ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

ПРИКАЗ

от 25 сентября 2002 года N 4


Об утверждении типовой инструкции о порядке контроля
целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении
которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей

____________________________________________________________________

Настоящий приказ не применяется с 1 января 2004 года в части, касающейся таможенных органов Российской Федерации - приказ ГТК России от 29 октября 2003 года N 1222.

____________________________________________________________________



В целях унификации порядка таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую типовую инструкцию о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - типовая инструкция).

2. Начальникам таможенных органов Республики Белоруссия и таможенных органов Российской Федерации обеспечить приведение правовых актов, регламентирующих деятельность таможенных органов по контролю целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в соответствие типовой инструкции.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК Республики Беларусь И.И.Дубику и заместителю председателя ГТК России Б.М.Гутину.

Председатель
Таможенного комитета
Союзного государства
М.В.Ванин

     

     

Приложение
к приказу Таможенного комитета
Союзного государства
от 25 сентября 2002 года N 4

     

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров,
 в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей

     

I. Общие положения

1. Настоящая типовая инструкция о порядке контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - типовая инструкция), разработана в целях дальнейшей унификации таможенного законодательства Республики Белоруссия и Российской Федерации в соответствии с международными нормами и правилами.

2. Целями контроля целевого использования условно выпущенных товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - контроль), являются:

- обеспечение соблюдения национальных законодательств, международных договоров Республики Белоруссия и Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы государств;

- анализ целевого использования льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в соответствии с национальным законодательством, и в случае выявления нарушений национального законодательства принятие мер по взысканию в бюджет Республики Белоруссии или федеральный бюджет Российской Федерации условно начисленных сумм таможенных платежей и привлечению лиц к ответственности, предусмотренной соответствующим национальным законодательством.

3. Объектами контроля являются условно выпущенные товары, в отношении которых в соответствии с национальным законодательством предоставлены льготы по уплате таможенных платежей (далее - товары), контроль целевого использования которых возложен на таможенные органы государств.

Перечень товаров определяется национальным законодательством.

4. Субъектами контроля являются инспекционные подразделения таможенных органов государств, в регионе деятельности которых находится юридическое лицо - получатель товаров (далее - проверяемое лицо) или проживает физическое лицо, являющееся непосредственным конечным получателем товаров.

5. Контроль осуществляется путем проведения проверок целевого использования товаров.

6. Если иное не предусмотрено национальным законодательством, сроки и периодичность проверок целевого использования товаров определяются условиями предоставления льгот по уплате таможенных платежей, видом перемещаемых товаров, объемом и периодичностью их поставок, наличием информации о совершенных проверяемым лицом нарушениях национального законодательства и об имеющейся у него задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, штрафов.

В первую очередь проверке подлежат участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), имеющие значительный объем внешнеэкономической деятельности и осуществляющие импорт (экспорт) товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, а также допускающие систематические нарушения национального законодательства.

Аналитическую работу должны осуществлять инспекционные подразделения таможенных органов государств на основе информации обо всех участниках ВЭД, пользующихся льготами по уплате таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Республики Белоруссия и Российской Федерации, с целью определения приоритетных направлений и объектов проверок.

Проверка целевого использования товаров является обязательной в случае, предусмотренном национальным законодательством при ликвидации проверяемого лица.

7. Инспекционные подразделения таможенных органов государств осуществляют контроль на основании:

- календарного плана проведения проверок, утверждаемого начальником таможенного органа;

- оперативных данных, полученных от иных структурных подразделений таможенного органа;

- аналитической информации, получаемой при учете участников ВЭД;

- оперативных данных, полученных от правоохранительных и контролирующих органов;

- информации о ликвидации организаций, которым были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;

- заявлений организаций, граждан, органов местного самоуправления;

- поручений органов государственной власти;

- решений судебных органов;

- поручений вышестоящих таможенных органов;

- запросов таможенных органов государств.

II. Этапы проведения контроля

8. Этапы проведения контроля подразделяются на:

- подготовительный этап;

- этап непосредственного проведения проверки целевого использования товаров.

9. На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия:

а) анализ поступившей в инспекционное подразделение таможенного органа информации о признаках нарушения участником ВЭД национального законодательства;

б) сбор сведений о проверяемом лице.

Сведения о проверяемом лице должны содержать: организационно-правовую форму, местонахождение проверяемого лица (его филиалов и подразделений), финансовые и банковские реквизиты, фамилии руководителей и лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность, иные сведения;

в) сбор сведений о физическом лице - конечном получателе товаров.

