ПИСЬМО
от 17 декабря 2001 года N 535/19-12
[О рекомендациях по созданию системы социального партнерства
в профессиональном образовании]
В настоящее время одной из актуальных проблем системы начального профессионального образования является организация постоянного взаимодействия с социальными партнерами в целях обеспечения эффективности функционирования этой системы.
С 1996 года под эгидой Европейского фонда образования реализуется пилотный проект "Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России".
Центральное место в проекте занимают вопросы изучения рынка труда и взаимодействия с социальными партнерами.
В ходе реализации проекта накоплен большой опыт работы в области социального партнерства, на основе которого разработаны Рекомендации по созданию системы социального партнерства в профессиональном образовании.
Направляем данные Рекомендации для руководства и использования в практической работе.
Первый заместитель министра
А.Ф.Киселев
Одной из основных задач региональной системы начального профессионального образования является удовлетворение потребностей различных отраслей экономики в подготовке квалифицированных рабочих. Наряду с функциями социальной защиты начальное профессиональное образование должно гарантировать молодежи получение профессиональных знаний и навыков, которые будут востребованы их будущими работодателями.
Для системы профессионального образования в целом, а для начального профессионального образования в особенности, крайне важно создание и развитие системы социального партнерства, организация постоянного социального диалога между профессиональными училищами и лицеями, работодателями, общественными организациями и органами по труду и занятости на взаимовыгодной и равноправной основе.
Социальное партнерство в начальном профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Эта система призвана помочь образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры регионального рынка труда.
Наряду с профессиональными характеристиками на первое место в ряду требований работодателей выходят функциональные и личностные качества работников, такие как отношение к работе, умение общаться с людьми, творческий подход к делу, умение принимать решения и организовывать их исполнение, и т.д.
В современных социально-экономических условиях образовательные учреждения начального профессионального образования только в тесном контакте с работодателями - непосредственными потребителями их продукции смогут выполнять свою главную задачу - осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по профессиям, востребованным на региональном рынке труда.
Заинтересованность в системе социального партнерства объединений работодателей и работников объясняется следующим. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, снизится социальная напряженность.
Не меньший интерес к социальному партнерству с профессиональной школой имеют и органы по труду и занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность органов по труду и занятости в становлении системы социального партнерства в начальном профессиональном образовании.
Для самой системы начального профессионального образования социальное партнерство должно стать естественной формой существования.
Непосредственно для образовательных учреждений укрепление связей с предприятиями, органами по труду и занятости, общественными организациями открывает следующие дополнительные возможности:
- упрощается доступ к информации о региональном рынке труда (кадры каких профессий и в каком количестве потребуются на рынке труда);
- обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки в образовательных учреждениях (профессиональный профиль, квалификационные характеристики);
- упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;
- открываются более широкие возможности для организации практики обучающихся;
- появляются возможности для организации краткосрочной стажировки педагогических работников в целях ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;
- расширяются возможности трудоустройства выпускников образовательных учреждений;
- инициируются новые совместные коммерческие проекты для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений (открытие курсов по повышению квалификации работников предприятий, создание совместных мастерских, магазинов, центров обслуживания населения и др.).
В ходе работы по созданию системы социального партнерства определились основные категории социальных партнеров:
- работодатели (как правило, крупные и средние предприятия);
- органы исполнительной власти (органы управления образованием всех уровней, по труду и занятости, молодежной политике, внутренних дел, а также управления региональных экономикообразующих отраслей);
- общественные организации (профсоюзы, объединения и ассоциации работодателей, торгово-промышленные палаты и т.д.).
Причем на уровне образовательного учреждения этот перечень участников может быть дополнен за счет субъектов рынка образовательных услуг, то есть образовательных учреждений других уровней образования.
Положительный опыт сотрудничества с органами по труду и занятости заключается в совместном изучении и анализе регионального рынка труда, прогнозах потребностей предприятий, использовании базы образовательных учреждений для переподготовки безработных.
Развитие сотрудничества с профсоюзами и общественными организациями способствует снижению социальной напряженности в обществе, повышению их ответственности за организацию профессионального обучения, увеличению их влияния на законодательные процессы, имеющие отношение к профессиональному образованию и обучению.
Главными формами работы образовательных учреждений с социальными партнерами являются:
- договорные (включают в себя все виды взаимодействия на основе двухсторонних и многосторонних договоров);
- организационные (создание дополнительных органов - консультационных и прочих советов).
