ПРИКАЗ
от 19 апреля 2002 года N 112
Об объявлении решения совместного заседания
коллегии Министерства юстиции Российской Федерации
и коллегии по вопросам безопасности при полномочном
представителе Президента Российской Федерации
в Приволжском федеральном округе
1. Объявить для руководства и исполнения прилагаемое решение совместного заседания коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе "О проблемах деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и мерах по их устранению с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа".
2. Организационно-контрольному управлению Министерства юстиции Российской Федерации (Сулоев И.К.), Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (Ялунин В.У.) организовать публикацию решения в ведомственных изданиях Министерства юстиции Российской Федерации.
3. Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (Ялунин В.У.) обеспечить координацию деятельности территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации с заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа по организации исполнения решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросом безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
4. Руководителям территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, управлений лесных исправительных учреждений, расположенных в Приволжском федеральном округе:
внести необходимые изменения в планы работы с учетом прилагаемого решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе;
по итогом II квартала 2002 года доложить по подчиненности о ходе выполнения решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
5. С решением совместного заседания коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе ознакомить руководящий состав центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Калинина Ю.И.
Министр
Ю.Я.Чайка
РЕШЕНИЕ
совместного заседания Коллегии Министерства юстиции
Российской Федерации и Коллегии по вопросам безопасности при
полномочном представителе Президента Российской
Федерации в Приволжском федеральном округе
от 2 апреля 2002 года
О проблемах деятельности органов и учреждений
уголовно-исполнительной системы и мерах по их устранению
с участием органов государственной власти субъектов
Российской Федерации Приволжского федерального округа
Совместное заседание коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и коллегии по вопросом безопасности при полномочном представителе Президента Российской федерации в Приволжском федеральном округе отмечает, что территориальными органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - УИС), управлениями лесных исправительных учреждений (далее - УЛИУ), расположенными в Приволжском федеральном округе, установлены деловые отношения с полномочным представителем Президента Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
Руководствуясь указами Президента Российской Федерации о поэтапном реформировании УИС, положениями и выводами, изложенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации проводит работу по совершенствованию нормативно-правовой базы УИС. Только в 2000-2002 годы принято пять федеральных законов, восемь постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, касающихся деятельности УИС.
Принятый по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральный закон от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" позволил изменить карательную политику государства по отношению к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, расширить основания для применения мер пресечения и наказания, альтернативных лишению свободы и содержанию под стражей, в законодательном порядке влиять на сокращение сроков рассмотрения уголовных дел в судах, на пересмотр оснований для заключения под стражу.
Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при участии Минюста России разработано и принято постановление от 30 ноября 2001 года N 2172-III ГД "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин", предусматривающее освобождение из мест лишения свободы около 10 тыс. несовершеннолетних и 14 тыс. женщин, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести.
В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, возвращения институту помилования исключительного характера, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года N 1500 на территориях субъектов Российской Федерации образованы комиссии по вопросом помилования и утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.
В связи с истечением сроков введения в действие наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста по инициативе Минюста России подготовлен и принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" от 10 января 2002 года N 4-ФЗ, в соответствии с которым сроки введения данных видов наказаний перенесены на 2004-2006 годы.
В 2001 году вопросы деятельности УИС три раза рассматривались на заседаниях Правительства Российской Федерации, где были приняты решения о государственной поддержке УИС на федеральном уровне.
Правительством Российской Федерации в 2001 году принято пять постановлений по вопросом государственной поддержки деятельности УИС. По инициативе Минюста России Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы", которой предусматривается введение в ближайшие пять лет дополнительно 46 тыс. мест для содержания обвиняемых и подозреваемых, 215 тыс. кв.м жилья для сотрудников следственных изоляторов и тюрем, обеспечение работой 40 тыс. осужденных.
Руководителями субъектов Российской Федерации было принято более 350 нормативных правовых актов, которые способствовали улучшению финансового положения исправительных учреждений. От местных органов власти получена в том или ином виде помощь в размере более 600 млн. руб.
