1. Настоящее Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации (далее именуется - Руководство) разработано в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации*, иными нормативными документами, регулирующими деятельность в области государственной авиации и использования воздушного пространства.
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901; N 15, ст.2019, 2023, 2024; N 30 (ч.I), ст.4590; N 48, ст.6733; N 50, ст.7351; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4318; N 53 (ч.I), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882; N 27, ст.3477; 2014, N 16, ст.1830, 1836; N 30 (ч.I), ст.4254; N 42, ст.5615; 2015, N 27, ст.3957; N 29 (ч.I), ст.4342, 4356, 4379, 4380; 2016, N 1 (ч.I), ст.82; N 18, ст.2487; N 22, ст.3095; N 27 (ч.I), ст.4160, 4224; N 28, ст.4558; 2017, N 27, ст.3932; N 31 (ч.I), ст.4777; 2018, N 1 (ч.I), ст.75.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 7 января 2017 года приказом Минобороны России от 19 ноября 2016 года N 753; в редакции, введенной в действие с 12 октября 2018 года приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 481. - См. предыдущую редакцию)
2. Руководство определяет порядок деятельности в области государственной авиации по вопросам предотвращения авиационных происшествий, обязанности руководителей (командиров, начальников) органов управления, задачи и права специалистов органов безопасности полетов.
В нем изложены основные методы, формы и способы работы должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий.
3. Главным содержанием работы по предотвращению авиационных происшествий является приоритет мер, направленных на повышение роли человеческого фактора:
подбор, подготовка и воспитание руководящих кадров и авиационных специалистов;
высокая профессиональная подготовка личного состава;
качественная подготовка личного состава и авиационной техники к полетам;
строгая плановость в летной работе;
обеспечение высокого уровня социально-бытовых условий;
высокая натренированность летного состава и лиц группы руководства полетами;
повышение требовательности к качеству техники пилотирования и объективности ее оценки;
обеспечение научно обоснованного режима труда и отдыха личного состава;
своевременное и качественное информационное обеспечение личного состава;
воспитание чувства высокой ответственности у личного состава, моральное и материальное стимулирование его труда.
4. Основными принципами работ по предотвращению авиационных происшествий являются:
объективность оценки положения дел с безопасностью полетов;
конкретность, целенаправленность и обязательность выполнения принимаемых мер;
полный охват личного состава и объектов;
оперативность проведения профилактических мероприятий и их повторение;
полная законченность процесса;
оценка эффективности проведенной работы.
5. Работа по предотвращению авиационных происшествий преследует цели:
научить каждого авиационного специалиста пониманию потенциальной опасности его ошибочных действий, профессиональной настороженности и работе безопасными методами;
исключить непрофессиональные действия, приводящие к авиационным происшествиям;
исключить нарушение требований нормативных документов, безответственность руководящего состава;