Действующий

Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (с изменениями на 3 сентября 2018 года)

При выполнении наиболее сложных видов полетных заданий

51. Основными формами работы по предотвращению АП при освоении наиболее сложных видов полетных заданий являются:

обсуждение (выработка) комплекса мероприятий на совещании руководящего состава;

специальные занятия по БзП;

целевые полеты;

заседания методического совета;

конференции по БзП;

инструктивно-методические занятия;

обмен опытом, разбор ошибок, беседы и т.д.

Работа по предотвращению АП при освоении наиболее сложных видов полетных заданий предусматривает:

изучение (уточнение) требований нормативных правовых актов и служебных документов, регламентирующих организацию, выполнение, управление и обеспечение данного вида летной подготовки;

изучение (выявление) и анализ опасных факторов, действующих в авиационной системе при выполнении вида летной подготовки;

планирование мероприятий по исключению (уменьшению влияния) всех известных опасных факторов на этапах подготовки и проведения;

разработка (уточнение) мер безопасности по этапам выполнения вида летной подготовки, с учетом фактического базирования самолетов и предстоящих метеорологических условий;

организация контроля выполнения профилактических мероприятий и соблюдения мер безопасности на этапах подготовки и проведения.

52. Основными опасными факторами, действующими в авиационной системе при выполнении боевых стрельб, учений и сбор-походах кораблей являются:

постановка частям и подразделениям задач, по сложности и объему превышающих их возможности;

невыдерживание параметров полета при построении и выполнении маневров, при прицеливании и в момент стрельбы, при выполнении маневра безопасности после применения авиационных средств поражения, являющееся причиной попадания воздушных судов в зону разлета осколков и, как следствие, его поражения, столкновения с земной (водной) поверхностью, выхода на закритические углы атаки и срыва в штопор (сваливанию);

невыдерживания параметров боевого порядка в группе, что приводило к поражению осколками ведомых экипажей или поражению авиационными средствами поражения впереди летящего самолета (ведущего);

определение мер безопасности без учета фактического уровня профессиональной подготовки летного состава и лиц группы руководства полетами, особенностей применяемых авиационных средств поражения, фактических метеорологических условий;

повышенная эмоциональная и психологическая напряженность всех категорий личного состава, связанная с повышенной ответственностью за качество выполнения поставленной задачи, реальным применением авиационных средств поражения по реальным воздушным (наземным) целям в условиях, приближенных (хоть и частично) к боевым.

Рекомендации по организации работы по предотвращению АП при выполнении боевых стрельб, учений и сбор-походов кораблей:

разработку служебных и методических документов, регламентирующих выполнение боевых стрельб, учений и сбор-походов кораблей проводить с учетом реальных возможностей всех элементов авиационной системы и фактических условий ее функционирования, своевременно вносить в них дополнения при изменении возможностей и условий выполнения задания;

параметры боевых порядков, условия выполнения стрельб определять исходя из фактического уровня натренированности летного состава.

53. Основными опасными факторами, действующими в авиационной системе при выполнении демонстрационных полетов, являются:

повышенная эмоциональная и психологическая напряженность летного состава, связанная с наличием зрителей и скоротечным выполнением фигур пилотажа на малых высотах;

ограниченные возможности по принятию решения при отказе авиационной техники над населенным пунктом (особенно при отказе силовой установки) на малых высотах;

неготовность экипажей в любой момент прекратить демонстрационный полет при незначительных (с их точки зрения) отказах авиационной техники и несоответствии метеорологических условий;

ограниченные возможности лиц группы руководства полетами по оказанию помощи экипажам при возникновении особой ситуации в полете из-за их скоротечности;