Недействующий

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 июня 2002 года N 375


Об утверждении Положения об органах морской охраны
Пограничной службы Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу с 22 ноября 2004 года на основании
приказа ФСБ России от 23 сентября 2004 года N 611
____________________________________________________________________

В целях совершенствования правового регулирования служебной деятельности органов морской охраны Пограничной службы Российской Федерации и во исполнение требований статьи 9 Федерального закона "О Пограничной службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст.2021)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации (далее именуется - Положение).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Морской департамент.

Директор
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
генерал-полковник
К.Тоцкий


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

15 июля 2002 года,

регистрационный N 3574

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
от 14 июня 2002 года N 375

     
ПОЛОЖЕНИЕ
об органах морской охраны Пограничной службы
Российской Федерации

     

I. Общие положения

1. Органы морской охраны Пограничной службы Российской Федерации (далее именуются - органы морской охраны) - органы управления (Морской департамент, морские отделы региональных управлений), государственные морские инспекции региональных управлений, центры государственного контроля, анализа и прогнозирования промысловой обстановки, национальные пограничные координационные центры, отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей, отдельные дивизионы пограничных сторожевых кораблей, отдельные дивизионы пограничных сторожевых катеров, обеспечивающие реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации (далее именуется - Государственная граница) на море, реках, озерах и иных водоемах, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охраны биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и за их пределами, где в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российская Федерация обладает правами на сохранение и использование биологических ресурсов, а также Азовского и Каспийского морей (далее именуются - морские биологические ресурсы) и осуществлению государственного контроля в указанной сфере.

2. Органы морской охраны в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФПС России и настоящим Положением.

3. Структура и штат органов морской охраны утверждаются директором ФПС России.

4. Морской департамент является структурным подразделением ФПС России.

Морские отделы, центры государственного контроля, анализа и прогнозирования промысловой обстановки, национальные пограничные координационные центры являются подразделениями управлений региональных управлений.

Государственные морские инспекции являются филиалами управлений региональных управлений.

Отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей, отдельные дивизионы пограничных сторожевых кораблей, отдельные дивизионы пограничных сторожевых катеров являются морскими соединениями и частями, входящими в состав региональных управлений.

Положение о Морском департаменте утверждается директором ФПС России. Положения о морском отделе, центре государственного контроля, анализа и прогнозирования промысловой обстановки, национальном пограничном координационном центре, государственной морской инспекции, отдельной бригаде пограничных сторожевых кораблей, отдельного дивизиона пограничных сторожевых кораблей, отдельного дивизиона пограничных сторожевых катеров утверждаются начальником соответствующего регионального управления.

     

II. Основные задачи

5. Основными задачами органов морской охраны являются:

осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов;

участие в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации;

координация использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;

участие в защите и охране Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах;

участие в выполнении возложенных на войска Пограничной службы Российской Федерации (далее именуется - Пограничная служба) задач и обеспечение деятельности указанных войск;

привлечение в соответствии с федеральным законодательством к выполнению отдельных задач в области обороны.

     

III. Основные функции

6. Основными функциями органов морской охраны являются:

6.1. Государственный контроль, в пределах своей компетенции, за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.

6.2. Выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.

6.3. Во взаимодействии с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрана биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

6.4. Участие в поддержании режима Государственной границы на море, правовых режимов территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации.

6.5. Участие в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, пограничный режим, режим в морских пунктах пропуска через Государственную границу.

6.6. Взаимодействие, в пределах своей компетенции, с соответствующими подразделениями других федеральных органов исполнительной власти по вопросам поисково-спасательного обеспечения на море.

6.7. Участие в работе комиссий по лицензированию рыбохозяйственной деятельности, а также бассейновых научно-промысловых и региональных рыбохозяйственных советов.

6.8. Сотрудничество и взаимодействие, в пределах своей компетенции, с пограничными и рыбоохранными органами (службами береговой охраны), поисково-спасательными службами иностранных государств.

6.9. Участие в осуществлении мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации, норм международного права и международных договоров Российской Федерации по предотвращению загрязнения морской среды в районах несения службы кораблями, катерами и судами.

6.10. Осуществление анализа и контроля за перечислением средств, взыскиваемых в качестве штрафов, предъявленных исков и средств, поступающих от реализации задержанных промысловых судов и рыбопродукции.

6.11. Содействие оперативным органам Пограничной службы в реализации результатов оперативной деятельности.

