МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 июня 2002 года N 185


Об утверждении Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли


Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 года N 184-р

приказываю:

1. Утвердить разработанное Минэнерго России по согласованию с Минфином России Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли (прилагается).

2. Департаменту экономики и финансирования угольной промышленности (Цыбко С.С.) и Государственному учреждению по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности (Попову В.Н.) довести утвержденное пунктом 1 настоящего приказа Положение до получателей средств государственной поддержки - органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра энергетики Российской Федерации Тропко Л.А.

Министр
И.Юсуфов



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

14 августа 2002 года,

регистрационный N 3687

УТВЕРЖДЕНО
 приказом Министерства энергетики
 Российской Федерации
 от 19 июня 2002 года N 185

ПОЛОЖЕНИЕ
о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 года N 184-p (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8, ст.860) в целях совершенствования использования средств государственной поддержки угольной отрасли и определяет основные принципы формирования и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - программы местного развития), финансируемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых на государственную поддержку угольной отрасли (далее - средства господдержки).

Выделение средств господдержки на реализацию программ местного развития предусмотрено Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года N 1523 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 50, ст.5684; 1998, N 36, ст.4524; 1999, N 43, ст.5217; 1999, N 47, ст.5710; 2002, N 23, ст.2185) и Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 1998 года N 53н, зарегистрированным в Минюсте России 31 декабря 1998 года, регистрационный N 1679 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 3; 2000, N 19).

Программы местного развития реализуются в шахтерских городах и поселках при ликвидации шахт и разрезов, подразделений военизированных горноспасательных частей (далее - подразделения ВГСЧ), угледобывающих организаций, шахтостроительных и вспомогательных организаций или при сокращении численности и штата, действующих шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, шахтостроительных и вспомогательных организаций, в ходе реструктуризации угольной отрасли и направлены на обеспечение занятости высвобожденных работников отрасли, а также других жителей этих населенных пунктов.

Настоящее Положение не распространяется на реализацию проектов, непосредственно связанных с угледобывающим производством.

Главным распорядителем средств господдержки на реализацию программ местного развития является Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) в соответствии с Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 1998 года N 53н.

Средства господдержки на реализацию программ местного развития перечисляются органам местного самоуправления шахтерских городов (поселков), перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов (далее - МВК) в соответствии с п.2 Положения о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года N 1523.

Учет операций со средствами господдержки, предусмотренными на реализацию программ местного развития, осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, через лицевые счета, открытые органам местного самоуправления шахтерских городов (поселков) в органах федерального казначейства.

Оплата на выполнение работ (услуг) в рамках реализации программ местного развития осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. На федеральном уровне управление средствами господдержки при формировании и реализации программ местного развития обеспечивает Минэнерго России с участием соответствующего государственного учреждения в соответствии с п.9 Положения о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года N 1523.

3. Для финансирования мероприятий по реализации программ местного развития кроме средств господдержки могут привлекаться собственные средства организаций угольной промышленности, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников финансирования в соответствии с п.5 Положения о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 года N 1523.

4. Расчет контрольных цифр средств господдержки на планируемый год для каждого шахтерского города (поселка) осуществляется в соответствии с:

прогнозом высвобождения общей численности работников организаций угольной отрасли (расположенных в данном населенном пункте), принятой в расчетах по их социальной защите в части выплат выходных пособий и других компенсаций;

численностью безработных граждан, высвобожденных с организаций угольной отрасли в связи с реструктуризацией, получающих пособие по безработице в органах службы занятости населения по состоянию на 1 января планируемого года;

численностью работников, высвобожденных с организаций угольной отрасли в конце предыдущего года и не успевших встать на учет в качестве безработных в органах службы занятости населения;

оценкой состояния местных рынков труда на 1 января планируемого года с учетом уровня официально зарегистрированной безработицы и коэффициента напряженности (числа незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости и претендующих на одну заявленную организацией вакансию - свободное рабочее место);

численностью граждан, подлежащих переселению по проектам ликвидации организаций угольной отрасли на начало планируемого года;

численностью граждан, состоящих в очереди и подлежащих переселению на начало планируемого года;

учетом фактического уровня освоения получателями средств господдержки по программам местного развития за предыдущий год (в т.ч. по направлению "содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам");

учетом фактического уровня привлечения исполнителями проектов по направлению "содействие созданию новых рабочих мест" собственных (заемных) средств за предыдущий год;

наличием перспективного "портфеля проектов" на 1 января планируемого года;

другими обстоятельствами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы местного самоуправления шахтерских городов (поселков) на основе доведенных Минэнерго России контрольных цифр поручают уполномоченным органам (организациям) организовать работу по предварительному формированию программ местного развития.

6. Минэнерго России в соответствии с порядком исполнения сводной  бюджетной росписи федерального бюджета на текущий финансовый год оформляет и доводит до органов местного самоуправления шахтерских городов (поселков) уведомления о лимитах бюджетных обязательств по направлению "реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" на соответствующий период финансирования. Органы местного самоуправления шахтерских городов (поселков) представляют их в территориальные отделения федерального казначейства.

Минэнерго России также доводит до соответствующего государственного учреждения годовой и/или квартальный лимит бюджетных обязательств на текущий год по направлению "реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", которое формирует и представляет в Минэнерго России для подготовки годового и/или квартального плана-графика предложения по распределению годового и/или квартального лимита по получателям (органам местного самоуправления шахтерских городов (поселков).

