МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПРИКАЗ

     
от 19 апреля 2002 года N 112

     

Об объявлении решения совместного заседания
коллегии Министерства юстиции Российской Федерации
и коллегии по вопросам безопасности при полномочном
представителе Президента Российской Федерации
в Приволжском федеральном округе



1. Объявить для руководства и исполнения прилагаемое решение совместного заседания коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе "О проблемах деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и мерах по их устранению с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа".

2. Организационно-контрольному управлению Министерства юстиции Российской Федерации (Сулоев И.К.), Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (Ялунин В.У.) организовать публикацию решения в ведомственных изданиях Министерства юстиции Российской Федерации.

3. Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (Ялунин В.У.) обеспечить координацию деятельности территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации с заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа по организации исполнения решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросом безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

4. Руководителям территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, управлений лесных исправительных учреждений, расположенных в Приволжском федеральном округе:

внести необходимые изменения в планы работы с учетом прилагаемого решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе;

по итогом II квартала 2002 года доложить по подчиненности о ходе выполнения решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

5. С решением совместного заседания коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе ознакомить руководящий состав центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Калинина Ю.И.

Министр
Ю.Я.Чайка

     

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 19 апреля 2002 года N 112

      РЕШЕНИЕ
совместного заседания Коллегии Министерства юстиции
Российской Федерации и Коллегии по вопросам безопасности при
полномочном представителе Президента Российской
Федерации в Приволжском федеральном округе    

от 2 апреля 2002 года

          

О проблемах деятельности органов и учреждений
уголовно-исполнительной системы и мерах по их устранению
с участием органов государственной власти субъектов
Российской Федерации Приволжского федерального округа



Совместное заседание коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросом безопасности при полномочном представителе Президента Российской федерации в Приволжском федеральном округе отмечает, что территориальными органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - УИС), управлениями лесных исправительных учреждений (далее - УЛИУ), расположенными в Приволжском федеральном округе, установлены деловые отношения с полномочным представителем Президента Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

Руководствуясь указами Президента Российской Федерации о поэтапном реформировании УИС, положениями и выводами, изложенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации проводит работу по совершенствованию нормативно-правовой базы УИС. Только в 2000-2002 годы принято пять федеральных законов, восемь постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, касающихся деятельности УИС.

Принятый по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральный закон от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" позволил изменить карательную политику государства по отношению к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, расширить основания для применения мер пресечения и наказания, альтернативных лишению свободы и содержанию под стражей, в законодательном порядке влиять на сокращение сроков рассмотрения уголовных дел в судах, на пересмотр оснований для заключения под стражу.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при участии Минюста России разработано и принято постановление от 30 ноября 2001 года N 2172-III ГД "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин", предусматривающее освобождение из мест лишения свободы около 10 тыс. несовершеннолетних и 14 тыс. женщин, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, возвращения институту помилования исключительного характера, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 на территориях субъектов Российской Федерации образованы комиссии по вопросом помилования и утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

В связи с истечением сроков введения в действие наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста по инициативе Минюста России подготовлен и принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" от 10 января 2002 года N 4-ФЗ, в соответствии с которым сроки введения данных видов наказаний перенесены на 2004-2006 годы.

В 2001 году вопросы деятельности УИС три раза рассматривались на заседаниях Правительства Российской Федерации, где были приняты решения о государственной поддержке УИС на федеральном уровне.

Правительством Российской Федерации в 2001 году принято пять постановлений по вопросом государственной поддержки деятельности УИС. По инициативе Минюста России Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы", которой предусматривается введение в ближайшие пять лет дополнительно 46 тыс. мест для содержания обвиняемых и подозреваемых, 215 тыс. кв.м жилья для сотрудников следственных изоляторов и тюрем, обеспечение работой 40 тыс. осужденных.

Руководителями субъектов Российской Федерации было принято более 350 нормативных правовых актов, которые способствовали улучшению финансового положения исправительных учреждений. От местных органов власти получена в том или ином виде помощь в размере более 600 млн. руб.