6.12. Осуществление контроля за состоянием радиационной и химической обстановки в пунктах базирования соединений и воинских частей.

6.13. Подготовка предложений по нормам обеспечения основными образцами вооружения, военной и специальной техники, шкиперо-техническим имуществом, нормам расхода ресурсов и горючего органами морской охраны, а также порядку принятия на вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта, эксплуатации и списания образцов вооружения, военной и специальной техники в соответствии с нормативными правовыми актами ФПС России.

6.14. Подготовка предложений о потребностях в финансовых средствах на закупку, эксплуатацию, ремонт вооружения, военной и специальной техники, шкиперо-технического имущества, технических средств органов морской охраны, а также осуществление контроля за расходованием указанных средств по назначению.

6.15. Участие в организации и контроле за осуществлением материального обеспечения органов морской охраны.

6.16. Участие в кадровом обеспечении служебной деятельности органов морской охраны.

6.17. Организация специальной подготовки личного состава органов морской охраны.

6.18. Участие в работе межведомственных групп по вопросам, относящимся к компетенции органов морской охраны.

6.19. Участие в предупреждении, выявлении и пресечении попыток пересечения террористами Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, а также незаконного перемещения на этих участках оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера. Участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

6.20. Участие в пресечении контрабандной деятельности на морских, речных и озерных участках Государственной границы, незаконного перемещения через нее грузов, товаров и животных.

6.21. Участие в обеспечении обязательств Российской Федерации по договорам Российской Федерации в пределах своей компетенции.

6.22. Организация и осуществление учетов, необходимых для выполнения задач органами морской охраны, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФПС России.

6.23. Изучение и обобщение опыта служебной деятельности, опыта соответствующих органов иностранных государств, внедрение положительных результатов в служебную деятельность.

6.24. Участие в подготовке законодательных актов и разработка нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции органов морской охраны.

6.25. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан в пределах своей компетенции.

6.26. Подготовка предложений по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

6.27. Подготовка предложений для принятия решений по охране Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах, охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации.

IV. Основные права

7. В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст.1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст.1861; 1996, N 50, ст.5610; 1997, N 29, ст.3507; 1998, N 31, ст.3805, 3831; 1999, N 23, ст.2808; 2000, N 32, ст.3341; N 46, ст.4537; 2001, N 13, ст.1147; 2002, N 1, (часть I), ст.2), федеральных законов от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст.6273; 2001, N 33 (часть I), ст.3429; 2002, N 12, ст.1093), от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст.4694; 1999, N 7, ст.879; 2001, N 33 (часть I), ст.3429) органы морской охраны имеют следующие основные права:

7.1. Осуществлять контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил пересечения Государственной границы на море, реках, озерах и иных водоемах.

7.2. В пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации сопровождать российские и иностранные суда.

7.3. Предлагать судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в территориальное море Российской Федерации.

7.4. Предлагать судну изменить курс, если он ведет в запретный или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания.

7.5. Останавливать судно и производить его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. Останавливать судно, если имеются достаточные основания считать, что это судно произвело незаконный сброс вредных веществ во внутренних водах, в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

7.6. Снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

7.7. Преследовать, останавливать, осматривать и задерживать российские и иностранные суда, нарушившие международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а при преследовании по горячим следам и за его пределами - конвоировать их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения.

7.8. Останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, осуществляющие разведку и промысел живых ресурсов, перегрузку выловленных (добытых) живых ресурсов на другие суда, разведку и разработку неживых ресурсов, ресурсные и морские научные исследования и иную деятельность в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а в случае нарушения указанными судами федерального законодательства и международных договоров Российской Федерации преследовать, задерживать и доставлять их в ближайший порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов).

7.9. Проверять на судах, искусственных островах, установках и сооружениях документы на право осуществления деятельности, указанной вышеперечисленными федеральными законами, а также орудия лова (добычи), оборудование, инструменты, установки и другие предметы, используемые при осуществлении такой деятельности.

7.10. Патрулировать районы промысла, а также районы, в которых проходят пути миграции и нагул анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

7.11. Осуществлять контроль за освоением пользователями квот добычи (вылова) морских биоресурсов и вести учет добычи (вылова) морских биологических ресурсов пользователями по их видам, периодам и районам промысла.

7.12. Вносить предложения о приостановлении и аннулировании лицензий на промышленное рыболовство, а также лицензий (разрешений) на добычу (вылов) морских биологических ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»