Принят
на пятнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 15-6
от 13 июня 2000 года)
Настоящий Закон регулирует деятельность по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения, определяет принципы формирования и использования соответствующих финансовых ресурсов и вводится с целью:
- определения экологического предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений экономического развития государства;
- формирования и совершенствования системы экологического предпринимательства с учетом тенденций развития рыночных отношений и обеспечения правового регулирования экологического предпринимательства как особого вида предпринимательской деятельности;
- реализации концепции перехода государства к устойчивому развитию; перераспределения части расходов по охране и воспроизводству природных ресурсов на субъектов предпринимательской деятельности; формирования основ соответствующей отрасли национальной экономики. Настоящий Закон направлен на эффективное использование в экономике материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий экологического предпринимательства.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
экологическое предпринимательство - производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющая целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов;
продукция (работы, услуги) природоохранного назначения - часть объектов гражданских прав, использование которых обеспечивает охрану окружающей природной среды и воспроизводство природных ресурсов;
субъекты, экологического предпринимательства - юридические лица и предприниматели без образования юридического лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по производству продукции, выполнению работ и услуг природоохранного назначения.
Статья 2. Законодательство государства об экологическом предпринимательстве
Законодательство государства, регулирующее предпринимательскую деятельность в области охраны окружающей среды, основывается на базовом законодательстве о предпринимательской деятельности государства (Гражданский кодекс) с учетом положений правового регулирования природоохранной деятельности.
Если международными договорами государства установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством государства в области экологического предпринимательства, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Предмет регулирования настоящего Закона
Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие при производстве продукции природоохранного назначения, проведении научно-исследовательской, кредитно-финансовой деятельности, выполнении работ и оказании услуг, имеющих целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов, а также связанные с государственными гарантиями при осуществлении такой деятельности на территории государства.
Статья 4. Субъекты экологического предпринимательства
Субъектами экологического предпринимательства являются юридические лица и предприниматели без образования юридического лица любой организационно-правовой формы, у которых производство продукции природоохранного назначения определено в качестве основного направления деятельности в уставных документах и доля этой продукции составляет не менее 75 процентов общего годового объема продукции в стоимостном выражении, которые также специализируются (имеют основной вид деятельности по уставным документам) на выполнении работ и услуг природоохранного назначения.
Статья 5. Компетенция государства в сфере экологического предпринимательства
Компетенция государства в сфере экологического предпринимательства определяется конституцией государства с учетом соответствующих положений гражданского и природоохранного законодательства. В ведении государства в сфере экологического предпринимательства находятся:
1) установление правового режима и гарантий для экологического предпринимательства (правовых, имущественных, налоговых, таможенных и т.д.);
2) нормативное правовое регулирование экологического предпринимательства как составной части предпринимательской деятельности;
3) установление особого налогового режима субъектов экологического предпринимательства;
4) определение объемов финансирования, видов, объемов приобретения и производителей продукции природоохранного назначения при реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий, финансируемых полностью из бюджета;
5) согласование видов, объемов потребления и производителей продукции природоохранного назначения при реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий, финансируемых частично из бюджета;
6) контроль за выполнением субъектами экологического предпринимательства договорных обязательств при реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий, финансируемых полностью из бюджета;
7) разработка и реализация государственной политики в сфере экологического предпринимательства;
8) заключение международных и межгосударственных договоров и соглашений в области экологического предпринимательства.
Статья 6. Совместная компетенция государства и субъектов государства в сфере экологического предпринимательства
В совместном ведении государства и субъектов права находятся:
1) обеспечение соответствия законов и иных правовых и нормативных актов субъектов права законодательству в сфере экологического предпринимательства;
2) развитие системы экологического предпринимательства с учетом специфики субъектов права, конкретной экологической ситуации на их территории;
3) определение объемов финансирования, видов, объемов потребления и производителей продукции природоохранного назначения по природоохранным программам, проектам и мероприятиям, совместно финансируемым из бюджетов государства и субъектов права;
4) контроль за выполнением субъектами экологического предпринимательства договорных обязательств при реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий, совместно финансируемых из бюджетов государства и субъектов права.
Статья 7. Компетенция субъектов государства в сфере экологического предпринимательства
В ведении субъектов государства в сфере экологического предпринимательства находятся:
1) нормативное правовое регулирование экологического предпринимательства в пределах своей компетенции согласно конституции государства;
2) установление налоговых льгот для субъектов экологического предпринимательства в дополнение к установленным законодательством;
3) определение объемов финансирования, видов, объемов приобретения и производителей продукции природоохранного назначения при реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий, финансируемых полностью из бюджета субъектов права;
4) согласование видов, объемов потребления и производителей продукции природоохранного назначения при реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий, финансируемых частично из бюджета субъектов права;
5) контроль за выполнением субъектами экологического предпринимательства договорных обязательств при реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий, финансируемых полностью из бюджета субъектов права;
6) разработка государственных программ поддержки экологического предпринимательства на территории субъектов права;
7) заключение межгосударственных договоров и соглашений, договоров и соглашений в области экологического предпринимательства.