В результате принятых мер удалось снизить численность спецконтингента в местах лишения свободы более чем на 100 тыс. человек, в том числе в следственных изоляторах - на 30 тыс. человек, что позволило вывести из-под влияния криминальной среды тысячи граждан, сохранить им здоровье и семьи.

Администрацией полномочного представителя Президента Российской Федерации и руководителями субъектов в Приволжском федеральном округе проведена работа по оказанию государственной поддержки органам и учреждениям УИС.

В ряде субъектов Приволжского федерального округа приняты законодательные и иные нормативные акты, реализуются региональные программы, направленные на совместное решение проблемы трудовой занятости осужденных к лишению свободы, профилактику и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфекции, стабилизацию положения дел в следственных изоляторах, социальную реабилитацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказание финансовой и иной помощи учреждениям УИС.

Объем целевой финансовой помощи УИС в 2000-2001 годы составил более 256 млн. руб. Значительные финансовые средства выделялись администрациями Самарской области (свыше 103 млн. руб.), республик Башкортостан (20 млн. руб.) и Татарстан (14,3 млн. руб.).

Предприятиям УИС Минюста России Приволжского федерального округа реструктуризирована и списана задолженность в местные бюджеты на сумму около 120,0 млн. руб.

В Кировской и Пермской областях утверждены программы первоочередных мер по стабилизации и развитию предприятий лесопромышленного комплекса на 2001-2002 годы.

В рамках подготовки областных целевых программ на последующие периоды в УИН Минюста России по Пензенской области подготовлен проект программы реформирования уголовно-исполнительной системы области на период до 2006 года.

Прирост объема выпуска промышленной продукции предприятиями УИС в 2001 году составил 12,74% по сравнению с 2000 годом.

Ведется целенаправленная работа по развитию и наращиванию мощностей для собственного деревоперерабатывающего производства, изготовлению строительных материалов, кирпича, плит перекрытия, инженерно-технических средств охраны.

В Республике Мордовия, Чувашской Республике, Пензенской, Саратовской, Ульяновской областях местные органы власти наиболее активно проводят работу по приему жилья и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения на баланс муниципальных образований, освобождая учреждения УИС от несвойственных им функций.

Осуществляются мероприятия по внедрению новых методов лечения социально опасных болезней путем создания медицинских и лечебно-диагностических центров (Самарская и Нижегородская области), взаимодействию с республиканскими центрами по реализации совместных комплексных программ.

Показатель заболеваемости туберкулезом среди осужденных в 2001 году по сравнению с 2000 годом снизился в 1,3 раза. Отмечается стабильное снижение заболеваемости в учреждениях УИС Нижегородской, Ульяновской, Кировской, Оренбургской областей, Вятском УЛИУ, учреждении ЖХ-385.

Улучшилось взаимодействие подразделений УИС с правоохранительными органами Приволжского федерального округа. Так, по информации из УИС в 2001 году было раскрыто 42119 преступлений, что на 31,5% больше, чем в 2000 году.

Вместе с тем в деятельности уголовно-исполнительной системы сохраняется ряд проблемных вопросов, требующих решения на региональном уровне.

Следственные изоляторы работают в сложных условиях из-за значительного (150,4%) их наполнения (Нижегородская область - 253,4%, Чувашская Республика - 251,З%, Самарская - 190,0%, Пермская - 169,9%, Оренбургская - 166,6% области, Республика Татарстан - 151,9%).

Усугубляют ситуацию нарушения судебными органами сроков содержания лиц, ожидающих рассмотрения уголовных дел в судах первой инстанции. В Самарской области сроки нарушены в отношении 227 человек, в Пензенской области - 75 человек. Почти каждый третий подсудимый, числящийся за судами первой инстанции, ожидает судебного процесса свыше одного месяца.

Слабо используются возможности привлечения промышленного потенциала исправительных учреждений для обеспечения потребностей организаций и хозяйствующих субъектов Приволжского федерального округа. В исправительных учреждениях более 25 тыс. осужденных не заняты трудом из-за отсутствия работы. Неполная трудовая занятость осужденных затрудняет их социальную реабилитацию после освобождения из мест лишения свободы.

