Принят
 на девятнадцатом пленарном
 заседании Межпарламентской Ассамблеи
 государств - участников СНГ
 (постановление N 19-9
 от 26 марта 2002 года
)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

     
Об основах социального обслуживания населения  



Настоящий Закон в соответствии с конституцией государства, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает правовые основы деятельности в сфере социального обслуживания населения и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства на социальное обслуживание.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Законодательство государства о социальном обслуживании

1. Законодательство государства о социальном обслуживании состоит из настоящего Закона, других законов и нормативных правовых актов государства, а также законов и нормативных правовых актов административно-территориальных единиц государства.

2. Законодательные и нормативные правовые акты государства, а также законы и нормативные правовые акты административно-территориальных единиц государства, прямо или косвенно касающиеся сферы социального обслуживания, должны соответствовать данному Закону. В случае возникновения разногласий действуют нормы настоящего Закона.

Статья 2. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

социальное обслуживание - комплексная деятельность органов государственного управления и местного самоуправления и социальных служб по оказанию населению социальных услуг;

социальные службы - организации независимо от форм собственности, а также граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, предоставляющие социальные услуги;

социальные услуги - виды деятельности, работ, направленные  на удовлетворение потребностей граждан, совершаемые в их интересах, по оказанию помощи в трудных жизненных ситуациях, по их прогнозированию и профилактике;

работник социальной службы - специалист, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным государством требованиям и характеру выполняемой работы, и склонный по своим личным качествам к оказанию социальных услуг;

клиент социальной службы - гражданин или группа граждан, которым предоставляются социальные услуги;

трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность гражданина, или ситуация, которую он не может преодолеть самостоятельно:

а) инвалидность;

б) преклонный возраст (старость);

в) болезнь;

г) последствия производственной травмы и профессионального заболевания;

д) потеря кормильца, одиночество, сиротство, безнадзорность малообеспеченность;

е) безработица, отсутствие определенного места жительства;

ж) вынужденная смена страны постоянного проживания;

з) период беременности и кормления ребенка;

и) устойчивая психическая зависимость, последствия насилий или ситуаций, связанных с риском для жизни;

к) семейное неблагополучие, конфликты и жестокое обращение в семье;

л) иные трудные жизненные ситуации.

Статья 3. Цели социального обслуживания


Целями социального обслуживания являются:

1) содействие обеспечению равных возможностей для всех членов общества, направленное на укрепление социального единства и недопущение социальной изоляции;

2) возможность вести достойную, безопасную и творческую жизнь, в полной мере участвуя при этом в делах общества;

3) оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;

4) прогнозирование и профилактика возникновения трудных жизненных ситуаций;

5) активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.

Статья 4. Принципы социального обслуживания


Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) отнесения социального благополучия и социальной защиты населения к факторам обеспечения национальной безопасности;

2) гарантированного предоставления гражданам бесплатного минимального объема социального обеспечения;

3) доступности социального обслуживания независимо от места проживания и (или) пребывания граждан;

4) ответственности органов государственной власти и местного самоуправления и должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере социального обслуживания населения;

5) ответственности органов государственной власти и местного самоуправления и должностных лиц и граждан за неисполнение законодательства государства в сфере социального обслуживания населения;

6) соблюдения единства интересов и координации действий граждан, органов местного самоуправления и государства в сфере социального обслуживания населения;

7) социальной справедливости при реализации прав граждан в сфере социального обслуживания вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, социального статуса, семейного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, состояния здоровья (наличия какого-либо заболевания) и иных условий, нарушающих принцип равенства возможностей при социальном обслуживании;

8) добровольности получения социального обслуживания и отказа от него;

9) гуманности, адресности и конфиденциальности социального обслуживания;

10) приоритетности предоставления социальных услуг детям и молодежи, беременным и кормящим женщинам, гражданам преклонного возраста и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

11) приоритетности мер по профилактике трудных жизненных ситуаций, социальному просвещению и воспитанию населения;

12) государственной поддержки научных исследований в области прогнозирования и разработки новых методов профилактики трудных жизненных ситуаций и иных социальных проблем;

13) равных условий деятельности социальных служб всех форм собственности;

14) развития международного сотрудничества в сфере социального обслуживания населения.