В результате принятых мер удалось снизить численность спецконтингента в местах лишения свободы более чем на 100 тыс. человек, в том числе в следственных изоляторах - на 30 тыс. человек, что позволило вывести из-под влияния криминальной среды тысячи граждан, сохранить им здоровье и семьи.
Администрацией полномочного представителя Президента Российской Федерации и руководителями субъектов в Приволжском федеральном округе проведена работа по оказанию государственной поддержки органам и учреждениям УИС.
В ряде субъектов Приволжского федерального округа приняты законодательные и иные нормативные акты, реализуются региональные программы, направленные на совместное решение проблемы трудовой занятости осужденных к лишению свободы, профилактику и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфекции, стабилизацию положения дел в следственных изоляторах, социальную реабилитацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказание финансовой и иной помощи учреждениям УИС.
Объем целевой финансовой помощи УИС в 2000-2001 годы составил более 256 млн. руб. Значительные финансовые средства выделялись администрациями Самарской области (свыше 103 млн. руб.), республик Башкортостан (20 млн. руб.) и Татарстан (14,3 млн. руб.).
Предприятиям УИС Минюста России Приволжского федерального округа реструктуризирована и списана задолженность в местные бюджеты на сумму около 120,0 млн. руб.
В Кировской и Пермской областях утверждены программы первоочередных мер по стабилизации и развитию предприятий лесопромышленного комплекса на 2001-2002 годы.
В рамках подготовки областных целевых программ на последующие периоды в УИН Минюста России по Пензенской области подготовлен проект программы реформирования уголовно-исполнительной системы области на период до 2006 года.
Прирост объема выпуска промышленной продукции предприятиями УИС в 2001 году составил 12,74% по сравнению с 2000 годом.
Ведется целенаправленная работа по развитию и наращиванию мощностей для собственного деревоперерабатывающего производства, изготовлению строительных материалов, кирпича, плит перекрытия, инженерно-технических средств охраны.
В Республике Мордовия, Чувашской Республике, Пензенской, Саратовской, Ульяновской областях местные органы власти наиболее активно проводят работу по приему жилья и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения на баланс муниципальных образований, освобождая учреждения УИС от несвойственных им функций.
Осуществляются мероприятия по внедрению новых методов лечения социально опасных болезней путем создания медицинских и лечебно-диагностических центров (Самарская и Нижегородская области), взаимодействию с республиканскими центрами по реализации совместных комплексных программ.
Показатель заболеваемости туберкулезом среди осужденных в 2001 году по сравнению с 2000 годом снизился в 1,3 раза. Отмечается стабильное снижение заболеваемости в учреждениях УИС Нижегородской, Ульяновской, Кировской, Оренбургской областей, Вятском УЛИУ, учреждении ЖХ-385.
Улучшилось взаимодействие подразделений УИС с правоохранительными органами Приволжского федерального округа. Так, по информации из УИС в 2001 году было раскрыто 42119 преступлений, что на 31,5% больше, чем в 2000 году.
Вместе с тем в деятельности уголовно-исполнительной системы сохраняется ряд проблемных вопросов, требующих решения на региональном уровне.
Следственные изоляторы работают в сложных условиях из-за значительного (150,4%) их наполнения (Нижегородская область - 253,4%, Чувашская Республика - 251,З%, Самарская - 190,0%, Пермская - 169,9%, Оренбургская - 166,6% области, Республика Татарстан - 151,9%).
Усугубляют ситуацию нарушения судебными органами сроков содержания лиц, ожидающих рассмотрения уголовных дел в судах первой инстанции. В Самарской области сроки нарушены в отношении 227 человек, в Пензенской области - 75 человек. Почти каждый третий подсудимый, числящийся за судами первой инстанции, ожидает судебного процесса свыше одного месяца.
Слабо используются возможности привлечения промышленного потенциала исправительных учреждений для обеспечения потребностей организаций и хозяйствующих субъектов Приволжского федерального округа. В исправительных учреждениях более 25 тыс. осужденных не заняты трудом из-за отсутствия работы. Неполная трудовая занятость осужденных затрудняет их социальную реабилитацию после освобождения из мест лишения свободы.
