Действующий

Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (с изменениями на 3 сентября 2018 года)

Глава V. Основные направления работы служб обеспечения полетов с целью предотвращения авиационных происшествий

60. Подготовку средств наземного обслуживания общего применения к работе, проверку технического состояния, укомплектование оборудованием, приборами, средствами пожаротушения, инструментом, расходным материалом, проведение регламентных и других видов работ, контрольных осмотров и оформление документации проводит личный состав авиационно-технической части.

О подготовке и допуске к применению средств, топлива, масла, специальных жидкостей и газов на авиационной технике должностные лица авиационно-технической части делают отметку в путевом листе, журнале учета работы средств, паспорте и контрольном талоне.

Проверку паспортных данных качества и пригодности кислорода проводят начальник автомобильной и электрогазовой службы авиационно-технической части и начальник медицинской службы авиационной части.

Подаваемые для обслуживания авиационной техники (на полеты, для выполнения регламентных и других видов работ и проверок) средства подвергаются аэродромному контролю инженерно-технической службой.

61. Обеспечение качества применяемых на воздушных судах горючего, масел, смазок и специальных жидкостей. Требования по контролю качества горючего в аэродромных условиях.

В авиационно-технической части контроль качества и допуск к заправке воздушного судна горючим, маслами, специальными жидкостями и газами производится заместителем командира авиационно-технической части, начальником (помощником) службы горючего и смазочных материалов, начальником склада горючего, начальником лаборатории горючего и смазочных материалов, начальником (помощником) автомобильной и электрогазовой службы, начальником кислорододобывающей станции, начальником группы газообеспечения.

Заправка воздушного судна производится после того, как техник воздушного судна убедится, что в контрольном талоне есть письменное разрешение должностных лиц согласно требованиям служебных документов на заправку, и проверит заземление самолета, заземление заправщика, заземление пистолета включением штыря с тросом в заземляющее гнездо воздушного судна.

62. Наиболее характерными опасными факторами в инженерно-авиационном обеспечении являются:

несоответствие организационно-штатной структуры инженерно-авиационной службы некоторых подразделений, частей, соединений и объединений объему и сложности решаемых задач;

неудовлетворительное обеспечение запасными частями и агрегатами, что приводит к значительному возрастанию количества монтажно-демонтажных работ в связи с необходимостью использования для восстановления исправности АТ агрегатов, снятых с простаивающих самолетов;

потеря практических навыков инженерно-техническим составом в выполнении видов подготовок к полетам из-за существенного уменьшения количества летных смен;

сворачивание работ по выполнению доработок авиационной техники, направленных на повышение ее надежности по причине отсутствия финансирования;

отвлечение специалистов инженерно-авиационной службы на выполнение работ по хранению сверхштатной авиационной техники, а также на выполнение задач, не связанных с эксплуатацией авиатехники;

критическое снижение запаса ресурса (срока службы) некоторых типов авиационной техники, что обуславливает определенную степень риска в оценке технического состояния воздушного судна и т.д.

К основным общим мероприятиям по предупреждению ошибочных (неправильных) действий инженерно-технического состава относятся:

изучение психофизиологических особенностей труда специалистов инженерно-авиационной службы, причин допускаемых ими ошибок, отработка и реализация мероприятий по их предотвращению;

изучение конструкции и правил эксплуатации авиационной техники, наиболее опасных и часто повторяющихся конструктивных и производственных недостатков, методов предотвращения отказов авиационной техники;

изучение эргономических недостатков эксплуатируемой авиатехники и реализация мер по устранению их влияния на качество работ;

поддержание устойчивых навыков специалистов инженерно-авиационной службы в выполнении работ по подготовке авиатехники к полетам за счет периодического проведения комплексных тренажей по видам подготовок;

постоянное совершенствование системы контроля полноты и качества выполнения работ на авиационной технике;

жесткий контроль за использованием при эксплуатации авиационной техники только исправных контрольно-проверочной аппаратуры и инструмента, а также применением предусмотренных эксплуатационной документацией расходных и горюче-смазочных материалов;

обеспечение соответствия объема и сложности выполняемых на авиатехнике работ имеющимся силам, средствам, а также уровню профессиональной подготовки инженерно-технического состава;

использование средств объективного контроля для оценки полноты и качества подготовки авиационной техники к полетам с документированием и анализом результатов;

введение в постоянную практику эффективной системы контроля готовности авиационной техники и личного состава инженерно-авиационной службы к полетам;

оперативное и объективное информирование авиаспециалистов при проведении специальных занятий об опасных факторах, выявленных в других частях на однотипной авиационной технике, а также недостатках в организации ее эксплуатации, выработка и реализация эффективных мероприятий по их устранению.

63. Наиболее часто повторяющимися опасными факторами в аэродромно-техническом обеспечении полетов являются:

неудовлетворительное содержание и подготовка взлетно-посадочных полос (далее именуется - ВПП), рулежных дорожек, централизованных заправок, мест стоянок и других объектов аэродромов к полетам;

нарушения в организации приема, хранения и контроля качества материальных средств, прежде всего горючего и смазочных материалов;