МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПРИКАЗ

     
от 27 марта 2002 года N 82

     

Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции
Российской Федерации



1. Объявить для руководства и исполнения прилагаемое решение коллегии Министерства юстиции Российской Федерации от 1 февраля 2002 года "Об итогах деятельности органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации за 2001 год и задачах на 2002 год".

2. Заместителям Министра, руководителям структурных подразделений центрального аппарата Минюста России, его федеральных управлений по федеральным округам, территориальных органов и учреждений, органов уголовно-исполнительной системы обеспечить исполнение решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением приказа и решения коллегии возложить на первого заместителя Министра Карлина А.Б.

Министр
Ю.Я.Чайка

     

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 27 марта 2002 года N 82

     
 КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 1 февраля 2002 года

     

Об итогах деятельности органов и учреждений
Министерства юстиции Российской Федерации
за 2001 год и задачах на 2002 год



Коллегия отмечает, что в отчетный период достигнут дальнейший качественный прогресс в результатах деятельности всей системы органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации (Министерство, Минюст России).

Главные результаты связаны с усилением координации деятельности Минюста России со стороны Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, улучшением взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализуя определенные Президентом Российской Федерации задачи, Минюст России, его федеральные управления по федеральным округам, территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции в 2001 году сосредоточили усилия на приоритетных направлениях деятельности, определенных решением коллегии Министерства от 24 января 2001 года.

Осуществлен комплекс мер, направленных на обеспечение единства правового пространства, конституционной безопасности государства, совершенствование политической системы.

Территориальными органами юстиции проведена юридическая экспертиза около 52 тыс. нормативных актов субъектов Российской Федерации. 80% выявленных незаконных региональных актов приведено в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования. Завершается процесс проверки на соответствие федеральному законодательству всех актов субъектов Российской Федерации, принятых с 1993 года по настоящее время. Наиболее эффективно эта работа проведена в территориальных органах юстиции по Красноярскому краю, Воронежской, Липецкой, Кировской, Курской, Тамбовской областям, Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Большинство территориальных органов юстиции оказывает значительную помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации на стадии разработки проектов актов. Активно участвуют в этой работе территориальные органы юстиции по республикам Карелия (рассмотрено 467 проектов), Башкортостан (291), Бурятия (209), Краснодарскому краю (498), Сахалинской области (244).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 в сжатые сроки во всех субъектах Российской Федерации сформирован и ведется Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В настоящее время в него внесено около 100 тыс. нормативных правовых актов. Большая по объему работа по формированию Федерального регистра проведена органами юстиции в республиках Башкортостан (включено 3778 актов), Саха (Якутия) (2541), г.Москве (3007). Завершен процесс включения в Федеральный регистр всех действующих актов в Астраханской, Вологодской, Воронежской, Ростовской, Смоленской, Ярославской областях.

Однако в территориальных органах Минюста России еще не в полной мере обеспечивается контроль за качеством и полнотой ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, проведения их юридической экспертизы.

Министерство участвовало в разработке и принятии Федерального закона "О политических партиях". Подготовлены и опубликованы образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения. По состоянию на 25 января 2002 года зарегистрированы 7 политических партий. С участием Минюста России также разработаны Федеральные законы "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Обеспечена доработка проектов Кодекса об административных правонарушениях, Уголовно-процессуального кодекса, Трудового, Земельного кодексов Российской Федерации. Продолжается работа над редакцией Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов.

Разделяя усилия мирового сообщества по предотвращению и пресечению террористических актов, Минюст России подготовил проекты федеральных законов "О борьбе с экстремистской деятельностью" и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления борьбы с терроризмом).

В истекшем году проводилась работа, направленная на совершенствование организации законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. Министерством подготовлен План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2001 год и уточняющий его План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 3 и 4 кварталы 2001 года. Сформирован проект плана подготовки проектов федеральных законов на 2002 год. Министерство осуществляет отстаивание позиций Правительства Российской Федерации по 380 законопроектам, находящимся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации. Подготовлены Основные требования к концепции и разработке проектов федеральных законов и Рекомендации Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности об организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в законотворческой деятельности.

Министерство продолжило работу по совершенствованию нормативной правовой базы в связи с проводимыми реформами в области гражданского, трудового, пенсионного законодательства, а также приняло участие в разработке и реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года.

Повысилась эффективность работы служб судебных приставов. По результатам работы за 2001 год взыскателям возвращено 132,0 млрд. руб.

В течение года в службе судебных приставов находилось на исполнении 16,8 млн. исполнительных производств, из них окончено 13,1 млн. производств, или 77%. Лучшие результаты при этом показали службы судебных приставов территориальных органов юстиции по республикам Кабардино-Балкарская, Северная Осетия - Алания, Приморскому краю, Воронежской области, Пензенской, Саратовской, Смоленской, Томской, Читинской, Ярославской областям.

Менее половины исполнительных производств окончено в службе судебных приставов Магаданской области.