Сведения о физическом лице - получателе товаров должны содержать: фамилию, имя, отчество, место жительства, номер телефона, реквизиты документов, удостоверяющих личность, место работы и должность;

г) изучение нормативных правовых актов национального законодательства (с изменениями и дополнениями), действовавших на момент таможенного оформления товаров и регламентирующих порядок их таможенного оформления, финансово-хозяйственную деятельность, ведение бухгалтерского учета, другие вопросы, касающиеся как проверяемого лица, так и объекта проверки;

д) анализ имеющихся в распоряжении таможенного органа документов, а именно:

- грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных за проверяемый период;

- основного комплекта документов, предъявленных при таможенном оформлении товаров, в том числе на иностранном языке;

- внешнеторговых и других договоров и контрактов, на основании которых осуществлялась поставка товаров, дополнительных соглашений к ним (если они предусмотрены);

- документов об исполнении договоров и контрактов (счета-фактуры, инвойсы, счета-проформы, паспорта сделок, транспортные накладные, авианакладные, акты приема-передачи и т.п.);

- документов, подтверждающих осуществление контроля со стороны других государственных контролирующих органов Республики Белоруссия или Российской Федерации соответственно, если ввозимые товары подлежат такому контролю (сертификат соответствия, санитарные, фитосанитарные, ветеринарные свидетельства, разрешения, лицензии и другие документы);

- соответствующих разрешений органов власти, министерств и ведомств, предусмотренных национальным законодательством и необходимых при таможенном оформлении товаров;

- обязательств получателя товаров об их целевом использовании либо распоряжении в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;

- иных документов.

При проверке данного комплекта документов необходимо обращать внимание на следующее:

- соответствуют ли условия ввоза условно выпущенных товаров условиям предоставления льгот по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении;

- выполнены ли документы на бланках установленных форм;

- имеются ли все реквизиты (печати, штампы, подписи и т.д.), не противоречат ли они содержанию документа;

- соответствуют ли подписи и печати на разрешительных документах установленным образцам;

- соответствуют ли сведения документов, которые представлялись в таможенный орган при оформлении условно выпущенных товаров, сведениям аналогичных документов, имеющихся в делах проверяемого лица;

е) анализ представленных в соответствующие сроки участником ВЭД в таможенный орган документов, установленных национальным законодательством, для подтверждения целевого использования товаров;

ж) установление случаев использования участником ВЭД товаров либо распоряжения товарами в целях, отличных от тех, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, с разрешения таможенного органа;

з) сбор и анализ материалов предыдущей проверки участника ВЭД, проведенной таможенными, а также иными государственными контролирующими органами Республики Белоруссия или Российской Федерации;

и) направление запросов в национальные банки и кредитные учреждения в случаях, предусмотренных национальным законодательством для получения сведений об операциях участника ВЭД, о состоянии его счетов и оборотов по ним, и т.д.;

к) определение круга вопросов, подлежащих проверке, т.е. составление плана (программы) проведения проверки (устного опроса);

л) определение состава группы проверки;

м) принятие мер с учетом особенностей проверки (устного опроса) по обеспечению группы проверки:

- нормативными правовыми актами национального законодательства;

- бланками документов, используемых в ходе проведения проверки (устного опроса);

- техническими, автотранспортными и иными средствами, необходимыми для оперативного проведения проверки.

10. После проведения всех подготовительных мероприятий осуществляется непосредственно проведение проверки целевого использования товаров.

11. Порядок организации и проведения проверки определяется иными нормативными правовыми актами национального законодательства государств.

12. При проведении проверки целевого использования товаров применяются, совместно или в отдельности, следующие формы таможенного контроля:

- проверка наличия товаров у проверяемого лица;

- проверка коммерческих, бухгалтерских и других документов, относящихся к внешнеэкономическим и последующим операциям с товарами у проверяемого лица;

- устный (письменный) опрос должностных лиц проверяемого лица, а также физических лиц - конечных получателей товаров.

При необходимости могут применяться иные формы таможенного контроля, предусмотренные национальным законодательством.

13. С целью проверки соблюдения условий получения проверяемым лицом льготы по уплате таможенных платежей необходимо проверить:

- наличие всех необходимых для получения льготы по уплате таможенных платежей документов, их соответствие требованиям, установленным национальным законодательством;

- соответствие категории товаров условиям, установленным документами, на основании которых получены льготы по уплате таможенных платежей (наименование, номенклатура, вес, количество, марка, степень обработки, физические/химические свойства, код, стоимость, цена или иное). Для установления соответствия необходимо сопоставить сведения о товарах, содержащихся в коммерческих, транспортных документах проверяемого лица, а также в регистрах бухгалтерского учета (документы годовой и квартальной отчетности, главная книга, журналы-ордера, ведомости, оборотные ведомости, материальные отчеты, компьютерные распечатки движения по счетам в случае ведения бухгалтерского учета в электронном виде, кассовая книга с отчетами кассира и приложением первичных документов, карточки складского учета, акты приема-передачи основных производственных фондов и другие документы) с документами, представленными при таможенном оформлении товаров;

- соблюдение квот по количеству, стоимости и иным характеристикам товаров в случаях, предусмотренных национальным законодательством;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»