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления в сфере экологического предпринимательства
1. Определение и согласование объемов финансирования, видов, объемов приобретения и производителей продукции природоохранного назначения при реализации природоохранных программ, проектов и мероприятий, финансируемых полностью из муниципального бюджета.
2. Определение налогового режима субъектов экологического предпринимательства в части местных налогов.
Статья 9. Основные направления государственной поддержки экологического предпринимательства
Государственная поддержка экологического предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
1) создание правовой основы государственной поддержки экологического предпринимательства;
2) подготовка законодательных предложений по особому правовому, налоговому, таможенному и другим режимам для субъектов экологического предпринимательства (в том числе с использованием иностранного капитала) в целях наиболее эффективного привлечения в эту сферу трудовых, материальных и финансовых ресурсов с учетом тенденции развития рыночных отношений;
3) содействие субъектам экологического предпринимательства в развитии научно-технических, производственных, информационных связей со странами СНГ и зарубежными государствами;
4) анализ состояния экологического предпринимательства, эффективности применения мер по его государственной поддержке; создание единой информационной системы экологического предпринимательства;
5) подготовка нормативных актов, определяющих условия аккредитации, аттестации, сертификации и лицензирования субъектов экологического предпринимательства, отношений их с органами власти и управления природоохранными органами, необходимость, виды и характер регулирования экологического предпринимательства;
6) подготовка предложений по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки субъектов экологического предпринимательства; разработка государственных программ поддержки экологического предпринимательства;
7) содействие субъектам государства в поддержке экологического предпринимательства;
8) координация деятельности организаций, осуществляющих поддержку экологического предпринимательства.
Статья 10. Управление формированием рынка продукции (работ, услуг) природоохранного назначения
Развитие экологического предпринимательства в части формирования рынка продукции (работ, услуг) природоохранного назначения осуществляется путем реализации следующих мер:
1) определение потребности в продукции (работах, услугах) природоохранного назначения, включая их виды, объемы, места наибольшего спроса;
2) выявление потенциальных производителей и потребителей продукции (работ, услуг) природоохранного назначения;
3) определение целей и задач государственной политики ценообразования с учетом реальной экономической и экологической ситуации;
4) изучение и распространение зарубежного опыта в области управления рынком продукции (работ, услуг) природоохранного назначения;
5) разработка предложений по интеграции рынков продукции (работ, услуг) природоохранного назначения стран СНГ и зарубежных государств;
6) привлечение на льготных условиях иностранных фирм для создания объектов природоохранного назначения с использованием новейших технологий.
Статья 11. Государственные программы поддержки экологического предпринимательства
1. Государственная поддержка экологического предпринимательства осуществляется в соответствии с государственными, региональными программами.
2. Государственные программы поддержки экологического предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными природоохранными программами, проектами и мероприятиями и программами ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3. Финансовое обеспечение государственных программ поддержки экологического предпринимательства может осуществляться за счет средств государственного бюджета, средств бюджетов субъектов государства, средств местных бюджетов, средств потребителей продукции (работ, услуг) экологического предпринимательства, средств экологических фондов, других внебюджетных источников, включая специальные фонды поддержки экологического предпринимательства, средства, получаемые в результате перераспределения части расходов по охране и воспроизводству природных ресурсов.
4. Государственные программы поддержки экологического предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
- перспективные направления и первоочередные меры развития экологического предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов экологического предпринимательства;
- меры по формированию структур развития и поддержки экологического предпринимательства (в органах государственной власти, природоохранных органах, а также путем создания советов по экологическому предпринимательству, ассоциаций, союзов субъектов экологического предпринимательства, фондов поддержки);
- меры по созданию системы информационной поддержки и координации действий в сфере экологического предпринимательства;
- предложения по льготному кредитованию, установлению налоговых льгот и выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку экологического предпринимательства;
- создание системы привлечения инвестиций в сферу экологического предпринимательства;
- меры, связанные с производственно-технологической поддержкой субъектов экологического предпринимательства;
- меры по поддержке субъектов экологического предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
1. Обязательным требованием ко всем видам природоохранных программ, проектов и мероприятий государства является наличие сведений о предполагаемых видах, объемах потребления и производителях продукции природоохранного назначения.