь на каждой странице идентифицирующие признаки (подписи субъекта законодательной инициативы или уполномоченных должностных лиц при внесении законопроекта (поправок к законопроекту) субъектами законодательной инициативы, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи, либо оттиски печатей, штампов или иное), определяемые субъектом законодательной инициативы самостоятельно.

Статья 7

1. Федеральные конституционные законы принимаются Государственной Думой и Советом Федерации, а федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Субъект законодательной инициативы вправе в любой момент до принятия федерального конституционного закона или федерального закона отозвать внесенный им законопроект.

В случае отзыва законопроекта внесший его субъект законодательной инициативы уведомляет в письменной форме Государственную Думу о принятом им решении.

3. Государственная Дума в течение пяти дней со дня получения уведомления об отзыве законопроекта возвращает его внесшему данный законопроект субъекту законодательной инициативы.

4. Отозванный законопроект может быть снова внесен в Государственную Думу. В этом случае законопроект рассматривается Государственной Думой как новый с соблюдением процедур, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 8  

1. Законопроект, внесенный в Государственную Думу, вместе с сопроводительными материалами подлежит регистрации, после чего он передается в Совет Государственной Думы для установления соответствия порядка внесения данного законопроекта требованиям настоящего Федерального закона.

2. Законопроект, внесенный с соблюдением требований настоящего Федерального закона, не позднее чем через десять дней со дня его поступления в Государственную Думу рассматривается Советом Государственной Думы. По итогам рассмотрения Совет Государственной Думы определяет комитет палаты, ответственный за рассмотрение данного законопроекта (далее именуется ответственный комитет), а также сроки представления им заключения на этот законопроект.

Если законопроект внесен в период парламентских каникул, то он рассматривается Советом Государственной Думы не позднее чем через десять дней после начала очередной после парламентских каникул сессии Государственной Думы.

3. Поправки депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к законопроекту, рассматриваемому в Государственной Думе, вносятся непосредственно в ответственный комитет.

Поправки Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносятся в Государственную Думу. Указанные поправки подлежат регистрации соответствующим подразделением Аппарата Государственной Думы, после чего они передаются в ответственный комитет.

4. Законопроект (поправки к законопроекту), внесенный с нарушением требований настоящего Федерального закона, рассмотрению не подлежит и в течение пяти дней со дня поступления возвращается Советом Государственной Думы внесшему его субъекту законодательной инициативы для выполнения установленных требований.

Статья 9  

1. Заключение ответственного комитета должно содержать предложение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой или его отклонении. Заключение комитета должно быть мотивировано.

Ответственный комитет вправе принять решение об отклонении законопроекта только в случае если:

регулируемые им вопросы не отнесены к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

он противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации;

будет установлено, что принятие данного законопроекта (в силу представленной концепции) невозможно без внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации;

будет установлено, что законопроект внесен с нарушением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Заключение ответственного комитета представляется в Совет Государственной Думы, который определяет срок предварительного рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

Статья 10

1. При предварительном рассмотрении законопроекта заслушивается заключение ответственного комитета, после чего слово предоставляется внесшему его депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации либо официальному представителю иного субъекта законодательной инициативы, внесшего данный законопроект, который выражает свое согласие либо несогласие с мнением ответственного комитета.

Прения по законопроекту не проводятся.

2. По итогам предварительного рассмотрения законопроекта Государственная Дума принимает решение о принятии законопроекта к рассмотрению или его отклонении.

Законопроект считается принятым к рассмотрению палатой, если за данное решение проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Данное решение оформляется постановлением Государственной Думы.

3. Принятый к рассмотрению Государственной Думой законопроект передается в ответственный комитет для его подготовки к первому чтению.

Порядок подготовки ответственным комитетом законопроекта к рассмотрению в первом чтении определяется Регламентом Государственной Думы.

4. Законопроект, не получивший необходимого количества голосов для его принятия к рассмотрению, считается отклоненным. В этом случае законопроект вместе с копией соответствующего постановления Государственной Думы в течение пяти дней со дня принятия указанного постановления направляется внесшему его субъекту законодательной инициативы.

Статья 11

1. Законопроект, принятый к рассмотрению Государственной Думой, не позднее чем через тридцать дней со дня принятия соответствующего постановления либо, если до истечения указанного срока объявляются парламентские каникулы, не позднее чем через десять дней после начала очередной после парламентских каникул сессии представляется на первое чтение.

До первого чтения по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов Государственной Думы, депутатских объединений могут быть проведены парламентские слушания по законопроекту в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы.

2. Если до первого чтения в Государственную Думу поступили от других субъектов законодательной инициативы законопроекты, направленные на регулирование той же области общественных отношений (далее именуются - альтернативные законопроекты), то после соблюдения требований, предусмотренных статьями 6, 8 и 9 настоящего Федерального закона, они представляются Государственной Думе для предварительного рассмотрения.

При наличии альтернативных законопроектов и в случае их принятия к рассмотрению позднее чем за три дня до первого чтения по решению Государственной Думы первое чтение может быть перенесено на срок не более чем десять дней.

Статья 12

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»