Основными договорными формами сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами являются:
- в части взаимодействия с работодателями:
- организация производственного обучения и практики обучающихся;
- стажировка и повышение квалификации педагогических работников;
- переподготовка и обучение работников предприятий;
- совместная коммерческая деятельность и реализация проектов;
- совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках;
- оказание предприятиям информационных и консалтинговых услуг;
- оказание маркетинговых услуг;
- выполнение работ по договорам подряда;
- совместное участие в международных проектах;
- проведение научно-исследовательских и технологических работ;
- в части взаимодействия с органами по труду и занятости:
- профориентация обучающихся;
- содействие в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений;
- информация о рынке труда и занятости населения;
- переобучение безработных;
- в части взаимодействия с общественными организациями:
- социальное взаимодействие.
Организационные формы сотрудничества являются более высоким уровнем взаимодействия с социальными партнерами. Они предполагают создание организационных структур, наделяемых специальными полномочиями и действующих на основе уставных и других регулирующих документов, утверждаемых в установленном порядке. Как правило, это - советы (консультативные, профессиональные, попечительские и т.д.).
В состав Консультативного совета входят представители органов исполнительной власти, включая органы управления образованием и по труду и занятости разного уровня (региональные, муниципальные), молодежной политике, внутренних дел, управления экономикообразующих отраслей; работодателей, их объединений, профсоюзов работников и т.д., а также учебно-методических служб и образовательных учреждений.
Консультативный совет функционирует при администрации региона (губернаторе или его заместителе по социальной сфере).
Профессиональные советы объединяют, как правило, отраслевые структуры (например: орган управления, координирующий отрасль деревообрабатывающей промышленности, - комитет по лесу, объединение работодателей по деревообработке и крупных работодателей - производителей мебели или строительных материалов и т.д., а также образовательные учреждения, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих и специалистов для этой отрасли промышленности).
В Попечительский совет входят управленческие структуры, связанные со сферой образования (управления образованием, по молодежной политике, внутренних дел и т.д.), обучающиеся и их родители, представители общественных организаций, депутаты, меценаты и т.д.
При этом задачами Консультативного совета являются:
- содействие в разработке стратегии развития системы начального профессионального образования;
- привлечение к работе по развитию системы начального профессионального образования региональных органов управления (образованием, службы занятости) и общественных организаций, заинтересованных в участии в этом процессе;
- согласование и координация действий образовательных учреждений, работодателей, общественных организаций и региональных органов управления в планировании и организации подготовки кадров с учетом требований рынка труда;
- выработка предложений по возможной корректировке учебных программ и планов, введению дополнительных блоков в образовательные программы;
- выработка предложений по внесению изменений и дополнений в региональный компонент перечня профессий, в профессиональные стандарты на новые профессии;
- оценка перспектив изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствии с концепцией социально-экономического развития региона и отраслевыми прогнозами;
- содействие образовательным учреждениям в оценке изменения квалификационных характеристик по профилирующим профессиям;
- содействие и координация научно-исследовательских работ в области анализа регионального рынка труда, современной системы подготовки и повышения квалификации кадров и т.д.;
- помощь образовательным учреждениям в организации ежегодных конкурсов знаний профессионального мастерства обучающихся;
- содействие в разработке и издании учебно-методической литературы для образовательных учреждений.
Задачи Попечительского совета:
- содействие совершенствованию образовательного процесса, внедрению новых методических подходов к обучению;
- содействие укреплению и развитию учебно-материальной базы образовательного учреждения;
- содействие в организации социальной поддержки обучающимся и педагогическим работникам;
- развитие системы поощрительных фондов и грантов;
- содействие в организации зимнего и летнего оздоровительного отдыха;
- организация конкурсов и олимпиад;
- организация спонсорской помощи образовательному учреждению.
Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики региона, социальной обстановки, мотивированности со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей, а также от воли, желания и возможностей руководителей образовательных учреждений.
В каждой конкретной ситуации может складываться более или менее благоприятная обстановка для развития системы социального партнерства, но в любом случае можно выделить несколько этапов, характерных для этого процесса.
Основные этапы создания системы социального партнерства:
1. Подготовительный, целью которого является осознание образовательным учреждением необходимости установления нового типа взаимодействия с региональным рынком труда, оценки собственного потенциала.
На данном этапе коллективу образовательного учреждения необходимо провести своего рода инвентаризацию реальных и потенциальных партнеров и их интересов, то есть необходимо исследовать ту отрасль экономики, для которой готовит кадры образовательное учреждение. Следует иметь информацию о том, какими предприятиями, организациями и профессиональными ассоциациями она представлена; каким образом данная отрасль видится в стратегическом плане развития региона, каким потенциалом на перспективу она обладает.