Остается сложной санитарно-эпидемиологическая обстановка в учреждениях УИС Приволжского федерального округа, особенно по таким заболеваниям, как туберкулез и ВИЧ-инфекция. В учреждениях УИС содержится более 15,6 тыс. человек, больных активным туберкулезом (123,8% от уровня 2000 года), из них 18,4% - лекарственно-устойчивыми формами. Увеличилось число больных туберкулезом, поступающих в следственные изоляторы республик Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Чувашской Республики, Оренбургской области.
Количество ВИЧ-инфицированных, поступивших в учреждения УИС, увеличилось по сравнению с 2000 годом более чем в 6 раз и составило 10,2 тыс. человек. Все ВИЧ-инфицированные выявлены при поступлении в следственные изоляторы, 95% из них являются жителями Приволжского федерального округа. Практически четверть из них по окончании расследования уголовных дел освобождается из-под стражи. Наибольшее количество ВИЧ-инфицированных в УИС республик Башкортостан и Татарстан, Удмуртской Республики, Оренбургской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
На балансе учреждений УИС находится 2964 объекта социально-бытовой сферы, не переданные в ведение органов местного самоуправления. На содержание данных объектов ежегодно затрачивается около 100,0 млн. руб., что еще больше ухудшает финансовое положение учреждений.
Имеют место случаи отказа в предоставлении льгот сотрудникам УИС по оплоте коммунально-бытовых услуг, бесплатного проезда в общественном транспорте, медицинского обслуживания (Республики Марий Эл, Мордовия, Пензенская, Пермская области).
В Приволжском федеральном округе в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий более 12,6 тыс. сотрудников УИС (14,6% от число работающих), в том числе более 4,1 тыс. человек, не имеющих квартир.
Считая, что проблемы, возникающие на данном этапе реформирования УИС, вышли за рамки ведомственных вопросов, коллегия Министерства юстиции Российской Федерации и коллегия по вопросом безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
решили:
1. Руководителям территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, расположенных в Приволжском федеральном округе:
1.1. В развитие Федеральных программ "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы" и "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" откорректировать совместно с соответствующими органами исполнительной власти региональные целевые программы и внести их на утверждение губернаторам (главам администраций) субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа:
- по строительству, реконструкции следственных изоляторов (далее - СИЗО) и тюрем, жилья для личного состава УИС;
- по борьбе с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией;
- по содействию трудовой занятости осужденных.
1.2. Принять меры по укомплектованию кадрами СИЗО и тюрем, созданию коммунально-бытовых условий для несения службы и отдыха сотрудников, организации питания личного состава дежурных смен.
1.3. Обеспечить освоение выделенных в 2002 году государственных инвестиций согласно титульным спискам строек и ввести в эксплуатацию:
- по Республике Мордовия - основное ограждение СИЗО-3;
- по Удмуртской Республике - вторую очередь режимного корпуса на 125 мест в СИЗО-1;
- по Пензенской области - первую очередь инженерно-технического ограждения учреждения ИК-4;
- по учреждению ЖХ-385 - газоснабжение пос.Барашево и пос.Сосновка, перевод котельных на газ в ИК-10 и ИК-2.
1.4. Направить губернаторам (главам администраций) и в органы местного самоуправления предложения по:
повышению престижа службы в уголовно-исполнительной системе Минюста России за счет обеспечения реализации социальных гарантий и льгот, установленных действующим законодательством для сотрудников УИС, улучшению их жилищных условий;
передаче объектов социально-культурного и коммунального назначения, находящихся на балансе подразделений УИС, в том числе:
- по Республике Башкортостан - 64 объектов, затраты на содержание которых составляют 1,55 млн. руб.;
- по Кировской области - 35 объектов, затраты на содержание которых составляют 0,43 млн. руб.;
- по Республике Марий Эл - 35 объектов, затраты на содержание которых составляют 0,9 млн. руб.;
- по Республике Мордовия - 616 объектов, затраты на содержание которых составляют 12,3 млн. руб.;
- по Нижегородской области - 314 объектов, затраты на содержание которых составляют 26,4 млн. руб.;
- по Пензенской области - 7 объектов, затраты на содержание которых составляют 0,6 млн. руб.;
- по Пермской области - 338 объектов, затраты на содержание которых составляют 7,1 млн. руб.;