После утверждения Минэнерго России на планируемый год сводного плана-графика выделения получателям средств государственной поддержки угольной промышленности по направлениям финансирования (далее - сводный план-график) Минэнерго России доводит до каждого получателя размер этих средств на текущий финансовый год.

7. Отбор проектов и исполнителей по реализации программ местного развития (по всем направлениям) осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. После доведения до органов местного самоуправления шахтерских городов (поселков) в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период по программам местного развития они распространяют через средства массовой информации сведения об указанных лимитах бюджетных обязательств и в недельный срок организуют проведение завершающего тура конкурсного отбора проектов.

С учетом результатов конкурса Минэнерго России заключает договоры с получателями средств господдержки - органами местного самоуправления шахтерских городов (поселков).

Содержание договора определяется типовым договором, утверждаемым МВК в соответствии с п.4 Положения о Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2001 года N 346.

9. Основанием для финансирования расходов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов (поселков) является сводный план-график и договоры об использовании средств господдержки, заключенные между Минэнерго России и получателями средств господдержки - органами местного самоуправления шахтерских городов (поселков).

10. Реализация программ местного развития осуществляется по следующим направлениям:

10.1. Профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников.

10.1.1. Оказание предувольнительных консультаций по правовым, трудовым вопросам и профессиональной ориентации, а также профессиональное переобучение осуществляются для высвобождаемых и высвобожденных работников шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата, а также для работников ликвидируемых угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций.

10.1.2. Организация предувольнительных консультаций для высвобождаемых работников осуществляется в соответствии с планами мероприятий, разрабатываемыми в рамках запланированных объемов финансирования и утверждаемыми органом местного самоуправления шахтерского города (поселка).

10.1.3. Смета расходов на организацию предувольнительных консультаций утверждается органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) и может включать следующие направления расходования средств:

расходы на организацию временных консультационных пунктов и, при необходимости, стационарных пунктов, включая расходы на приобретение оборудования;

расходы на подготовку научно-методического обеспечения (оформление наглядной информации, подбор тестов, методических материалов, приобретение учебных пособий, периодической печати, видеофильмов, формирование программ консультирования, реклама в средствах массовой информации);

расходы на оплату труда специалистов, привлекаемых для проведения предувольнительных консультаций (с учетом удержаний, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

командировочные и транспортные расходы (проезд специалистов к месту проведения выездных  консультаций, проживание в гостинице, суточные расходы);

расходы на хозяйственные нужды и приобретение канцелярских товаров (включая аренду помещения и его содержание);

прочие расходы (услуги связи, почтовые отправления).

10.1.4. Профессиональное переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников осуществляется организациями, имеющими право на ведение образовательной деятельности, в соответствии с потребностями в переобучении высвобождаемых работников, а также сметами расходов на организацию и проведение переобучения высвобождаемых работников, утверждаемыми органом местного самоуправления шахтерского города (поселка).

10.1.5. Для профессионального переобучения высвобождаемых и высвобожденных работников на конкурсной основе подбираются образовательные учреждения, которые обеспечивают обучение профессиям и специальностям, конкурентоспособным на рынке труда, имеют высокий уровень квалификации и опыт работы педагогических кадров, способны адаптировать учебный процесс к требованиям работодателей, а также имеющие возможность выезда для организации обучения в шахтерские города (поселки).

10.1.6. Смета расходов на организацию и проведение переобучения утверждается органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) и может включать следующие направления расходования средств:

подбор методик обучения, оснащение учебно-материальной базы в расчете на одного обучающегося;

расходы на оплату труда специалистов, привлекаемых для проведения переобучения, включая расходы на проведение конкурса по подбору организаций для переобучения и расходы на оплату труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших переобучение;

расходы на выплату стипендии переобучающимся высвобожденным работникам;

расходы на оплату аренды и содержание необходимых для переобучения учебно-производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов;

расходы на приобретение канцелярских товаров, учебно-методических пособий и информационных материалов;

командировочные, транспортные расходы;

расходы на проживание в период переобучения по нормам, предусмотренным законодательством;

расходы на оплату (при необходимости) спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также спецпитания в период переобучения;

иные расходы, связанные с организацией и осуществлением переобучения (при необходимости медицинское освидетельствование при направлении на переобучение, услуги связи, почтовые отправления).

10.1.7. Перечисление средств господдержки на организацию и проведение предувольнительных консультаций и профессионального переобучения высвобождаемых и высвобожденных работников осуществляется в соответствии с указанными выше сметами расходов, заключенными договорами на выполнение работ (услуг) (в случаях, если эти работы (услуги) производились без предварительной оплаты).

10.2.  Организация общественных работ.

10.2.1. Организация общественных работ осуществляется в шахтерских городах (поселках) в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью обеспечения временной занятости граждан, состоящих на учете в качестве безработных в органах службы занятости, за счет предоставления им общедоступных видов трудовой деятельности на объектах местной инфраструктуры, в том числе высвобожденным работникам с организаций угольной отрасли в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.

10.2.2. Направление граждан на общественные работы осуществляется в соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 N 875 "Об утверждении положения об организации общественных работ" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 год, N 29, ст.3533; 1999, N 47, ст.5707).

10.2.3. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1915; "Российская газета", N 84, 06.06.96).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»