Остается сложной санитарно-эпидемиологическая обстановка в учреждениях УИС Приволжского федерального округа, особенно по таким заболеваниям, как туберкулез и ВИЧ-инфекция. В учреждениях УИС содержится более 15,6 тыс. человек, больных активным туберкулезом (123,8% от уровня 2000 года), из них 18,4% - лекарственно-устойчивыми формами. Увеличилось число больных туберкулезом, поступающих в следственные изоляторы республик Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Чувашской Республики, Оренбургской области.

Количество ВИЧ-инфицированных, поступивших в учреждения УИС, увеличилось по сравнению с 2000 годом более чем в 6 раз и составило 10,2 тыс. человек. Все ВИЧ-инфицированные выявлены при поступлении в следственные изоляторы, 95% из них являются жителями Приволжского федерального округа. Практически четверть из них по окончании расследования уголовных дел освобождается из-под стражи. Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных в УИС республик Башкортостан и Татарстан, Удмуртской Республики, Оренбургской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.

На балансе учреждений УИС находится 2964 объекта социально-бытовой сферы, не переданные в ведение органов местного самоуправления. На содержание данных объектов ежегодно затрачивается около 100,0 млн. руб., что еще больше ухудшает финансовое положение учреждений.

Имеют место случаи отказа в предоставлении льгот сотрудникам УИС по оплоте коммунально-бытовых услуг, бесплатного проезда в общественном транспорте, медицинского обслуживания (Республики Марий Эл, Мордовия, Пензенская, Пермская области).

В Приволжском федеральном округе в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий более 12,6 тыс. сотрудников УИС (14,6% от число работающих), в том числе более 4,1 тыс. человек, не имеющих квартир.

Считая, что проблемы, возникающие на данном этапе реформирования УИС, вышли за рамки ведомственных вопросов, коллегия Министерства юстиции Российской Федерации и коллегия по вопросом безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

решили:

1. Руководителям территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, расположенных в Приволжском федеральном округе:

1.1. В развитие Федеральных программ "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы" и "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" откорректировать совместно с соответствующими органами исполнительной власти региональные целевые программы и внести их на утверждение губернаторам (главам администраций) субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа:

- по строительству, реконструкции следственных изоляторов (далее - СИЗО) и тюрем, жилья для личного состава УИС;

- по борьбе с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией;

- по содействию трудовой занятости осужденных.

1.2. Принять меры по укомплектованию кадрами СИЗО и тюрем, созданию коммунально-бытовых условий для несения службы и отдыха сотрудников, организации питания личного состава дежурных смен.

1.3. Обеспечить освоение выделенных в 2002 году государственных инвестиций согласно титульным спискам строек и ввести в эксплуатацию:

- по Республике Мордовия - основное ограждение СИЗО-3;

- по Удмуртской Республике - вторую очередь режимного корпуса на 125 мест в СИЗО-1;

- по Пензенской области - первую очередь инженерно-технического ограждения учреждения ИК-4;

- по учреждению ЖХ-385 - газоснабжение пос.Барашево и пос.Сосновка, перевод котельных на газ в ИК-10 и ИК-2.

1.4. Направить губернаторам (главам администраций) и в органы местного самоуправления предложения по:

повышению престижа службы в уголовно-исполнительной системе Минюста России за счет обеспечения реализации социальных гарантий и льгот, установленных действующим законодательством для сотрудников УИС, улучшению их жилищных условий;

передаче объектов социально-культурного и коммунального назначения, находящихся на балансе подразделений УИС, в том числе:

- по Республике Башкортостан - 64 объектов, затраты на содержание которых составляют 1,55 млн. руб.;

- по Кировской области - 35 объектов, затраты на содержание которых составляют 0,43 млн. руб.;

- по Республике Марий Эл - 35 объектов, затраты на содержание которых составляют 0,9 млн. руб.;

- по Республике Мордовия - 616 объектов, затраты на содержание которых составляют 12,3 млн. руб.;

- по Нижегородской области - 314 объектов, затраты на содержание которых составляют 26,4 млн. руб.;

- по Пензенской области - 7 объектов, затраты на содержание которых составляют 0,6 млн. руб.;

- по Пермской области - 338 объектов, затраты на содержание которых составляют 7,1 млн. руб.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»