Окончено исполнением с взысканием всей суммы, подлежащей взысканию, 5347437, или 41% от числа оконченных исполнительных производств. Более 60% от этой суммы взыскали службы судебных приставов в Карачаево-Черкесской Республике, Липецкой, Тамбовской, Читинской областях, Эвенкийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Наименьшие результаты взыскания показали службы судебных приставов в республиках Калмыкия, Марий Эл, Коми, Брянской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

В бюджеты различных уровней за год перечислено налогов и сборов на общую сумму 40,1 млрд. руб.

Результаты деятельности службы судебных приставов Минюста России по принудительному взысканию налогов и сборов улучшились по сравнению с показателями прошлого года. Более 1 млрд. руб. за истекший год перечислили в бюджет государства службы судебных приставов территориальных органов юстиции по Красноярскому краю, Нижегородской, Пермской, Ростовской, Самарской, Свердловской областям, Ямало-Ненецкому, Ханты-Мансийскому автономным округам, Санкт-Петербургу. Более 40% постановлений налоговых органов по принудительному взысканию задолженности по налогом и сбором исполняется в службах судебных приставов в Республике Мордовия, Приморском крае, Нижегородской области, Ямало-Ненецком автономном округе.

Низкие показатели в работе по взысканию задолженности по налогам и сборам у служб судебных приставов Брянской, Камчатской областей, Агинского Бурятского автономного округа.

На окончание отчетного периода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов взято под охрану около 70% зданий судов общей юрисдикции и 99% арбитражных судов (в 2000 году под охраной находилось 58% зданий судов).

Почти в два раза уменьшилось количество зарегистрированных правонарушений в зданиях судов по сравнению с прошедшим годом. Значительных результатов по организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов достигли службы судебных приставов в Республике Карелия, Липецкой, Кировской, Томской и Тульской областях.

В 2001 году продолжалась работа по реформированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. По инициативе Минюста России приняты Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". В соответствии с ними практически исключено применение меры пресечения в виде содержания под стражей к лицам, подозреваемым и обвиняемым в преступлениях небольшой и средней тяжести. Более широко используются альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2002-2006 годы)".

В результате принятых мер законодательного и организационного характера впервые за последние годы удалось сократить численность контингента в местах лишения свободы более чем на 100 тыс. человек, в том числе в СИЗО - на 30 тыс. человек.

Улучшилось положение с обеспечением правопорядка среди осужденных, снизились показатели преступности и нарушений дисциплины. Общее количество преступлений, совершенных в учреждениях УИС, сократилось по сравнению с прошлым годом на 7,6%. Численность лиц, находящихся в розыске, сократилась на 13,2%.

Лучших показателей в оперативно-служебной деятельности добились ГУИН Минюста России по Самарской области, УИН Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике, Волгоградской и Тверской областям.

В 2001 году в промышленности УИС Минюста России выпуск товарной продукции составил 111,7% к уровню прошлого года на сумму 10,9 млрд. руб.

Численность нетрудоустроенных осужденных на предприятиях УИС Минюста России уменьшилось в течение года в среднем с 13,6% до 12,1%. Полностью решили вопросы трудовой занятости осужденных в УИН Минюста России по Воронежской, Липецкой областям. Обеспечено сохранение и развитие внутрисистемного рынка. Лучшие результаты показали ГУИН Минюста России по Свердловской, Челябинской областям, УИН Минюста России по Хабаровскому краю и Орловской области.

В результате самообеспечения УИС Минюста России продуктами питания, вещевым имуществом и предметами коммунально-бытового назначения экономия бюджетных средств составила более 500 млн. руб. Территориальными органами УИС Минюста России проводилась работа по организации медицинского обслуживания личного состава, открыто 17 лечебных учреждений.

Выполнены в полном объеме служебно-боевые задачи, возложенные на Оперативную группу УИС Минюста России на Северном Кавказе. Приняты под охрану и оборону силами личного состава отделов специального назначения УИС Минюста России здания Правительства Чеченской Республики, пять районных судов Республики и миссия ОБСЕ. Проведены работы по восстановлению исправительных колоний и следственных изоляторов, дислоцированных на территории Чеченской Республики.

Вместе с тем были допущены побеги из ряда следственных изоляторов и тюрем, что стало возможным в результате ослабления контроля ГУИН Минюста России в вопросах режима, надзора, подбора и расстановки кадров, устранения недостатков по итогом инспекторских проверок.

Остаются актуальными проблемы размещения осужденных и подследственных, нормализации санитарно-эпидемиологической обстановки, обеспечения социальной защищенности личного состава в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Продолжают иметь место низкие показатели оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности в УИН Минюста России по Республике Саха (Якутия), Московской, Читинской областям. Еврейской автономной области.

В 2001 году получили дальнейшее развитие правовые институты Минюста России, обеспечивающие защиту конституционных прав и свобод граждан, действенный контроль за их деятельностью.

В сфере адвокатуры общий объем поручений, включая устные консультации, составление документов, представительство и защиту в судах, составил около 10 млн. Своевременно и в соответствии с требованиями законодательства решались вопросы организации и деятельности юридических консультаций. В этой связи заслуживает положительной оценки деятельность территориальных органов Министерство юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея, Краснодарскому и Хабаровскому краям, Иркутской и Рязанской областям. Координирование практики по вопросам адвокатуры осуществляли и федеральные управления юстиции по федеральным округам. Наиболее активно эта работа проведена в Дальневосточном, Сибирском, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах.

