Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 октября 2002 года N 1507-р


[Об одобрении Концепции развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации на период до 2005 года]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция), подготовленную Госкомспортом России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Госкомспорту России обеспечить доведение Концепции до сведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и спортивной общественности, а также организовать разработку мероприятий по ее реализации.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития физической культуры и спорта учитывать положения Концепции.

Председатель Правительства
 Российской Федерации
 М.Касьянов

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 октября 2002 года
N 1507-р

КОНЦЕПЦИЯ
развития физической культуры и спорта
в Российской Федерации на период до 2005 года

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

1. Характеристика современного состояния физической
культуры и спорта в Российской Федерации

С 1991 года в России отмечается сокращение сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. За десять лет их число уменьшилось почти на 20 процентов. Под предлогом экономической нецелесообразности многие предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов. Ряд стадионов и других спортивных объектов используются не по назначению. Не в полной мере реализуются нормы застройки городов и населенных пунктов спортивными сооружениями.

В настоящее время система управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-спортивных объединений.

Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта.

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта высших достижений. В то же время для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта, не создаются соответствующие условия.

Теряют престиж профессии преподавателя физической культуры и тренера. Сократилось количество детских тренеров, среди них сегодня практически отсутствуют молодые кадры. Как следствие, ослабевают и утрачиваются традиции российской тренерской школы, недостаточно обеспечивается подготовка резерва для спорта высших достижений.

Утрачиваются ведущие позиции отечественного спорта в международном олимпийском движении и международных спортивных организациях.

Не всегда эффективно используются возможности спорта высших достижений в решении экономических и социальных проблем общества.

По некоторым видам спорта в России практически отсутствуют современные, технически оснащенные спортивные сооружения и базы для подготовки к Олимпийским играм и крупнейшим международным соревнованиям. Не удается сократить выезд за рубеж ведущих российских спортсменов и тренеров.

Не в полной мере используются современные возможности средств массовой информации для пропаганды спорта и здорового образа жизни. Отсутствуют спортивные каналы на радио и телевидении.

Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало практически недоступными основные учреждения физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительного туризма и отдыха для многих российских граждан. Отсутствует эффективный механизм государственного регулирования, стандартизации и сертификации качества физкультурных и спортивных услуг.

В последние годы в России ухудшилось состояние здоровья населения, увеличилось количество людей, принимающих наркотики, злоупотребляющих алкоголем. Ежегодно в России признаются инвалидами до 1 млн. человек.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8-10 процентов населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60 процентов.

Наиболее острой и требующей кардинального решения является проблема слабой физической подготовки и физического развития учащихся. Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподавание физической культуры в общеобразовательных школах не соответствует современным требованиям, а в некоторых школах отсутствует. Увеличивается число школьников и студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В 2001 году их количество увеличилось на 371 тыс. человек по сравнению с 1995 годом и составило 1336 тыс. человек.

2. Цель, задачи и основные принципы

Целью настоящего документа является совершенствование государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан и достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях.

Основными задачами в сфере развития физической культуры и спорта являются:

обеспечение гражданам Российской Федерации возможности заниматься физической культурой и спортом;

формирование у населения, особенно у детей и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в этой области;

разработка и реализация федеральных и региональных нормативных правовых актов, целевых программ, направленных на создание необходимых условий для развития физической культуры и спорта;

улучшение качества физического воспитания населения, проведение мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи;

совершенствование деятельности спортивных клубов и создание молодежных центров досуга;

укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, особенно в общеобразовательных школах и других учебных заведениях;

создание условий для развития спорта высших достижений и профессионального спорта;

создание эффективной системы подготовки спортивного резерва.

Реализация настоящей Концепции должна основываться на следующих принципах:

доступность занятий физической культурой, спортом и туризмом для всех категорий и групп населения;

непрерывность и преемственность процесса физического воспитания и образования для всех категорий и групп населения;

взаимодействие органов исполнительной власти, органов законодательной власти всех уровней и общественных спортивных организаций в вопросах развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;

дифференцированный подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие массовой физической культуры, спорта высших достижений и профессионального спорта.

3. Основные направления деятельности в развитии
физической культуры и спорта

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта должна предусматривать следующие основные направления:

формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышения уровня знаний в этой сфере;

создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;

развитие спорта высших достижений;

усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом;

совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;

формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта;

формирование нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования;

анализ эффективности использования спортивных сооружений;

развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней;

проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в том числе детских ("Золотая шайба", "Кожаный мяч");

подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта;

подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культуры и спорта, проведение аттестации управленческих кадров;

развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере физической культуры и спорта, использование результатов научных исследований в практике физкультурно-спортивного движения России;

формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и формированию здорового образа жизни населения, особенно подрастающего поколения;

предоставление детям, инвалидам и людям старшего поколения льготных условий для занятий физической культурой и спортом;

привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств из различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в том числе получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведения спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта.

4. Механизмы и основные меры по реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции предполагает:

совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта;

принятие федеральных и региональных программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;

совершенствование программно-методического, организационного и медицинского обеспечения физического воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях;

определение приоритетных отраслевых научных программ;

проведение мониторинга физической подготовки и физического развития населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи;

формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, повышению уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта, а также к добровольному участию в физкультурно-спортивном движении;

совершенствование единой всероссийской спортивной классификации и единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

повышение эффективности системы организации и проведения спортивных соревнований, в том числе Всероссийских юношеских игр и Спартакиады народов России;

развитие национальных видов спорта, спортивного туризма, физических упражнений и игр с неотъемлемыми элементами самобытности и использование их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом;

создание в городах Российской Федерации зон отдыха, включающих сеть региональных оздоровительных трасс, вдоль которых формируется типовой набор специализированных спортивных сооружений;

вовлечение инвалидов в физкультурно-спортивную деятельность, разработка системы мер, направленных на социально-психологическую и физическую реабилитацию, спортивную подготовку и возврат к трудовой деятельности инвалидов;

издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов, а также создание компьютерных обучающих программ по различным видам спорта;

создание телевизионных и радиопрограмм, направленных на пропаганду физической культуры и спорта среди населения;

создание специализированного федерального спортивного телевизионного и радиоканала.

Система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, снижение неблагоприятного воздействия производства на человека, повышение уровня сопротивляемости организма различным заболеваниям, имея в виду:

принятие мер по повышению эффективности использования средств физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, разработанных на основе данных социально-гигиенического мониторинга населения Российской Федерации;

уменьшение воздействия негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;

включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной заболеваемости.

Организационной основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать спортивные, физкультурно-оздоровительные и туристские клубы, а также спортивные центры, предлагающие на платной основе более комфортные условия и разнообразные спортивные услуги.

Мероприятия по совершенствованию физического воспитания и образования детей и молодежи должны включать в себя:

проведение обязательных урочных форм занятий по предмету "физическая культура" во всех типах и видах образовательных учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»