Глава 2. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


Статья 5. Гарантии соблюдения прав граждан на социальное обслуживание

1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственно-муниципальной системе социального обслуживания в его основных формах, определенных настоящим Законом.

2. Правила и порядок предоставления социальных услуг разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти государства.

Статья 6. Право граждан на социальное обслуживание

1. При получении социальных услуг граждане имеют право:

а) на уважительное и гуманное отношение со стороны работников социальных служб;

б) выбор организации и формы социального обслуживания;

в) бесплатную информацию о своих правах, обязанностях, видах, порядке и условиях оказания социальных услуг;

г) согласие на социальное обслуживание;

д) отказ от социального обслуживания;

е) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику социальной службы при оказании социальных услуг;

ж) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Статья 7. Права иностранных граждан, лиц без гражданства в
сфере социального обслуживания


Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории государства, пользуются правом на социальное обслуживание, установленным настоящим Законом, иными законами и международными договорами государства.

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

     
Статья 8. Формы социального обслуживания

1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами в следующих основных формах:

а) социальное обслуживание на дому;

б) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

в) социальное обслуживание в учреждениях временного пребывания

2. Порядок социального обслуживания на дому, в учреждениях временного пребывания, стационарных учреждениях социальных служб, требования к помещениям и их оборудованию, требования к работникам данных учреждений, типовой перечень оказываемых услуг и иные условия их деятельности устанавливаются органом исполнительной власти государства.

Статья 9. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления работниками социальных служб социальных услуг различного характера гражданам, нуждающимся в постоянном или временном социальном обслуживании, и проводится с целью использования естественных условий для их адаптации и реабилитации и (или) постоянного поддержания нормальных условий их жизнедеятельности, для оказания помощи в трудных жизненных ситуациях, а также прогнозирования и предупреждения подобных ситуаций.

2. Социальное обслуживание на дому предоставляется работниками социальных служб также одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью и другими случаями трудных жизненных ситуаций.

Статья 10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях


Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социальных служб осуществляется путем предоставления работниками социальных служб услуг различного характера гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и другим клиентам социальных служб, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, путем обеспечения и создания условий жизнедеятельности, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья, а также организации питания и ухода, посильной трудовой деятельности, мероприятий отдыха и досуга.

Статья 11. Социальное обслуживание в учреждениях временного пребывания


Социальное обслуживание в учреждениях временного пребывания социальных служб осуществляется в дневное время работниками социальных служб путем предоставления услуг различного характера гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также самостоятельно поддерживающим свою нормальную жизнедеятельность и заинтересованным в помощи на ранних этапах формирования социальных проблем и кризисов, в помощи по прогнозированию и предупреждению возникновения трудных жизненных ситуаций.

Статья 12. Социальные услуги

1. Социальное обслуживание осуществляется путем предоставления населению бытовых, коммунальных, медицинских и санаторно-оздоровительных, культурных, образовательных, правовых, физкультурно-оздоровительных социальных услуг.

2. Социальные услуги могут предоставляться в различном сочетании при:

- социальном сопровождении (патронаже) - как комплекс социальных услуг, носящих длительный и повторяющийся характер, оказываемых гражданину с целью профилактики трудных жизненных ситуаций;

- социальной адаптации и реабилитации - как комплекс социальных услуг, носящих длительный и повторяющийся характер, оказываемых гражданину с целью возобновления его нормальной жизнедеятельности после трудной жизненной ситуации.

3. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам.

4. Виды и перечень социальных услуг, требования к их объему, качеству и безопасности, квалификации работников и иные требования, определяемые в целях соблюдения прав и свобод граждан, устанавливаются органом исполнительной власти государства в государственных стандартах и других нормативно-правовых документах.

Статья 13. Плата за социальное обслуживание

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»