За год нотариусами совершено свыше 7 млн. нотариальных действий. Удалось ликвидировать дефицит нотариальной помощи населению, при этом уровень обеспеченности населения данным видом правовой помощи стал сопоставим с европейским.

В 2001 году было проделана значительная работа, связанная с координацией деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, возобновлено обучение работников органов ЗАГС на базе факультета повышения квалификации Российской правовой академии, велось активная работа по совершенствованию законодательства об актах гражданского состояния.

С утверждением постановлением Правительство Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Минюст России приступил к реализации своих полномочий в этой сфере в полном объеме.

Усилен контроль за ведомственным нормотворчеством, проведены проверки работы по отбору нормативных правовых актов для направления их на государственную регистрацию в 68 федеральных органах исполнительной власти. Принятые меры способствовали заметному улучшению качества нормативных правовых актов, издаваемых большинством федеральных органов. Подготовлен Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 года N 318 о введении государственной регистрации нормативных правовых актов ряда ведомств. По инициативе Минюста России принят Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 года N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов", которым установлена дополнительная денежная надбавка сотрудником юридических служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Основные направления и итоги работы по совершенствованию правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, интересов Российской Федерации одобрены на заседании Совета Безопасности Российской федерации 26 декабря 2001 года под председательством Президента Российской Федерации.

Улучшилось организационно-методическое руководство Министерством системой судебно-экспертных учреждений. При его непосредственном участии разработан и принят Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Увеличение числа криминалистических экспертиз, в том числе по заданиям судов, служб судебных приставов, свидетельствует о повышении роли судебно-экспертных учреждений в обеспечении деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов.

В рамках работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления Министерство активно участвует в разработке Концепции разграничения полномочий в сфере законности, защиты прав и свобод граждан в судебной и правоохранительной сферах и обеспечивает работу по проверке на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам более 500 соглашений и договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ведется разработка Концепции регулирования миграционных процессов, новых законодательных актов.

В отчетном году сохранилась тенденция к существенному расширению участия Минюста России, его органов и учреждений в международном сотрудничестве. В 2001 году заключены восемь межгосударственных договоров, включая два - о правовой помощи; при участии Министерства ратифицированы и вступили в силу три международных договора Российской Федерации в правовой сфере. Значительная работа проведена по правовому обеспечению интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и Союзного государства России и Беларуси. Проведены крупные международные форумы, в том числе 24-я Конференция европейских министров юстиции.

Однако требует улучшения организация работы в Минюсте России по исполнению международных обязательств и реализации прав, вытекающих для Российской Федерации из международных конвенций и договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам.

Заметно улучшена организация и эффективность управления деятельностью системой органов и учреждений юстиции, усилено влияние центрального аппарата Министерства на организацию и результаты работы его территориальных органов и учреждений. Повысился качественный уровень подготовки материалов для рассмотрения коллегией Министерства, организации ее работы. Нарабатывается практика проведения выездных совместных заседаний коллегии Министерства в федеральных округах с участием полномочных представителей Президента Российской Федерации, представителей федеральных органов власти и руководителей органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, что позволило в регионах России решить ряд вопросов государственной поддержки уголовно-исполнительной системы Минюста России, улучшить координацию и взаимодействие с налоговыми органами на уровне Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Значительно повысилась исполнительская дисциплина, заинтересованность и участие федеральных управлений по федеральным округам, территориальных органов и учреждений юстиции в качественном и эффективном решении поставленных перед Министерством задач. Лучшие результаты работы показали федеральные управления Минюста России по Дальневосточному (Гулягин Ю.А.), Южному (Колесов Ю.И.) федеральным округам, территориальные органы юстиции по республикам Карелия (Игнатьева Т.П.), Марий Эл (Бушков В.А.), Красноярскому краю (Дорохов В.И.), Воронежской (Летов А.А.), Кировской (Казаков И.А.), Липецкой (Варакин В.Б.), Пензенской (Дмитриев В.И.), Ростовской (Попов Ю.В.), Сахалинской (Контарев М.В.) областям.

Усилен ведомственный контроль. В целях реализации контрольных функций и оказания практической помощи осуществлено 356 выездов в территориальные органы и учреждения юстиции, примерно половина из них (175) осуществлена федеральными управлениями по федеральным округам. Комплексные проверки, в том числе ревизии финансово-хозяйственной деятельности, позволили возместить в федеральный бюджет более 53 млн. руб.

В основном обеспечены реализация государственной кадровой политики, исполнение Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Принятыми мерами уменьшено количество неукомплектованных должностей, в том числе наполовину - должностей заместителей руководителей территориальных органов юстиции. Укомплектованность по этим должностям составляет 90,5%, однако резерв на выдвижение используется лишь на четверть.

Общая укомплектованность должностей служб судебных приставов составляет 98%. Не решен вопрос с назначением на должности главных судебных приставов в ряде территориальных органов юстиции.

Все активнее в решении проблем повышения профессиональной квалификации и подготовки государственных служащих участвуют образовательные учреждения при Минюсте России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»